Классификация процесса моделирования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Наиболее часто в методической литературе встречается следующая классификация видов моделирования на уроках окружающего мира: Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы. Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп растений, животных. К этому типу можно отнести раскрывающие экологические связи при изучении сезонных изменений в природе, связи живых организмов со средой обитания (приспособления к условиям жизни в воде, на земле, под землей, приспособления для защиты от врагов), пищевые связи.
Моделирование, выявляющее особенности функционирования, роста, развития организма и другие процессы в природе. В качестве основы для моделирования такого типа можно использовать традиционно включаемые в учебники естествознания схемы, характеризующие развитие растений из семени, круговорот воды в природе, смен дня и ночи, времен года, сезонные изменения в жизни деревьев. Представляют интерес обобщенные модели процесса изменения изучаемого объекта в сторону его: Увеличения Уменьшения Разрушения или дробления на части Моделирование, отражающее способы деятельности (трудовой или исследовательской) с природными объектами. Элементами моделирования трудового процесса могут быть схематические рисунки его этапов, предметы, необходимые для его выполнения, изображение объекта до начала работы с ним и после. [1, с. 69] Эффективность использования моделей на уроках окружающего мира моделирование урок окружающий мир В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления. [6, с. 3]
Академик Р.С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Абстрагироваться от этих признаков представляет возможность моделирование». [1, с. 68] Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают их из глины, песка, картона, бумаги и т.д. С учетом того, что учащимся начальных классов в значительной степени ещё свойственно конкретно-образное мышление, наиболее часто осуществляется предметное, образное и знаковое моделирование, реже - мысленное. Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, тогда учащимся в доступной форме поясняется, что модель - это предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками. [1, с. 71] Использование метода моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию. [6, с. 4]
Заключение
В данной работе мы познакомились с понятием «модель» и «моделирование», рассмотрели классификацию моделей, возможности их применения на уроках, что вполне соответствует поставленным изначально задачам исследования. Приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Поэтому, моделирование оказывается безусловно эффективным методом в обучении окружающему миру. Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Более того, развитие любой науки невозможно без предварительной модели исследуемого объекта. Использование моделей позволяет быстро и точно изучить различные свойства явлений и объектов. Метод моделирования на уроках позволяет учащимся изучить свойства и функции явления или объекта, выявляя только главные черты, не акцентируя внимание на второстепенных признаках. В перспективе в курсовой работе мы планируем продолжить изучение данной проблемы и исследовать возможности применения этого метода.
Список литературы
1. Гайсина, Р.С. Моделируя - познаем мир: воспитание и обучение/ Р.С. Гайсина// Начальная школа. - 2006. - №9. - с. 67-71. . Моделирование [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия «Википедия» - Режим доступа: http:// ru/Wikipedia/org/. - 20.04.2012. 3. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения: учебник для студентов пед. ин-тов/ В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова - М.: Просвещение, 1990. - 191 с. . Самарский, А.А. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры/ Самарский А.А., Михайлов А.П. - М.: Наука, 1997. - 320 с. . Семушина, Д.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей сред. проф. образования/ Д.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко - М.: Мастерство, 2001. - 270 с. . Чудинова, Е.В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева - М.: Интор, 1996. - 51 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|