Методика оценки финансовой политики
Методика включает ряд шагов. 1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.): целей и финансовых стратегий организации, финансовые программы развития; внешних и внутренних факторов функционирования. 2. Анализ: организационно-распорядительной документации организации, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.); форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерской отчетности, бюджетов, платежных календарей, бизнес-планов, отчетов о структуре затрат, отчетов об объемах продаж, отчетов о состоянии запасов, балансов оборотных средств, ведомостей — расшифровок задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.); кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счета-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между организацией и иными юридическими (физическими) лицами. 3. Процедура контроля финансовой политики организации включает ряд направлений, описанных ниже. 3.1. Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности. 3.1.1. Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку следующих обобщающих финансовых показателей: технико-организационный уровень функционирования организации; показатели эффективности использования производственных ресурсов; результаты основной и финансовой деятельности; рентабельность продукции; оборачиваемость и рентабельность капитала; финансовое состояние и платежеспособность организации.
3.1.2. Кроме вышеуказанных процедур следует оценить финансово-хозяйственные перспективы развития организации (включая вероятность возникновения проблем, связанных с ее финансовым состоянием в будущем). 3.2. Управление структурой капитала организации. 3.2.1. Проанализировать и оценить: соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа, зависимость уровня левериджа от структуры финансирования, размер и структуру заемных источников; структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного); эффективность использования собственного и заемного капиталов; рациональность процедур и оптимальность условий заемного финансирования (формы договоров, обеспечение их выполнения, стоимость и степени риска заемных источников и т.д.). 3.2.2. Рассчитать цену совокупного капитала и цену организации. 3.3. Политика привлечения новых финансовых ресурсов. 3.3.1. Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых потребностей. 3.3.2. Рассчитать результат хозяйственной и финансовой деятельности, оценить возможные варианты развития организации и последствия той или иной стратегии финансирования. 3.3.3. Выяснить сроки заемного финансирования, проконтролировать своевременность погашения долгов. 3.4. Управление капиталом, вложенным в основные средства. 3.4.1. Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала организации в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности. 3.4.2. Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества. 3.4.3. Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.
3.5. Управление оборотными средствами. 3.5.1. Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство. 3.5.2. Проанализировать и оценить: состав и структуру источников формирования оборотных средств; используемые методы расчета потребности в оборотном капитале, достаточность оборотных средств для нормального хода производственного процесса; степень соблюдения установленных нормативов оборотных средств; соотношение долей оборотных активов разных степеней риска; мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств. 3.6. Управление финансовыми рисками. 3.6.1. Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков. 3.7. Системы бюджетирования и бизнес-планирования. 3.7.1. Проанализировать и оценить: обоснованность принятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование и др.), используемых методов составления бюджетов или смет; временные (год, квартал, месяц и т.д.) и пространственные (взаимосвязи подразделений) параметры бюджетов; последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации; широту применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и т.п.), структуру, уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет); процедуры формирования (включая согласование показателей, утверждение и контроль) бюджетов и бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение; процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнением бюджетного регламента, в частности, на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин; принимаемые меры по отклонениям в бюджетах, в частности, на предмет рациональности, действенности мер, оперативности представления информации по отклонениям (об исполнении бюджетов) руководству предприятия, корректировки бюджетов;
фактическое выполнение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль) бюджетирования (или бюджетного регламента) и бизнес-планирования, порядок ответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимально распределяется при использовании оперативно корректируемых или «гибких» смет). При этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежными потоками. 3.7.2. Установить: обеспечивают ли системы бюджетирования и бизнес-планирования лучшую координацию деятельности, повышение управляемости и адаптивности организации к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал и т.д.) и внешней среде (рыночная конъюнктура); создают ли они оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения (поступления и расходования) денежных средств; соответствуют ли они принципу сквозного финансового планирования; снижают ли они возможность злоупотреблений (например, сговора работников отдела сбыта с покупателями продукции и т.д.) и ошибок в управлении; демонстрируют ли они взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формируют ли единое видение работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками; обеспечивают ли они более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку. 3.7.3. При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь финансового). 3.8. Система безналичных расчетов. 3.8.1. Проанализировать и оценить используемую в организации систему безналичных расчетов, а именно: структуру различных форм расчетов по договорам, включая относительно факта совершения сделки — предоплата и т.д., с точки зрения условий оплаты — акцептная, аккредитивная и т.п., по используемым платежным средствам — без использования платежных средств (т.е. расчеты требованиями, поручениями и т.д.) и с их использованием (векселя и т.д.);
уровень исполнения организацией своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед организацией; применяемые методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии и т.д.); своевременность и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы. 3.8.2. Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности: по срокам погашения; по типам дебиторов (покупатели, заемщики и т.д.); по удельному весу отдельных крупных дебиторов (предполагается ранжирование дебиторов по их значимости или суммам задолженности); по уровням задолженности (перед предприятием, его структурными звеньями и т.п.); по качеству (вероятность оплаты в срок и др.). 3.8.3. Проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности: по срокам погашения; по удельному весу отдельных крупных кредиторов; по типам кредиторов (обязательства перед бюджетом должны быть рассмотрены по их структуре); по качеству. 3.8.4. Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины как организацией, так и ее контрагентами, возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения задолженности, распределение платежей но приоритетности и т.д.), оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов но категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов организации, покупка в рассрочку, лизинг и т.д.). 3.8.5. Проанализировать и оценить возможности: погашения задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.); проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет; ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии); снижения неденежных форм расчетов. В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, т.е. независимыми, специалистами — аудиторами. В последнем случае она является одним из видов консультационных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|