Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иглоукалывание и прижигание

Цзинь Синь-Чжун – Китайская Народная Медицина

 

ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЯ

 

Зам. министра здравоохранения Китайской Народной Республики

 

Цзинь Синь-Чжун КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

 

(Дополненная стенограмма публичной лекции,

прочитанной в Центральном лектории Общества

20 ноября 1957 года)

Издание 2-е

Под редакцией и с предисловием профессора В. Г. ВОГРАЛИКА

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ»

Москва 1959

 

 

20 ноября 1957 года в Центральном лектории Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и Москве заместитель министра здравоохранения Китайской Народной Республики Цзинь Сннь-чжун прочел публичную лекцию о китайской народной медицине, которая н несколько дополненном виде была опубликована издательством «Знание».

62-тысячный тираж быстро разошелся и получил большой отклик. Многочисленные запросы читателей вызвали необходимость переиздания.панной брошюры с некоторым дополнением. Предисловие ко второму изданию лекции Цзинь Синь-чжуна написано крупным специалистом, много времени посвятившим изучению китайской медицины, доктором медицин* схнх иаук, профессором В, Г, Вограликом,

 

Предисловие

Китай — наш ближайший сосед и лучший друг. Культура Китая — одна из древнейших в мире. Товарищ Мао Цзэ-дуи пишет, что «засвидетельствованная письменными памятника* ми история Китая насчитывает почти четыре тысячи лет» '.

Сказанное целиком относится и к китайской национальной медицине (чжун-и). Истоки ее теряются в глубокой древности.

Вначале чисто эмпирически в процессе познания мира it явлений природы накапливались сведения о полезном и вредном для человека, В течение многих веков специальные люди — народные врачи (и-шэн) собирали, проверяли и обобщали опыт лечения людей народными средствами. Свои познания они сохраняли и передавали потомству как устно, так и путем записи в специальные медицинские книги (и-шу-цзы). Они оставили свыше 1 800 трудов, составляющих более 30 000 томов и являющихся ценнейшим вкладом китайского народа в сокровищницу мировой медицины.

Самоотверженный труд народных врачей сделал их профессию в высшей степени популярной в Китае и способствовал плодотворному развитию самобытной китайской медицины.

Рассмотрению славной истории китайской медицины посвящено несколько страниц брошюры Цзинь Синь-чжуна.

Однако нахождение Китая под монгольским, затем маньчжурским игом и особенно в течение последних полутора сотен лет в империалистической колониальной зависимости существенно затормозило развитие всего национального в Китае, в том числе и его самобытной медицины. Потребовалась большая работа Коммунистической партии Китая, Центрального народного правительства и органов здравоохранения для того, чтобы в условиях уже освобожденного Китая обеспечить своей национальной медицине надлежащее место.

 

1 Мао Ц s э-д у н. Избранные произведения, т, 3, стр, 137. М., Издательство иностранной литературы, 1953,

 

В 1954 году при Министерстве здравоохранения Китайской Народной Республики был создан специальный отдел национальной медицины. С 1955 года стал издаваться «Журнал китайской медицины» («Чжун-и цза-чжи»). 19 декабря 1955 года в Пекине открылся Центральный научно-исследовательский институт китайской народной медицины — «Чжун-и янь-цзю-юань», на фронтоне которого крупными иероглифами запечатлены слова премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Чжоу Энь-лаяз «Развивать наследие отечественной медицины — служить делу социалистического строительства». Задачей института является систематизация и развитие наследия отечественной медицины и подготовка научных работников и преподавателей китайской национальной медицины.

В настоящее время в стране создан ряд филиалов этого института; в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу (Кантоне) и Чэнду открыты институты по подготовке врачей национальной медицины, функционирует 23 школы для усовершенствования народных врачей; создано большое число прекрасно оборудованных поликлиник и больниц народной медицины; в штаты современных медицинских и исследовательских институтов и больниц введены и народные врачи. Все работники современной медицины углубленно изучают богатейшее наследие своей национальной медицины.

В каноне китайской медицины «Хуан-ди Нэйцзин», о которой рассказывает в своей лекции Цзнпь Синь-чжун, четко определены основные принципы, которыми должен руководствоваться в своей практической деятельности врач, а также цели и задачи данной отрасли знания. Разумный образ жизни, правильное питание, соблюдение чистоты, систематическая дыхательная и двигательная гимнастика и «умение держать сердце в груди» (то есть правильно реагировать на обстоятельства жизни и не допускать чрезмерных эмоций) считаются в китайской медицине основными условиями укрепления здоровья людей и предотвращения заболеваний. В подходе к больным рекомендуется улавливать самые начальные проявления болезни, следить за их динамикой, стараться отыскивать их причины и активно действовать в направлении восстановления здоровья, используя для этого все богатство возможностей национальной медицины. Этим вопросам посвя* щена основная часть брошюры Цзинь Синь-чжуна.

Главными методами исследования больных и диагностики заболеваний в китайской национальной медицине до сих пор является следующее: расспрос больного, общий осмотр с обращением особого внимания на так называемые «окна» тела, через которые можно заглянуть как бы в глубь организма, —• глаз, ушей, носа, рта и особенно языка; ощупывание преимущественно поврежденных членов; обоняние запахов, в некоторых случаях распространяемых больным; выслушивание звуков дыхания, перистальтики кишечника и главное особенностей голоса больного; тщательное и детальное исследование пульса.

Нельзя не отметить того высокого совершенства, которого достигло в китайской национальной медицине исследование пульса (цэ-мо или цэ-мэй). Открытие пульсовой диагностики приписывается замечательному врачу древности Бянь Цяо, о котором на первых страницах своей брошюры пишет Цзинь Синь-чжун. Считается, что «пульс — отражение всего организма». Поэтому по результатам его исследования можно судить обо всем, что происходит в организме. В «Книге о трудном» («Нань-цзин»), составленной по заветам Бянь Цяо, указывается, что «концентрационной точкой» пульса является лучевая артерия рук. На ней в трех пунктах (цунь, гуань, чи) путем наложения трех пальцев, как это делают до сих пор и наши врачи, исследуется пульс. Тщательное, раздельное на обеих руках исследование пульса помогает китайским врачам понять характер болезни, индивидуальные особенности больного, высказать прогноз и назначить лечение.

В настоящее время китайские народные врачи усваивают многие методы исследования больных современной медицины, такие, как аускультация (выслушивание) и ощупывание органов, рентгенологическое и лабораторное исследование, измерение кровяного давления и др.

В данной брошюре основное внимание уделено описанию различных методов и средств лечения, применяющихся в китайской национальной медицине. Учение о них является исторически наиболее древним и практически наиболее разработанным разделом китайской медицины.

Еще в «Нэй-цзин», а затем и в более новых трудах сформулированы те руководящие положения, которыми пользуются народные врачи Китая в своей лечебной работе. Коротко они сводятся к следующему.

1. Жизнь организма протекает в определенных условияхвнешней среды. Ее неблагоприятные влияния могут явиться причиной болезней. Поэтому именно во внешней среде надо искать и средства излечения болезней — лечить надо главным образом естественными средствами природы.

2. Поскольку сам организм заболевшего играет большую роль в особенностях проявления и течения болезни, постольку лечебное значение имеет и укрепление организма изменением режима его жизни и питания, воспитанием в больном уверенности в выздоровлении.

3. Лечение каждого больного должно быть строго индивидуальным как в отношении характера, так и дозировки лечебных средств. Так как индивидуальность больного выявляется прежде всего своеобразием его болезненного синдрома ' и конкретной симптоматики болезни, а каждый синдром и симптом имеет свое происхождение, свой механизм (патогенез), то синдромно-симптоматическое лечение является и наиболее индивидуальным и наиболее патогенетическим, то есть в наибольшей степени действующим на сам механизм развития болезни.

4. По мнению китайских врачей, в отличие от гомеопатии, лечение должно исходить из принципа «or противного», то есть, например, лечение жара «холодными» средствами, холо да — «горячими». Поэтому китайские средства разделяются на две группы. Лечебное воздействие должно направляться как на больной орган, так и на содружественные с ним ор ганы. Лечение всегда должно быть комплексным как в смыс ле одновременного использования разных лечебных методов, так и в смысле воздействия на весь болезненный синдром со всеми его проявлениями.

5. В проведении лечебных мероприятий, кроме особых слу чаев, не должно быть поспешности — надо давать и самому организму бороться с болезнью. В старинной тибетской кни ге «Жуд Ши» («Сущность целебного») в этом отношении ука зывается, что надо лечить болезни, как будто идешь по сту пеням лестницы: сначала разумным образом жизни и дея тельности, затем — диетой, только после этого — лекарствами и лишь под конец — хирургической операцией.

Как указывает в своей брошюре Цзинь Синь-чжун, способы и средства лечения в китайской медицине разнообразны. При построении лечебного питания (бин-фань) предусматривается количественное ограничение пищи и учет пищеварительных возможностей больного. Огромное внимание придается систематическим гимнастическим упражнениям (тн-цао), направленным на обеспечение отдыха нервной системы, тренировку дыхания и кровообращения, деятельности внутренних органов и укрепление мышц. При этом используются различные гимнастические системы, частично описываемые в данной брошюре. Широко применяется также массаж (аньмо-чжи-ляо). В нем используются такие приемы, как поглаживание, потирание, поколачивание, пощипывание, разминание и особенно давление вращательными движениями большого пальца руки в области так называемых «жизненных точек» («кун-сюэ»), через которые в наибольшей степени может

'Синдром — совокупность симптомов, характерных для определенного поражения (синдром язвенной болезни, грудной жабы, солнечного сплетения и т. д.). В китайской медицине синдром выражает существо заболевания — полный (янь) и пустой (инь), с «горячей» (жэ) н «холодной» (лэн) функцией органов и т, д. быть оказано действие на связанные с ними внутренние ор«гакы. Воздействие на эти точки («пунктационная терапия»), может быть обеспечено также наложением специальных пластырей и особенно иглоукалыванием (акупунктура — чжень)] и прижиганием (мокса — цзю).

Последние методы зарекомендовали себя не только в Китае, но и далеко за его пределами, В VI веке нашей эры они были завезены в Японию, а затем распространились по всем странам Востока; в XVII веке они проникли в Европу; в 1828 году профессор С-Петербургской медико-хирургической академии П. Чаруковский впервые применил их у нас. В настоящее время они изучаются более чем в 20 странах, в том числе и в Советском Союзе.

В качестве медикаментозных средств в китайской национальной медицине широко используются лекарства неорганического происхождения; шире, чем где-либо, применяются лекарства животного происхождения и особенно различные растительные средства.

Обо всем этом рассказывается в брошюре Цзииь Синь- чжуна. Прочитавший ее сможет составить себе общее пред ставление об особенностях и значении китайской националь ной медицины, о том огромном вкладе, который она вносит в современную медицинскую науку и практику здравоохранения.

Вместе с тем читающие должны правильно подойти к восприятию успехов китайской медицины и переноса их для своих практических целей. Здесь не должен иметь место ни излишний скептицизм, происходящий от незнания китайской медицинской науки, ни безосновательное увлечение и переоценка возможностей китайской медицины, что побуждает некоторых неизлечимых больных возлагать надежды на исцеление китайскими средствами. Советские врачи должны углубленно изучать методы и средства китайской национальной медицины, с тем чтобы воспринять все полезное для улучшения своей работы.

С середины 1956 года, после возвращения из командировки в Китай ряда советских специалистов, в Москве, Ленинграде, Горьком, Казани и в некоторых других городах углубленно изучается китайский метод лечения больных иглоукалыванием и прижиганием (чжень-цзю). В Министерствах здравоохранения СССР и РСФСР, в Академии медицинских наук СССР обсуждались эти вопросы. В декабре 1958 года на первом Всероссийском съезде врачей-терапевтов мною был сделан доклад о первых итогах изучения метола у нас в Советском Союзе. В июне 1959 года в Горьком состоялась большая конференция с участием всех основных ли», занимающихся этим вопросом.

За последние два года китайский метод иглоукалывания был изучен и освоен рядом советских научно-исследовательских и лечебных учреждений. На основании имеющихся к настоящему времени данных метод чжень-цзютераиии получил практическое применение в Советском Срюзе.;

В СССР запрещено применять иглотерапию отдельным лицам в частной практике. Применение этого метода для лечения ряда заболеваний разрешается лишь врачам, закончившим специальный курс обучения, овладевшим методикой и техникой иглоукалывания, сдавшим экзамены по теории и практике и получившим специальное удостоверение на право проведения этого метода.

Основными показаниями для применения метода чжень-цзю у нас в настоящее время являются: функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь первой и второй стадии, стенокардия, ангиоспазмы), заболевания желудочно-кишечного тракта (с болями, спазмами и атонией пищеварительного тракта), мочеполовой системы (боли, ночное недержание мочи), эндокринных желез (легкий гипертиреоз, климактерические расстройства). Лечение может проводиться больным о вазомоторно-аллергичес-кими состояниями (бронхиальная астма, мигрень, крапивница, вазомоторный ринит, апгионевротический отек, меньеровский синдром), а также больным неврозами, невралгиями, невритами, плекситами, заболеваниями мышц, и суставов обменного и ревматического характера.

Конечно, не все больные перечисленными заболеваниями подходят для лечения чжень-цзю; выбор должен быть строго индивидуальным с учетом всех особенностей каждого из них.

Относительными показаниями считаются болезни, при которых может быть испытан метод чжень-цзю в качестве одного из слагаемых комплексной терапии. Сюда относятся остаточные явления полиомиелита, диенцефальный синдром, динамические нарушения мозгового кровообращения, тики, судороги и т. п.

Противопоказано применять чжень-цзютерапию при злокачественных и доброкачественных опухолях любой локализации, острых лихорадочных заболеваниях, активных формах туберкулеза, при беременности, в состоянии острого психического возбуждения, при опьянении, резком истощении, при глубоких поражениях внутренних органов с тяжелым расстройством их функций и, наконец, в грудном и старческом визрасте.

Несомненно, что по мере накопления опыта проведения чжень-цзютерапии советскими врачами будут уточняться показания и противопоказания к ее применению, совершенствоваться техника и улучшаться результаты. Для всего этого очень важно изучить механизм действия метода. Этим и занимаются в настоящее время как китайские, так и советские врачи.

В настоящее время установлено, как об этом говорит в своей брошюре и Цчинь Синь-чжун, что лечение иглоукалыванием и прижиганием представляет собой один из видов рефлексотерапии, то есть вызываемое уколом или прогреванием определенных нервных точек действие, которое через нервную систему влечет за собой закономерные реак< ции се стороны определенных органов, связанных с этими точками. Выяснено далее, что соответствующим раздражением определенных точек (сильным или слабым, возбуждающим или успокаивающим) можно добиться разного изменения состояния и деятельности соответствующих органов, нормализовать расстроенную функцию больных органов и тем самым способствовать восстановлению здоровья. Это и используется в лечебной медицине-

Колоссальный материал для углубленного научного изучения и практического использования представляет китайская фармация и фармакология, о которых говорит в заключительной части своей брошюры Цзинь Синь-чжун., Недаром же, как указывает автор, «арсенал лекарственных средств, применяемых в китайской медицине, насчитывает более 2 тысяч названий». Это и капли росы, собранной на золотое блюдо и используемой для лечения туберкулезных больных, и рог носорога, спасающий от действия растительных ядов, и сердце зайца, укрепляющее сердце человека, и порошок из мяса сушеной лягушки для лечения дизентерии, и бесконечно богатый выбор всевозможных китайских растений, столь' полезных при самых разнообразных болезнях. Знаменитый в настоящее время женьшень прежде употребляли в пищу и невольно отметили его возбуждающее и укрепляющее действие. Выкапывая и съедая корнеплоды, натолкнулись на слабительное действие Да-хуана (ревеня) — этого мощного слабительного средства, чаще всего применяемого в настоящее время при лечении детей.

Многие из лекарственных растений, лечебное действие которых оправдано многовековой историей их применения, были переняты затем западной медициной и вошли в сокровищницу мировой науки: эфедра, лакричный корень, китайский лимонник, шлемник, пустырник, кровохлебка, лук, чеснок и многое другое. А какое число новых растительных средств еще подлежит ввести в общее употребление!

Лекарства китайской национальной медицины (яо-чжун-и)' изготовляютег. и продаются в Китае в специальных аптеках народной медицины (яо-пу-чжун-и). В одном только Пекине! их более 300, а по всей стране — более 170 000,

В заключении брошюры Цзинь Синь-чжун приводит список наиболее изученных лечебных средств китайской медицины. Освобожденные от тягот минувшей жизни и узкособственнической морали прошлого народные врачи сообщают все новые и новые, прежде засекреченные средства и их сочетания в рецептурных прописях. Китайские народные врачи вкладывают долю своего труда и личной инициативы в социалистическое строительство, бурными темпами осуществляемое в стране.

Доктор медицинских наук., профессор В. Г. ВОГРАЛИК Краткий исторический очерк развития китайской народной медицины

1/итайская народная медицина прошла длительный путь **развития. О высоком уровне развития китайской медицины уже 2,5—3 тысячи лет назад говорят многие древние памятники культуры. Так, в книге «Чжоу-ли», появившейся за несколько веков до нашей эры, приведены данные относительно штата медицинских работников при царском дворе в эпоху Чжоуской династии (XI—III вв. до нашей эры); в этом штате насчитывалось два врача с высшей степенью, четыре врача со средней степенью, а также два врача-диетолога, восемь терапевтов, восемь хирургов, четыре ветеринара и два аптекаря.

В то время было установлено пять категорий для характеристики качества работы врачей. К первой категории относились врачи, излечивавшие всех больных, ко второй — те, у которых число выздоровевших больных составляло 90 процентов, к третьей — лечившие с процентом выздоровления 80, к четвертой — 70 и, наконец, к пятой — врачи, у которых было не более 60 процентов выздоровевших. Проверка квалификации врачей проводилась ежегодно, после этого присуждались награды или накладывались взыскания.

Первым выдающимся китайским врачом был Бянь Цяо (V век до нашей эры), который практиковал в различных провинциях. Как повествует историк, Бянь Цяо был выдающимся терапевтом, хирургом и диетологом и с успехом лечил почти 2,5 тысячи лет назад самые различные болезни, в том числе детские и женские, глазные и ушные. Он был прекрасным диагностом и широко пользовался в своей врачебной практике такими диагностическими приемами, как тщательный осмотр и опрос больного, исследование пульса, выслушивание звуков, издаваемых больным при дыхании, и т. д.

Первым замечательным памятником, в котором изложены основы древней медицины Китая, была книга «Хуан-ди Нэй-цзин» (о природе и жизни), состоявшая из 18 томов. Эта книга, представлявшая энциклопедию медицинских знании

II того времени, служила важным руководством для многих поколений китайских врачей и не потеряла своего значения поныне. Она переиздавалась несколько раз с различными дополнениями и изменениями. Дошедший до нас экземпляр этой первой рукописной книги по китайской народной медицине был переработан в VIII веке врачом Ван Бином. Он систематизировал и изложил в строгой последовательности многочисленные приемы и методы врачевания, накопленные к тому времени предшествовавшими поколениями талантливых китайских медиков. В этой книге были зафиксированы крупные открытия в области анатомии и физиологии человека, диагностики и лечения самых различных заболеваний, сделанные замечательными врачами древности.

Так, в «Хуан-ди Нэй-цзин» приведены сведения о роли же-лудка и кишечника в переваривании пищи, о том, что печень и селезенка—это основные вместилища крови. В этом сочинении, наконец, гениально предвосхищена роль сердца как двигателя, который заставляет кровь течь по сосудам.

Древние культурные связи между Китаем и Индией, Средней Азией и арабскими странами оказали самое благоприятное влияние на развитие медицины в этих странах. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что теоретические обоснования постановки диагноза по состоянию пульса, содержащиеся в «Медицинском каноне» величайшего ученого древности Авиценны (Ибн-Сина), во многом сходны с соответствующей аргументацией, предложенной выдающимися представителями китайской народной медицины. Согласно представлениям древних китайских врачей, все разновидности пульса можно разделить на четыре основных вида: пульс поверхностный, глубокий, медленный и частый. Эти четыре основных вида пульса включают в себя множество разновидностей, которые характеризуют те или иные клинические симптомы у больных.

В III веке нашей эры врач Ван Шу-хэ в своем труде «Мо-цзинь» («Трактат о пульсе») тщательно классифицировал изменения пульса при самых различных заболеваниях (болезни внутренних органов, детские и женские, различные типы лихорадок). Разделив все многообразие изменений пульса на 24 вида, относящиеся к определенным болезням, он подробно описал состояние пульса в период, предшествующий тому или иному заболеванию, и во время него.

В древнем каноне китайской медицины, каким является «Хуан-ди Нэй-цзин», говорится: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Следовательно, врач обязан повседневно сочетать лечебную работу (излечение больных) о профилактической (укрепление здоровья здоровых).

В этой связи в книге важное место занимают вопросы гигиены. В разделе, посвященном гигиене, приведены данные относительно режима питания (диета), лечебной гимнастики, роли дыхания, высоко оценивается представление о единстве тела и духа (психики).

Своеобразным путем шла китайская народная медицина и в области диагностики, основой которой служило философское учение о взаимодействии противоположных начал (отрицательных— «инь» и положительных — «янь»). Согласно данному учению, во всей Вселенной и в организме человека присутствуют два упомянутых начала (янь — мужское, инь — женское). Эти начала находятся между собой во взаимодействии и борьбе. От их взаимодействия зависит каждое проявление жизни; нарушение равновесия между ними приводит к заболеванию.

 

Пннь Цяо — первый выдающийся

китайский врач, умевший, как о нем

говорили, лечить все болезни.

 

При постановке диагноза китайские врачи издавна пользуются шестью важнейшими способами определения болезни: расспрос, осмотр, ощупывание, слушание звуков, обоняние запахов и исследование пульса. О несомненных достоинствах такого метода установления болезней говорит тот факт, что такие заболевания, как сахарный диабет, апоплексический удар, туберкулез, столбняк, были диагносцированы и подробно описаны в Китае по крайней мере на тысячу лет раньше, чем в Западной Европе.

Знаменитый клиницист Чжан Чжун-цзин, тщательно изучив самые разнообразные заболевания, сопровождающиеся лихорадочными состояниями, написал во II веке нашей эры книгу о «тифозной горячке» («Шан-хань-лунь»). В этом сочинении, состоящем из 22 глав, были изложены 357 методов лечения подобных болезней, приведены 112 важнейших рецептов л подробно описаны симптомы различных лихорадочных заболеваний. Эта книга была широко известна не только в самом Китае, но и за его пределами.

В I веке до нашей эры появились первые труды по фармакологии, в которых было описано около 400 видов лекарственных средств, главным образом растительного происхождения..Лечебное действие подобных средств было обнаружено преимущественно крестьянами, повседневно имеющими дело с растениями.

Во времена династии Хань (206 г. до нашей эры — 220 г. пашей эры) главными отраслями промышленности были соле-нарение и металлургия. Опыт солеварения показал, что соленой раствор при промывании глаз просветляет зрение, а глауберова соль (сернокислый натрий) обладает слабительным действием. Прогресс в области металлургии повлек за собой изготовление металлических медицинских инструментов этому времени относится, в частности, изготовление металлических игл для акупунктуры). В этот же период было обнаружено, по-видимому, в прямой связи с обработкой металлов, и укрепляющее действие железной пудры. Развитие металлургии вызвало подъем горнорудной промышленности и, в частности, рост производства ртути и серы, а контакт с последними выявил их лечебный эффект.

Выработка бумаги была начата во II веке до нашей эры, но овладение техникой производства бумаги произошло только во II веке нашей эры, поэтому большая часть книг Цин-Ханьского периода вырезана на деревянных дощечках или написана на щелке. Медицинские книги Ханьской династии, сохранившиеся до сего времени, тоже относятся к этому типу. В середине II века нашей эры китайские врачи изобрели способ приготовления лекарств химическим путем. Известный врач Гэ Хун (281—351 гг. нашей эры) разработал методы изготовления препаратов сернистой ртути, серного цвета, меди, железа и т. п. Позднее китайскими врачами были открыты многочисленные новые средства, с помощью которых успешно излечивались различные заболевания. Так, например, живший п конце VI и начале VII века врач Сунь Сы-мяо, подробно описавший такие болезни, как куриная слепота, бери-бери и рахит, предложил лечить куриную слепоту с помощью препаратов из печени животных. Сунь Сы-мяо написал исключительно интересную и важную для своего времени книгу «Тысяча золотых рецептов», состоявшую из 60 томов (общая часть, лечение отдельных болезней, в частности женских и детских, бери-бери, а также лечение острых отравлений, разработка ряда лечебных диет; в этой книге были более подробно описаны также приемы иглоукалывания и прижигания).

Выдающийся китайский фармаколог Ли Ши-чжень, живший в XVI веке, оказал огромное влияние па развитие в Китае медицины и ботаники.

Ли Ши-чжень родился в семье врача, его дед и отец также были врачами. С ранних лет у него появился большой интерес к медицине. Впоследствии он очень полюбил свою профессию, несмотря на то, что врачи в то время занимали незавидное положение в обществе. Ли Ши-чжень обнаружил, чго как в древних, так и в новейших фармакологических трактатах, по которым обучались врачи, имеется много ошибок, что в них не находит отражения и не обобщается многовековой опыт, накопленный народом, не уделяется внимания многим лекарственным средствам, которые широко используются населением и дают выраженный лечебный эффект. Именно это и натолкнуло его на мысль написать книгу, в которой были бы отражены все достижения отечественной фармакологии.

 

Хуа То — видающийся хирург древнего Китая.

Жил и работал во II веке нашей эры (141—208 гг.);

применял общее обезболивание, успешно лечил

переломы и заболевания костей. Разработал

оригинальную систему физических упражнений.

 

 

Созданный им монументальный труд «Основы фармакологии» («Бэн-цао-ган-му») не утратил своей научной ценности и для современной медицины. В «Основах фармакологии» был обобщен богатейший опыт, накопленный китайскими врачами за предшествующие века, вплоть до XVI столетия. В этом труде было описано 1892 лекарственных средства, главным образом растительного происхождения. Это выдающееся произведение одновременно явилось также серьезным вкладом в дело изучения и классификации растений, произрастающих в Китае. Труд Ли Ши-чженя сыграл неоценимую роль в развитии китайской медицины и фармакологии. Большое влияние оказал этот труд на соответствующие отрасли науки и в смежных с Китаем странах. Так, первое ксилографическое печатное издание «Основ фармакологии» (1606 г.) получило широкое распространение в Японии, а затем этот труд дважды (1783 и 1929 гг.) переводился на японский язык. Заимствования из «Основ фармакологии» Ли Ши-чженя обнаружены также в литературе европейских стран. Так, например, а 1659 году на латинском языке была издана книга «Описание лекарственной флоры Китая». Книга русского врача-китаеведа А. Татаринова «Каталог китайских медикаментов», выпущенная в 1857 году, составлена на основе труда Ли Ши-чженя, а отдельные главы представляют собой перевод соответствующих разделов книги «Бэн-цао-ган-му». Содержание отдельных разделов было переведено на немецкий и французский языки (в 1735 и 1928 гг.), а с 1928 по 1941 год вышло в свет семь томов труда Ли Ши-чженя на английском языке.

 

Этот монументальный труд, состоявший из 52 томов объемом в 2 миллиона иероглифов и иллюстрированный более чем тысячью рисунков, был опубликован в 1578 году.

В этом труде были описаны все лекарственные вещества, которыми пользовался китайский народ до XVI века, а также приведено свыше тысячи рецептов.

В книге Ли Ши-чженя каждому лекарственному веществу дано правильное название и подробное описание, указаны способы заготовки, отличительные свойства и фармакологические особенности того или иного средства, действие, оказываемое им на организм, наконец, приведена рецептура.

В настоящее время китайские медики и фармакологи настойчиво и углубленно изучают богатое научное наследие, оставленное Ли Ши-чженем. Китайский народ высоко чтит память этого выдающегося ученого, внесшего столь значительный вклад в сокровищницу народной медицины.

 

Сунь Сымяо — выдающийся китайский

врач, живший в конце VI — начале

VII века нашей эры..

 

В 1954 году в городе Шанхае была открыта выставка, посвященная жизни и деятельности Ли Ши-чженя. Ныне эта выставка превращена в музей его имени.

Перейдем теперь к рассмотрению основных методов лечения, применяемых в народной медицине Китая.

Дыхательная гимнастика, или пневмотерапия

Среди таких лечебно-профилактических мероприятий, применяемых в народной медицине Китая, как массаж и лечебная гимнастика, важное место занимает дыхательная терапия («чи-кун»). Этот метод издавна используется народом в лечебных и профилактических целях для укрепления и сохранения здоровья и долголетия. Он описан во многих произведениях народной медицины и в книгах даосизма'. Учение о дыхательной гимнастике продолжало развиваться и в последующие века.

 

1 Особое философское течение, распространенное в древнем Китае, основанное Лао Цзы (VI—V века до пашей эры), 2390—2 При этом методе лечения больной, не нуждаясь в приеме лекарств, уколах или других способах терапии, под руководством врача овладевает приемами дыхательной гимнастики.

 

Пневмотерапия не требует особого оборудования, предусматривает самостоятельный контроль, развязывает инициативу больного, является экономичным и простым методом лечения. Дыхательную гимнастику начинают, приняв соответствующее положение: лежа на боку или на спине, сидя на стуле или скрестив ноги. Пневмотерапия проводится при соблюдении специальных правил дыхания.

Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, необходимо расстегнуть пояс и развязать одежду, чтобы почувствовать себя совсем свободно и удобно. Первые несколько минут следует дышать равномерно, в обычном ритме, а потом приступать к дыхательной гимнастике.

Как указано во всех руководствах по дыхательной гимнастике, перед началом упражнений необходимо успокоиться и сконцентрировать внимание на четком выполнении дыхательных упражнений, полностью расслабить мышцы, закрыть глаза и выключиться из окружающей обстановки.

Если упражнения выполняются лежа на боку, то необходимо приготовить твердую деревянную кровать, ровно постелить одеяло, удобно положить подушку. Если в помещении холодно, то ноги покрывают одеялом. Лежа на правом или левом боку, голову слегка наклоняют вперед. Глаза зажмуривают так, чтобы свет был едва виден. Следует заставить себя не воспринимать звуки. Рот свободно закрыт, дыхание осуществляется через нос. Лежащая сверху рука выпрямлена без напряжения, ладонь повернута книзу и находится на области тазобедренного сустава. Другая рука лежит на подушке в нескольких сантиметрах от головы, ладонью кверху. Верхняя часть туловища откинута назад. Лежащая сверху нога согнута под углом 120°, она находится на нижней, свободно выпрямленной или слегка согнутой ноге. Приняв указанное положение, приступают к дыхательной гимнастике.

Если упражнения выполняются сидя, то нужно приготовить широкую и ровную табуретку пли стул. Больной садится прямо, ровно и устойчиво, при этом колени должны быть согнуты под углом 90°; не следует допускать, чтобы ноги висели в воздухе. Голову слегка наклоняют вперед. Туловище должно образовать с бедрами угол в 90°. Ноги следует раздвинуть на ширину плеч, обе руки свободно положить на бедра, ладонями вниз, опустить плечи и убрать грудь. Верхнюю часть туловища не следует откидывать назад. Веки опустить так, чтобы в глаза почти не проникал свет. Рот закрыть; дышать носом, т. е. так же, как при выполнении дыхательных упражнений в положении лежа на боку. Приняв указанное положение, начинают дыхательные упражнения.

При этом вдох и выдох производятся зачастую с произнесением отдельных звуков или слов. Обычно берут фразу «цзы-цзи-цзин», что по-русски означает «самому нужно спокойствие», или «цзы-цзи-цзин-цзо» (в русском переводе «са--мому нужно спокойно сидеть»). При особенно глубоком и медленном дыхании употребляют фразы с большим количеством слов — «цзы-цзи-цзин-цзо-шень-ти-цзянь-кан» («само-* му нужно спокойно сидеть и будешь здоров») или «цзы-цзи-цзин-цзо-шень-ти-нэн-цзянь-кан» («самому нужно спокойно сидеть, тогда сможешь быть здоровым»). Возьмем, к примеру, фразу «цзы-цзи-цзин»; при произнесении такой фразы методика дыхания будет следующей: при слове «цзы» делают вдох, язык поднимают к нёбу, на слове «цзи» осуществляют задержку дыхания, а на слове «цзин» опускают язык и производят выдох.

Чтобы сосредоточить внимание больного на выполнении дыхательных упражнений, рекомендуется концентрировать его внимание на точке Дан-тьен, которая ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...