Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и исторические предпосылки экзистенциализма

Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека. Для преодоления психологизма в таком понимании бытия в экзистенциализме бытие наполняется понятием трансцендентного переживания. Следовательно, это не переживание отдельного существа, а экзистенция (существование). Экзистенция трансцендирует бытие его конечностью, т. е. смертностью. Таким образом, трансцендирование – это выход за пределы существования человека.

В рамках разных направлений трансцендирование понимается по-разному. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это Бог, для М. Хайдеггера трансцендентность – это реальность, но ее невозможно осмыслить рационально.

В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцендентальность, т. е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. – П. Сартра, у которого трансцендентальность есть ничто, т. е. нигилистическое понятие, свобода есть отрицательность по отношению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проецирует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. А ее сущность в идеале – в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой проявления крайнего индивидуализма.

Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

 

Экзистенциализм это:

ТолкованиеПеревод

·

·

·

·

·

·

·

·

Экзистенциализм

(от позднелат. exsistentia — существование)

или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазнойфилософии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939—45 воФранции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. получилраспространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этогонаправления в Италии — Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религиозно-философскогонаправления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К.Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С.Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние Философия жизни иФеноменология Э. Гуссерля.

Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование какосновной принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённуюцелостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание,Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данноенепосредственно, как человеческое Существование, или экзистенция (которая, согласно Э., непознаваема нинаучными, ни даже философскими средствами). Для описания её структуры многие представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качествеструктуры сознания его направленность на другое — интенциональность. Экзистенция «открыта», онанаправлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция естьбытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структурыэкзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости,совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто,движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моментыглубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчётакоторой является смерть. В отличие от физического времени — чистого количества, бесконечного рядапротекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает каксудьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь,раскаяние, смерть и т.д. Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значениебудущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда»,отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая егосвязь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческогосуществования выражается, согласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, вкоторую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу,сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, всё это —эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историчность и ситуационность экзистенции — модусы её конечности.

Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы.В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается формафилософствования у представителей Э. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающихреальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифо-поэтический (уХайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь «намекнуть» на него, то учениеСартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критическийхарактер.

Э. отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу (См. Свобода) кпознанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит враскрытии природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил. Свобода, согласно Э.,— этосама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в«направленности-на», в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э.определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можнообрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку «человекобречён быть свободным». Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, которое должен нести человек,поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все»,но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит уХайдеггера название «man»: это безличный мир, в котором всё анонимно, в котором нет субъектов действия,а есть лишь объекты действия, в котором все «другие» и человек даже по отношению к самому себеявляется «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за чтоответственности. У Бердяева этот мир носит название «мира объективации», признаки которого: «...1)отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим,безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытиесвободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека иего мнений, уничтожающая оригинальность» («Опыт эсхатологической метафизики», Париж, 1949, с. 63).

Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишьподчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает бессмысленной,абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ниминевозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященныхтрадиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жаждаразоблачения искажённых, превращенных форм сознания («дурной веры») оборачивается, в сущности,требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единственный способподлинного общения, который признаёт Камю, — это единение индивидов в бунте против «абсурдного»,мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстазможет объединить человека с другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием«абсурдного» человека.

Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидовпорождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинноебытие — трансценденция — является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию— это диалог. Бытие, по Марселю, не «Оно», а «Ты». Поэтому прообразом отношения человека к бытиюявляется личное отношение к др. человеку, осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование естьакт, посредством которого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистического «Я». Любовь естьтрансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная; а поскольку такойпрорыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере «таинства».

Прорывом объективированного мира, мира «man», является, согласно Э., не только подлинноечеловеческое общение, но и сфера художественно-философского творчества (См. Творчество). Однакоистинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанногрозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, чтовсё в мире, в конечном счёте, терпит крушение уже в силу самой конечности экзистенции, и потому человекдолжен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит,незащищенности самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придаёт егопривязанности особую чистоту и одухотворённость. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинногобытия оформляется в эсхатологическое учение (см. Эсхатология).

В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого.Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска Э. являются свидетельством кризисногосостояния современного буржуазного общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтомуфилософия Э. может быть названа философией кризиса.

Социально-политические позиции у разных представителей Э. неоднородны. Так, Сартр и Камюучаствовали в Движении Сопротивления; с конца 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левымрадикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения новых левых. Политическая ориентация Ясперса и Марселя носитлиберальный характер, а социально-политическим воззрениям Хайдеггера, в своё время сотрудничавшего снацизмом, присуща ярко выраженная консервативная тенденция.

Э. отразил духовную ситуацию буржуазного общества, обнажил его противоречия и болезни, — нопредложить выход из этой ситуации он не смог.

Идеи и мотивы Э. получили распространение в современной западноевропейской, американской ияпонской литературе; они отразились не только в художественных произведениях самих философов-экзистенциалистов (Сартр, Камю, Марсель, де Бовуар), но и в творчестве А. Мальро, Ж. Ануя, Э. Хемингуэя,Н. Мейлера, Дж. Болдуина, А. Мёрдок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.

Лит.: Гайденко П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра кХейдеггеру, пер. с нем., М., 1964; Современный экзистенциализм, М., 1966; Соловьев Э. Ю.,Экзистенциализм, «Вопросы философии», 1966, № 12; 1967, № 1; его же, Экзистенциализм, в кн.:Буржуазная философия XX века, М., 1974; Современная буржуазная философия, М., 1972; гл. XIII и XIV;Foulquie P., L’existentialisme, P., 1947; Castelli Е., Existentialisme théologique, P., 1948; Siebers G., Die Krisis desExistentialismus, Hamb.— Bergedorf, 1949; Müller M., Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart,Hdlb., 1949; Lenz J., Der moderne deutsche und französische Existentialismus, 2 Aufl., Trier, 1951; Wahl J., Lesphilosophies de l’existence. P., 1954; Allen Е. L., Existentialism from within, L., [1953]; Heinemann Fr.,Existenzphilosophie lebendig oder tot?, Stuttg., [1954]; его же, Jenseits des Existentialismus, [Stuttg., 1957];Gignoux V., La philosophie existentielle. P., 1955; Lukacs G., Existentialisme ou marxisme, [2 éd.], P., [1961];Bollnow O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., [1960]; Abbagnano N., Introduzione all’esistenzialismo, [2 ed.], [Mil., 1967].

П. П. Гайденко.

 

Экзистенциализм: Отчуждение человека от об – ва – главная проблема этого направления. Представит этого направления указывают, что отчуждение явл общей характеристикой человека в обществе. Философия обязана помочь человеку предотвратить трагическое умонастроение, а если это не возможно, то искать и находить своё «Я». Религиозные экзистенциалисты считали, что можно преодолеть плохое настроение, потому как вера в бога даёт надежду. Основными категориями человеч бытия для них были понятия: забота, покинутость, отчуждённость, страх, смерть… Сущность человека раскрывал ЖП Сартр: при изготовлении вещи, человек формирует идею, при его рождении наоборот. После рождения только предстоит стать человеком. Для вещи сущность предшествует существованию. Человек – своего рода «проект», который реализуется всю жизнь. Трагедия человека в том, что он свободен и может выбирать. Пограничная ситуация: Находится на грани жизни и смерти. Альберт Коню считал центрально проблему самоубийства. Необходимо оказать помощь отчаявшемуся человеку. Мир бессмыслен, но сама жизнь – ценность, ради которой стоит жить. Угроза смерти заставляет задуматься о смысле и содержании прожитой жизни.

Экзистенциализм явился выражением духа времени, он стал мощным откликом на Первую мировую войну, породившую катастрофу в европейском сознании. Война показала, хрупкость, неустойчивость, конечность человека.

Философия экзистенциализма явл-ся одним из направлений иррационализма, кот-ый утверждает, что в основе мира лежит некое нерациональное, не постижимое разумом, начало (это м.б. воля к власти), у экзист-ма это – струк-ра внутреннего опыта.

Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Однако определение "атеистический" по отношению к экзистенциализму несколько условно, так как признание того, что Бог умер, сопровождается у его сторонников утверждением невозможности и абсурдности жизни без Бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора (утверждал, что чел-к не может быть познан до конца средствами логики) М. Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Преобладающее влияние на экзистенциализм оказали философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Экзистенциализм - это фил-я, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я.

Экзистенциализм пытается возродить онтологию (учение о бытии). Бытие должно быть постигнуто только интуитивно, как некая изначальная непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта (существование есть то, что никогда не становится объектом, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны). Бытие здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия - существования или экзистенции. Согласно атеистическому варианту экзистенциализма, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому описание структуры экзистенции, предпринятое Хайдеггером, есть описание ряда модусов (свойств) человеческого существования. Такие модусы экзистенции, как забота, страх, решимость, совесть и другие, определяются через смерть, они суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д.

Социальный смысл экзистенциализма раскрывается в концепциях личности и свободы. Центр тяжести перемещается с родового, общественного на единичного человека. В этой связи вводится различение индивидуальности и личности. Личность, согласно экзистенциализму, есть самоцель. Общество при этом лишь ограничивает личность. Общество - всеобщая безличная сила, навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.


Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим». Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Однако своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость, тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности.

Не возлагая надежд ни на божественное провидение, ни на логику истории, ни на всесилие науки и техники и не доверяя природной мощи, экзистенциализм обращается не к силе, а к слабости - к самому человеку в его конечности. Сегодняшний человек, согласно экзистенциализму, может черпать силы только в своей слабости, он может обрести смысл своей жизни не перед лицом вечного и бесконечного, а перед лицом смерти. Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя - вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.

Как только экзистенц-м пытается утвердить положительные ценности, он вступает с этими предпосылками в противоречие. В самом деле, как совместить культурное творчество - созидание, утверждение - с устремленностью к ничто, концу, смерти? Как соединить культуру и экзистенцию? Перед лицом ничто всякое устремление, всякое творчество с самого начала обречено на крушение, перед лицом ничто незачем строить. Поэтому экзистенциалисты (прежде всего такие философы, как Сартр, Камю) склонны скорее к бунту, чем к творчеству, созиданию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...