Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики изучения социальной перцепции




Методика подбора лиц Л. Чеби (модификация Т. В. Бсндас). Заготавливается набор изображений лиц знаменитых людей — актеров, политиков, телеведущих —

Рис. П5.3. Лабиринтный тест А. Элиторна (детская версия)

Рис. П5.4. Образеи решения теста

А. Элиторна. Источник: Й. Шваниара.

Диагностика психического

развития (Прага, 1978)


Методики изучения социальной периепиии 399

хорошо знакомых испытуемым (например, 20 человек — 10 женских и 10 мужских лиц). Это могут быть фотографии или видеоизображения. Глаза на этих изображениях должны быть скрыты (например, бумажными полосками или затушеваны). Отдельно заготавливаются изображения глаз, принадлежащих тем же лицам. Стимулы (чица и глаза, подходящие к ним пли нет, — разные варианты: так, чтобы у каждого испытуемого была возможность поработать и с подходящими, и с неподходящими стимулами) демонстрируются испытуемым столько времени, сколько они хотят (но с инструкцией нужно работать как можно быстрее).

Задача испытуемого — подобрать глаза и лицо так, чтобы они относились к одному и тому же человеку (соответствующие глаза и лица), и отбросить неподходящие варианты (несоответствующие глаза и лица). После эксперимента испытле-мого просят описать трудности, которые он испытал при выполнении задания.

Учитываются следующие показатели: а) время рассматривания каждой пары стимулов (лицо и глаза); б) количество правильных решений; в) количество ошибок; г) субъективные трудности при решении задачи.

При исследованиях по данной методике в группе испытуемых должно быть равное количество женщин и мужчин. Женщины и мужчины сравниваются отдельно по каждому из показателей.

Тренинговое упражнение «Тендерные стереотипы: лидерство в семье» (методика Д. Айвея и С. Коноли — Ivey, Conoley, 1994 — модификация Т. В. Бендас). Тренер разбивает группу на 3 подгруппы: 1) традиционная семья с патриархальным лидерским стилем (4 человека); 2) нетрадиционная семья с матриархальным лидерским стилем (4 человека); 3) группа экспертов (все остальные участники тренинговой группы).

Первой группе дается следующая инструкния (можно письменно): «Вы будете изображать традиционную семью. Распределите роли (папа, мама, дочь и сын). Папа будет авторитарным лидером, он принимает решения и руководит взаимодействием членов семьи. Мама поддерживает папу и соглашается с ним, но может высказывать и свое мнение. Дочь демонстрирует избегающее поведение. Сын — конфликтное. Ваша задача — в течение 10 минут организовать дискуссию "Как мы проведем ближайший выходной день"».

Второй группе дается следующая инструкция (можно письменно): «Вы будете изображать нетрадиционную семью. Распределите роли (папа, мама, дочь и сын). Мама будет авторитарным лидером, она принимает решения и руководит взаимодействием членов семьи. Папа поддерживает маму и соглашается с ней, но может высказывать и свое мнение. Дочь демонстрирует конфликтное поведение. Сын — набегающее. Ваша задача — в течение 10 минут организовать дискуссию "Как мы отдохнем всей семьей в ближайший выходной день"».

Третьей группе дается следующая инструкция (можно письменно): «Сейчас 2 группы покажут вам дискуссию "Семейный отдых в выходной день". Ваша задача — оценить степень благополучия в семье по критериям: а) коммуникации; б) переговоров в ситуации конфликта; в) семейной поддержки и г) воспитания. Те же критерии используются для оценки эффективности каждого родителя в качестве лидера и ведомого. Попытайтесь определить, как сказывается пол лидирующего родителя на поведении и самочувствии сына и дочери? Какое поведение демонстрировали сын и дочь в каждом случае?»


400 Приложение к главе*5

Участникам дается время на подготовку к демонстрации ролевых игр. После демонстрации ролевых игр вся группа участвует в дискуссии «Лидерство в семье: гендерные стереотипы». Участники делятся своими наблюдениями, сообщают о своих эмоциональных переживаниях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...