Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование тревожности Т. В. Бенлас (2000)




Испытуемые: казахстанские студенты (100 чел, 50 женщин и 50 мужчин, 50 русских и 50 казахов, средний возраст 17,8 лет).

Метолика: вопросник Кеттелла (шкала О).

Математическая обработка: различия по f-критерию Стьюдента.

Результаты: значимых половых различий по тревожности не обнаружено. При этом казахи превосходили русских (в целом по выборке), а также как мужчины, так и жен- шины казахской национальности превосходили по тревожности русских мужчин.

Наконец, следует задуматься о том, какие последствия для общественной жизни могут иметь половые различия но параметру тревожности. Общество влияет на формирование характеристик личности у разных полов в определенном направлении. Что дает ему повышенная тревожность женщин? Большую ответственность за воспитание детей (связанную с тревогой за них)? Или таким образом


Другие характеристики личности 235

вытесняет их из общественной жизни и с рынка труда (тревожный субъект будет не уверен в себе и менее опасен как конкурент)? Или, быть может, не стоит волноваться по поводу этой тревожности? Если она позволяет добиваться успехов и не вредит здоровью, то это — характеристика хорошей адаптивности. Однако необходимо исследовать уровень этой тревожности, связанный с психической нормой. Слишком большая тревожность не дает человеку покоя, и он не может быть счастлив и благополучен. Возможно, что это отражение тех сложных социальных процессов, которые происходят в мире.

Следующая личностная характеристика — заботливость. Под ней имеется в виду стремление и способность ухаживать за больными и слабыми, опекать и воспитывать младших, заботиться о животных и т. п. В этой характеристике выделяют 3 главные составляющие: заботу о потомстве, альтруизм и эмпатию. Исследований, охватывающих все эти переменные, практически нет, поэтому мы рассмотрим их по отдельности.

Данные кросс-культурных исследований свидетельствуют, что в детском возрасте (6-Ю лет) ни мальчики, ни девочки не имеют преимущества по проявлению заботы к младшим братьям и сестрам или к животным. Что же касается взрослых, то исследований реакции мужчин на младенцев и детей постарше пока очень мало, поэтому трудно говорить о гендерных различиях в этом плане.

Здесь уместно вспомнить данные Маргарет Мид (1988). В своих кросс-культурных исследованиях, проведенных в начале XX в., она показала, что родительское поведение формируется под мощным влиянием социальных факторов, и не следует ожидать автоматического проявления так называемого «материнского инстинкта» без соответствующего воспитания. Еще более хрупок «отцовский инстинкт». Таким образом, заботливость по отношению к окружающим, которая может проявляться у ребенка (а позднее и у взрослого) — результат целенаправленного воспитания. И следует добиваться, чтобы эта черта личности была выражена не только у девочек и женщин, но и у мальчиков и мужчин. Пока же распространена житейская точка зрения о том, что заботливым должен быть только женский пол (якобы в силу природной предрасположенности), а мужской должен только «принимать» заботу. Можно себе представить, сколько конфликтов и проблем во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами (особенно в семье) порождает такая точка зрения, кстати, не подтвержденная в исследованиях. Поэтому психологам необходимо продолжать и исследовательскую, и коррекционную работу по изменению бытующего стереотипа. Данные исследований помогающего поведения (альтруизма) могут демонстрировать превосходство как мужчин (которые, к примеру, с удовольствием и готовностью помогали на улице красивым молодым девушкам — Maccoby, Jacklin, 1978), так и женщин, что зависит от типа помощи и от личности «жертвы», поэтому нет оснований считать женский пол более альтруистичным, чем мужской.

' Что же касается данных о половых различиях по эмпатии, то они очень разноречивы. Это связано с неоднозначностью данного понятия. Одни ученые делают упор на когнитивный компонент и рассматривают эмпатию как когнитивную задачу (способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы). Другие обращают внимание на эмоциональный компонент (способность сочувствовать, сопереживать другому человеку).


236 Глава 7. Личностные характеристики

Установлено, что расшифровка невербальных сигналов лучше удается женщинам (более подробно речь об этом пойдет в разделе о вербальном и невербальном общении). А вот данные по эмоциональному компоненту эмпатии противоречивы и зависят от методики исследования. Женщины превосходят мужчин там, где используются самоотчеты, т. е. приписывают себе способность сопереживать другим. Но когда применяются более объективные методы (скрытое наблюдение или физиологические корреляты эмпатии). то выясняется, что половые различия исчезают.

Так, Айзенберг предлагал испытуемым определить у других людей признаки, свидетельствующие о переживании стресса и потребности в сочувствии. Перед экспериментом, заполняя вопросники, женщины показали, что они считают себя людьми, более способными проявлять сочувствие и имеющими больший опыт переживания дистресса (по сравнению с мужчинами). Во время эксперимента они демонстрировали реакцию, которая свидетельствовала об их понимании людей-стимулов и о сильных негативных эмоциях. Они им сочувствовали, печалились, сами как будто переживали дистресс и т. п. — больше, чем мужчины. Однако физиологические измерения тех показателей, которыми обычно сопровождаются эти негативные эмоции, не обнаружили гендерных различий.

Эти данные свидетельствуют о том, что мнение женщин о себе как о способных к большей эмпатии, чем мужчины, формируется под сильным влиянием гендерных стереотипов.

Имеет значение и методика исследования. Айзенберг и Леннон провели мета-анализ данных по эмпатии и не обнаружили гендерных различий. Однако большинство этих данных было получено, когда стимул (человек, по отношению к которому замерялась эмпатия испытуемого) был искусственным, т. е. демонстрировались фото- и видеоизображения, а не живые люди, к тому же не близких испытуемого, а незнакомых.

Были получены и другие результаты. В ряде исследований женщины превосходили мужчин по эмоциональной открытости (которую иногда считают признаком способности к эмпатии). Так, женщины, пытаясь понравиться мужчинам, были более спонтанны и с удовольствием делились своими мыслями и чувствами, мужчины же были более рациональны: они использовали открытость как инструмент для управления взаимоотношениями. С физически привлекательными женщинами они были более эмоционально открыты, надеясь, что это поможет им продвинуться в развитии отношений. С непривлекательными женщинами они не делились своими мыслями (цит. по: Cross, Madson, 1997).

Как видим, данные о компонентах заботливости очень разноречивы. Если же иметь в виду комплексную характеристику (измеряемую по специальным личностным шкалам), то метаанализ Фейнгольда (Feingold, 1994), включающий данные по девяти странам, показал значительное превосходство женщин.

Еще одной личностной характеристикой, которую мы рассмотрим, является локус контроля. Под ним понимают характер ответственности человека за свою судьбу. Локус контроля может быть интернальным (внутренним) — человек принимает ответственность за события своей жизни на себя и видит их причины в своем поведении и своих личностных характеристиках, и экстернальным (внешним), когда ответственность за все, что с ним происходит, человек приписывает внешним факторам — другим людям, случаю, судьбе.


Другие характеристики-личности 237

Принято считать, что мужчины в большей степени интерна'льны, а женщины экстернальны. Однако метаанализ А. Фейнгольда показал отсутствие различий по локусу контроля (Feingold, 1994). Оказалось, что дело здесь в способе получения данных. Если исследовалось поведение испытуемых, мужчины превосходили женщин по интернальности, однако по личностным шкалам результаты были противоречивыми: по одним большая интернальность обнаруживалась у мужчин, по другим — у женщин. В итоге одни результаты нивелируют другие. Поэтому вопрос о гендерных различиях по локусу контроля остается открытым. К тому же эти различия могут сильно варьироваться в разных культурах.

В заключение просто перечислим итоговые данные из этого метаанализа (включая и те личностные характеристики, которые еще не были названы).

Мужчины имеют более высокие показатели по доминантности и ассертивно-сти и несколько более высокую самооценку, чем женщины. Женщины превосходят мужчин по тревожности, экстраверсии, доверчивости и особенно по заботливости. Нет существенных различий по социальной тревожности, импульсивности, активности, рефлексивности, локусу контроля и аккуратности.

Гендерные различия устойчивы во всех возрастах (дети до 13 лет, подростки, взрослые) и не зависят от уровня образования испытуемых, страны (использовались данные по девяти странам, включая Россию: исключение составляет лишь ассертивность, варьировавшаяся от страны к стране, и высокая социальная тревожность у мужчин США) и от года получения данных (т. е. с 1958 по 1992 г.).

Метаанализ Фейнгольда, конечно, впечатляет. Он содержит данные практически по всем известным методикам, используемым в мировой психологии при изучении половых различий. И все же, учитывая, что многие характеристики личности являются результатом гендерной социализации испытуемых, которая протекает в разных культурах, необходимо продолжать уточнять различия между женщинами и мужчинами в этих культурах в разные возрастные периоды.

К тому же ситуация в обществе постоянно меняется. В некоторых странах уже в течение достаточно длительного времени ведется специальная работа по гендерному воспитанию мальчиков и девочек, учитывая «перекосы» и недостатки этого воспитания в прошлом и опираясь на достижения гендерной психологии. Плоды такой работы могут проявиться в изменении данных о различиях между полами по личностным характеристикам: одни различия будут усиливаться, а другие — ослабевать.

На основе своего метаанализа Фейнгольд делает важный методический вывод: данные, полученные на студенческой выборке, существенно не отличаются от данных взрослой выборки. Поскольку в большинстве исследований по гендерным различиям в качестве испытуемых выступают студенты, этот вывод может быть полезен для дальнейших исследований.

Заканчивая обзор половых различий по характеристикам личности, сделаем ряд замечаний.

Стереотипы, касающиеся поведения и личностных характеристик мужчин и женщин, практически не подтверждаются в детском возрасте. Именно в период взрослости можно наблюдать, как появляется соответствие этим стереотипам. По-видимому, влияние общества проявляется в том, что поведение, соответствующее гендерному стереотипу, считается приемлемым, а отклонение от стереотипа может вызывать осуждение. Можно предположить, что женщины в большей


238 Глава 7. Личностные характеристики

степени реагируют на давление со стороны общества в силу своей нацеленности на взаимоотношения с окружающими.

Результаты конкретных исследований демонстрируют соответствие характеристик мужчин и женщин гендерным стереотипам по следующим качествам: доминантности, ассертивности, тревожности, агрессивности. Эти результаты можно считать свидетельством существования некоторых гендерно-типичных черт.

В то же время эмпирические данные не подтверждают существования гендерных различий (в сторону, предсказываемую стереотипом) по мотивации достижения и власти и по я-концепции. В целом строгие научные исследования рисуют более сложную картину различий между мужчинами и женщинами, чем это зафиксировано в гендерных стереотипах. Однако гендерные стереотипы являются широко распространенными и, по-видимому, влияют на формирование этих различий.

Отсутствие же различий не означает тождества. Мужчины и женщины характеризуются своеобразием личностных характеристик, даже если количественно уровень различий между ними невелик. Но ни наличие различий, ни их отсутствие не дает права считать какой-либо пол эталонным. Психологов и других специалистов должно заботить психическое здоровье и благополучие клиентов обоего пола.

Выводы

Отождествление себя с определенным полом, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик — это становление гендерной идентичности.

В ее изучении выделяют 4 этапа. Первый — начало XX в.: наивное житейское представление о том. какой должна быть женщина. Второй — психоаналитический (1920-е гг.): здоровая гендерная идентичность связывалась с фемининными качествами у женщин (зависимостью, подчиненностью, низкой самооценкой) и маскулинными — у мужчин (уверенностью в себе и стремлением к власти), подчеркивалась роль мужчин в формировании здоровой идентичности обоих полов. Третий этап — 70-80-е гг. XX в.: привлечение идеи андрогинии для объяснения различных вариаций гендерной идентичности. Четвертый этап — последние несколько лет: разочарование в идее андрогинии и предпочтение маскулинных характеристик как обеспечивающих успех и психологическое благополучие индивида.

Механизмом формирования гендерных установок детей (3-7 лет) в нашей стране является эмоционально-когнитивный диссонанс (рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу).

У мальчиков и мужчин наблюдается превосходство по «маскулинному» аспекту самооценки (связанному с физическим развитием и доминантностью), а у девочек и женщин — по фемининным аспектам (социальная сенситивность, коммуникативность).

Изменения самооценки в сторону любования собой (нарциссизм) обнаруживаются в равной степени у детей обоего пола, но девочки восхищаются своим


Выводы 239

внешним видом, а мальчики — своими физическими кондициями и социальным статусом.

Самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. На эти половые различия влияют 4 фактора: степень открытости во взаимоотношениях, реакция на обратную связь, стресс, связанный с отношениями с близкими людьми, и защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии самопрезентации и самоусиления).

Мужчины выстраивают более мощную защиту своей самооценки. Некоторые феномены проявляются у них более ярко, чем у женщин («фальшивая уникальность», «эффект SEM»).

С дошкольного до подросткового возраста мальчики и девочки практически не отличаются по уровню притязаний и мотивации по отношению к учебе и оценкам ее успешности. В то же время девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономным достижениям и по реальным успехам в школе на протяжении всего периода обучения.

У взрослых (по проективным методикам) обнаружилось, что женщины демонстрируют более высокую мотивацию достижений в нейтральных условиях, мужчинам для повышения мотивации нужна специальная достиженческая (интеллектуально-лидерская) стимуляция, а женщинам для повышения мотивации необходимы социальные стимулы (связанные с принятием их группой). Мотивацион-ный профиль также связан с полом проективного образа.

У девочек в дошкольном возрасте преобладает ориентация на задачу, а у мальчиков — личностная ориентация (на взаимодействие со сверстниками); ориентация на взаимодействие со взрослыми одинакова у обоих полов. Мотивация аффи-лиации более развита у девочек.

В целом ни один пол не проявляет большего интереса, чем другой, ни к самой деятельности, ни к наградам и одобрению, которые с ней связаны. Однако во взрослом возрасте два вида мотивации — достижения и аффилиации (связанные с карьерой и семьей) — могут порождать у женщин ролевой конфликт — в зависимости от культуры, в которой они формируются.

Доминирование у животных рассматривается как доказательство биологического происхождения половых различий по доминантности у человека. В парном взаимодействии и самцы и самки чаще всего доминируют над представителями своего пола. Тип доминирования связан с типом сексуальных взаимоотношений: в моногамных семьях наблюдается либо равенство полов, либо доминирование самца или самки, но в полигамных семьях роль самца является превалирующей (хотя часто это наблюдается лишь в период спаривания). Существуют три варианта доминирования в сообществах: вожак целого сообщества (стада, стаи и т. п.), вожак группировки и фаворит или помощник вожака. Самец может доминировать во всех трех случаях, а самка, как правило, лишь в двух последних.

Картина доминирования у детей является более сложной, чем у животных. Выделяют 4 его типа: агрессивное, эгоистическое (в собственных целях), макиа-веллистское и просоциальное (внушающее ответственность).

Мальчики демонстрируют превосходство по следующим типам доминантности: агрессивной (и по отношению к мальчикам, и по отношению к девочкам). эгоистической (только в возрасте 3-6 лет), по форме макиавеллизма (более грубому варианту манипулирования). Они делают большее число попыток домини-


240 Глава 7. Личностные характеристики

рования — и над детьми, и над взрослыми (в 4-5 лет) и считают себя более доминантным полом. Доминируют они и в смешанных по полу группах. Девочкам свойственна просоциальная доминантность (в 3-6 лет), доминирование в однополых парах (2-6 лет) и более тонкая форма макиавеллизма. Девочки проявляют и «контрдоминантность» (нежелание подчиняться), но только по отношению к сверстникам обоего пола, а не к взрослым.

Половые различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым начиная с детского возраста. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Половые различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).

Женщины обладают большей общей, а мужчины — социальной тревожностью. Фактор культуры оказывает существенное влияние на проявление тревожности у обоих полов.

Данные по локусу контроля противоречивы: по одним личностным шкалам большая интернальность обнаруживается у мужчин, по другим — у женщин.

Комплексная характеристика заботливости включает три главные составляющие: забота о потомстве, альтруизм и эмпатию. По этой характеристике обнаружено значительное превосходство женщин, но по заботе о потомстве и альтруизму различий нет.

Гендерные различия по личностным характеристикам устойчивы во всех возрастах, независимо от уровня образования испытуемых, страны и года получения данных. Есть основания считать культуру важным фактором формирования гендерных стереотипов, влияющих на эти различия.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое гендерная идентичность? Назовите этапы в истории ее изучения и охарактеризуйте каждый из них. Кто из психологов внес вклад в это изучение?

2. Что такое андрогиния? Как менялись взгляды психологов на это явление? Как она связана с понятием здоровой гендерной идентичности?

3. Что такое гендерная идеология? Приведите ее примеры в разных культурах. Чем отличаются инструментальная и экспрессивная гендерные роли? Чем отличаются автостереотипы и гетеростереотипы?

4. Расскажите об исследованиях различных аспектов самооценки у обоих полов. Чем можно объяснить полученные результаты?

5. Какие факторы влияют на устойчивость самооценки у представителей обоего пола? Обоснуйте свой ответ.

6. Расскажите о мотивации достижения у детей и подростков.

7. Что такое проективный образ? Как пол этого образа влияет на мотивационный профиль испытуемого?


Учебные задания 241

8. Расскажите о феномене боязни успеха. Кто его обнаружил? Какие половые различия выявлены при его исследовании?

9. Как соотносятся ориентация на задачу и на межличностные отношения у обоих полов в детстве и взрослости?

 

10. Какие половые различия проявляются в доминировании у животных?

11. Назовите формы доминантности у детей и приведите примеры их проявления.

12. Что такое макиавеллизм? Как он проявляется у мужчин и женщин?

13. Какие виды и формы агрессивного поведения вы знаете? Как они проявляются у обоих полов? Назовите гипотезы, объясняющие половые различия по агрессивности.

14. Имеются ли половые различия по тревожности, заботливости, локусу контроля и другим характеристикам? Обоснуйте свой ответ.

Учебные задания

1. Внимательно прочитайте материал об андрогинии. Выберите для исследования 5 женщин и 5 мужчин (тех, кого вы хорошо знаете). Попытайтесь до эксперимента оценить их по выраженности у них маскулинности, фемининности и андрогинности по десятибалльной шкале. Затем проведите исследование с испытуемыми с помощью вопросника С. Бэм (см. Приложение). Обработайте результаты. Сравните их с вашими оценками. Если результаты вопросника и ваших оценок не совпадают, попытайтесь объяснить, в чем причина такого несовпадения. Обсудите результаты исследования в вашей группе.

2. Обсудите в группе две концепции андрогинии: С. Бэм и Д. Спенс. Какая из них кажется вам более правдоподобной? Используйте в дискуссии данные мета-анализа М. Тейлор и Д. Холл.

3. Проведите в группе дискуссию на тему «Нарциссизм у мужчин и женщин», используя соответствующий материал настоящей (а также первой) главы и ваши собственные житейские наблюдения за представителями обоего пола.

4. Проведите исследование с тремя мальчиками и тремя девочками дошкольного возраста по методике В. Е. Кагана «Гендерные установки» (см. Приложение). Сравните ваши данные с теми, которые получил В. Е. Каган, и обсудите результаты.

5. Проведите исследование по методике ТАТ («деловой» вариант X. Хекхаузе-на — см. Приложение) с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения, мотива власти и мотива аффилиации, о структуре мотивов (какой из них преобладает) и о позитивной или негативной направленности каждого мотива (например, преобладание мотива успеха над мотивом неудачи). Сравните результаты у обоих испытуемых.

6. Проведите исследование по методике изучения мотивации достижений (см. Приложение) с двумя испытуемыми: женщиной и мужчиной. Сделайте выводы о наличии у испытуемых мотива достижения. Имеются ли различия результатов у испытуемых разного пола?


242 Глава 7. Личностные характеристики

7. Выберите для исследования две пары испытуемых (в каждой — юноша и девушка). Проведите с первой парой исследование по проективной методике изучения избегания успеха (см. Приложение) — по варианту 1, а со второй парой — по варианту 2. Сравните результаты по вариантам и у девушек и юношей. Обсудите результаты в группе.

8. Проведите исследование с 5 женщинами и 5 мужчинами-испытуемыми по шкале макиавеллизма (см. Приложение). Используя свои результаты, проведите в группе дискуссию на тему «Кто большие макиавеллы: мужчины или женщины?»

9. Разбейтесь на две подгруппы. Первая отстаивает позицию: «Гендерные стереотипы оказывают существенное влияние на половые различия по личностным характеристикам», вторая — «Роль гендерных стереотипов в личностных различиях между мужчинами и женщинами сильно преувеличена». Проведите дискуссию, обсуждая эти позиции.


 


Глава 8

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

В этой главе мы рассмотрим некоторые особенности поведения человека в различных группах: стиль поведения, успешность деятельности и поведение в присутствии лиц своего и противоположного пола.

Стиль повеления

Здесь мы рассмотрим половые различия в таких типах поведения, как инструментальное и экспрессивное, деятельное и коммуникативное, конкурентное и кооперативное поведение, а также поведение, связанное с ориентацией на задачу или на взаимоотношения.

До середины 1960-х гг. в западной культуре преобладала теория «естественной взаимодополнительности» полов Т. Парсонса и Р. Бейлза: мужская роль считалась инструментальной (добытчик, глава семьи, ответствен за дисциплиниро-вание детей), а женская — экспрессивной (хранительница домашнего очага, ориентирована на взаимоотношения в семье, обеспечивает теплый эмоциональный климат). Этот тип распределения семейных ролей был обнаружен в различных культурах. По данным М. Зелдича, из 56 различных обществ материнская роль оказалась экспрессивной в 48 (86%), а отцовская инструментальной — в 35 (63%) случаев (цит. по: Кон, 1988). Правда, были и отклонения от этого правила: смешанная отцовская роль встречалась в 36%, а смешанная материнская — в 9% случаев. Реже всего наблюдалась «противоположная» полу роль — отцовская экспрессивная и материнская инструментальная (соответственно 2 и 5%). Бросается в глаза более жесткая регламентация роли для женщины: мужчина может демонстрировать как инструментальное, так и смешанное поведение, а женщина — преимущественно экспрессивное. Однако исключения из правил (причем не единичные, а наблюдающиеся в целых сообществах) свидетельствуют, что, кроме основной, наиболее часто встречающейся модели поведения, человечество опробует й иные, дополнительные.

Несмотря на это, теорию Парсонса и Бейлза экстраполировали на все общество и стали считать, что мужчине вообще свойствен инструментальный, а женщине экспрессивный (иногда его называют социо-эмоциональным) стиль. Популярность приобрела точка зрения Д. Бакана: мужчины считались «деятельными» (активными, производящими действия, решающими проблемы, ассертивными). а женщины — «коммуникативными» (пассивными, эмоциональными, интересующимися не делом, а взаимоотношениями) индивидами.

Экспериментальные исследования дали следующие результаты. Прежде всего, выяснилось, что личностный стиль зависит от возраста испытуемых и полового


244 Глава 8. Социальное повеление

состава группы: в младенческом возрасте половых различий по уровню активности нет. Они появляются в дошкольном возрасте — когда дети начинают участвовать в социальных играх. Поскольку в этих играх отражаются гендерные роли взрослых людей, мальчики демонстрируют большую активность, чем девочки, хотя есть множество данных об одинаковом уровне активности мальчиков и девочек, тем более что не очень понятно, как ее измерять. Девочки часто играют в более спокойные игры, но это не значит, что они менее активны.

Установлено, что взрыв активности мальчиков наблюдается в присутствии других мальчиков — возможно, из-за конкурентности с ними. К. Гиллиган объясняла разные стили мальчиков и девочек разными условиями социализации (Gilligan, 1987). Начиная с 3 лет они растут в условиях гендерной сегрегации и общаются чаще всего с представителями своего пола. В мальчишеских группировках приняты одни нормы поведения (конкурентность, грубые игры-потасовки, доминантность), а в девчоночьих — близкая дружба и сотрудничество, стремление сохранять социальные взаимоотношения. Родители чаще обсуждают эмоции дочери-дошкольницы, чем сына-дошкольника, и этим подчеркивают, что сенситивность имеет разное значение для обоих полов. Заметим, что некоторые экспериментальные данные (полученные в других исследованиях) противоречат предположению Гиллиган. Девочки больше мальчиков спорят о том, кто будет главным в однополой паре, и даже когда роли распределяются, они, в отличие от мальчиков, не склонны мириться с подчиненной ролью (см. главу о личностных характеристиках). Кроме того, необходимо специально исследовать степень «ин- струментальности» игр мальчиков и «экспрессивности» — девочек.

Взрослые испытуемые, если группа состояла из одних женщин, демонстрировали социо-эмоциональное поведение. Если же в группе были и мужчины (с их инструментальным стилем), женщины были менее экспрессивны, чем в первом случае. Таким образом, женщины проявляют гибкость в реакции на ситуацию: с экспрессивными коллегами они более экспрессивны, с инструментальными — инструментальны. Для мужчин это не характерно — они склонны проявлять свой инструментальный стиль во всех ситуациях, возможно, потому, что эти стили связываются с маскулинностью и фемининностью. Начиная с детского возраста к мальчикам предъявляются более жесткие требования. Маскулинное поведение у девочек скорее будет прощено и понято, чем фемининное — у мальчиков. Однако есть данные, что и в смешанных по полу группах женщины демонстрировали скорее экспрессивное, чем инструментальное, поведение. Особенно это касается ситуаций «борьбы за лидерство»: в присутствии мужчин женщины не только не претендовали на лидерство, но и, отказываясь от него, подчеркивали свою женственность. Отсюда можно сделать вывод, что существуют стереотипные образцы поведения, которым стараются следовать и женщины и мужчины.

Считается, что мужчины будут демонстрировать в своем поведении ориентацию на задачу, а женщины — на взаимоотношения. Иногда этот стереотип имеет уточнение: ориентированное на задачу поведение будут демонстрировать не все, а лишь маскулинные мужчины, а ориентацию на людей — фемининные женщины.

В предыдущей главе было показано, что в дошкольном возрасте девочки чаще демонстрируют поведение, ориентированное на задачу (используя взрослых как источник помощи), а мальчики — социальное взаимодействие со сверстниками.


Стиль поведения 245

В моем исследовании, где испытуемыми выступали рядовые студенты (не являвшиеся лидерами), был обнаружен гендерно-атипичный результат: русские женщины превосходят мужчин-казахов по ориентации на дело, а казахские испытуемые (и женщины и мужчины) больше ориентированы на официальную субординацию, чем русские женщины. В этих данных вновь прослеживается совокупное влияние пола и культуры на личностные характеристики, причем культурный фактор сильнее гендерного. Ориентация на официальную субординацию более характерна для казахской культуры, и сравнение женщин обеих этнических групп обнаружило различия в сторону соответствия ценностям этой культуры. Здесь можно говорить о несовпадении половых и гендерных (гендер — как продукт культуры) характеристик личности и поведения.

Исследование ориентации на дело и взаимоотношения Т. В. Бендас (2000)

Испытуемые: казахстанские студенты (100 чел., 50 женщин и 50 мужчин, 50 русских и 50 казахов, средний возраст 1 7,8 лет).

МетоАика А. А. Ершова (4 вида ориентации: на дело, на психологический климат, на себя, на официальную субординацию).

Математическая обработка: различия по f-критерию Стьюдента.

Результаты: половые различия отсутствуют; казахи больше ориентированы на официальную субординацию, чем русские; женщины-казашки больше ориентированы на официальную субординацию, чем русские женщины; мужчины-казахи больше ориентированы на официальную субординацию, чем русские женщины; русские женщины больше ориентированы на дело, чем мужчины-казахи.

Сопоставление результатов по детской и взрослой выборкам позволяет предположить, что стиль поведения представителя определенного пола не является врожденным, а задается обществом: ему нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины — на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение ролей можно проследить и в семьях, и в деловом мире. Выгоды от традиционного разделения ролей, по-видимому, столь велики, что это требование общества закрепляется в гендерном стереотипе: мужчины и женщины, соответствующие ему, поощряются обществом как ведущие себя «нормально», в противном случае индивиды подвергаются остракизму.

Далее мы рассмотрим половые особенности лидерского стиля. Наиболее распространенными считаются 6 стилей поведения лидера, которые отражают разные аспекты этого поведения и не обязательно сводятся к дихотомии «инструментальный — экспрессивный». Это следующие стили: ориентированный на задачу. или деловой; ориентированный на взаимоотношения, или межличностный; авторитарный; демократический; структурирующий (директивный) и коллаборатив-ный, или основанный на сотрудничестве с работником (Cann, Siegfried, 1990; Eagly, Johnson, 1990). Приведу примеры исследований, посвященных половым различиям в этих стилях. Поскольку часто данные лабораторных и полевых экспериментов не совпадают, рассмотрим их по отдельности.

Стродтбек и Манн смоделировали дискуссию присяжных и обнаружили, что мужчины активно вели дело к решению задачи, а женщины больше выполняли со-


246 Стиль поведения

циально-эмоциональные действия (цит. по: Bartol, Martin, 1986). К. Бэртол установила, что мужчины-лидеры воспринимаются группой как проявляющие инструментальный стиль, но по экспрессивному поведению женщины-лидеры не отличаются от этих мужчин (Bartol, 1990). Испытуемые Н. Майера участвовали в ролевой игре: мастер должен был заставить трех своих подчиненных изменить процедуру выполнения работы. В одном случае задача была стереотипной (экспериментатор сам предлагал решение проблемы), в другом — творческой (решение нужно было найти самому). В первом случае женщины и мужчины действовали сходным образом, во втором — женщины-лидеры демонстрировали экспрессивный стиль в отличие от лидеров-мужчин (цит. по: Bartol, Martin, 1986).

Как видим, в привычных условиях, т. е. при решении стереотипной задачи (где, как правило, преимущество на их стороне) женщины не уступают мужчинам по инструментальности. но в сложной ситуации (возможно, из-за того, что они не знают решения задачи) женщины прибегают к гендерно-типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими и т. п.

В исследовании А. Кэнн и Д. Зигфрида (Cann, Siegfried, 1990) испытуемые связывали коллаборативнын стиль преимущественно с фемининным набором качеств (нежность, сенситивность, сочувствие и др.), а структурирующий — с маскулинным (доминантность, агрессивность, конкурентность, авторитарность, ассер- тивность и др.), но в целом эффективное лидерство ассоциировалось не с маскулинными характеристиками (как принято считать), а с андрогинными — сочетанием маскулинных и фемининных. Некоторые же качества, носящие гендерно-нейтральный характер (компетентность, надежность и др.), были необходимы при сочетании обоих лидерских стилей — и коллаборативного, и структурирующего.

Исследование А. Кэнн и Д. Зигфрида (1990)

Испытуемые: студенты-психологи (28 мужчин и 43 женщины). Метолики:

1) изучение лидерского стиля (набор качеств взят из знаменитого вопросника университета Огайо — LBDQ): описание поведения 2 лидерских стилей по 10 поведенческим проявлениям на каждый стиль — а) коллаборативного, доброжелательного (центрированного на работнике) и б) структурирующего.

2) три набора качеств (рассматриваемых как независимые): а) маскулинные (доминантность, агрессивность, конкурентность, авторитарность, ассертивность и т. п.); б) фемининные (нежность, сенситивность, сочувствие и др.); в) гендерно нейтральные (ни маскулинные, ни фемининные: компетентность, надежность и др.); — по 1 2 качеств в каждом наборе (более подробно методика описана в Приложении в модификации Т. В. Бендас).

Испытуемые были разделены на 2 группы. Первую просили оценить 20 поведенческих описаний лидерских стилей по пятибалльной шкале маскулинности (1 балл) — фемининности (5 баллов). Вторую — оценить 36 качеств (куда входили маскулинные, фемининные, нейтральные) — по 5-балльной шкале коллаборативностй (1 б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...