Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Домашнее задание. Нужно ли оно, а если нужно, то какое?




Творческие домашние задания по русскому языку как метод

Повышения эффективности обучения.

Ведущая идея: использование в педагогической практике нестандартных форм подачи и проверки домашнего задания.

Цель: развитие интереса у учащихся к изучению русского языка и литературы.

Объект исследования: домашнее задание, его формы как элемент обеспечения интереса к изучению предмета.

Предмет исследования: методика и формы подачи и проведения домашнего задания.

Ожидаемый результат: осознанная подготовка к урокам русского языка и литературы, активность учащихся при подготовке и проверке домашнего задания, творческий подход учащихся к выполнению домашнего задания.

 

Домашнее задание. Нужно ли оно, а если нужно, то какое?

Дети учатся 11 лет, до этого еще 4 года в детском садике. А потом – всю жизнь. Каждый помнит, как это утомительно, и понимает, что это нужно, нужно ему самому. Но вот домашние учебные задания!... Ребёнку после школы и так остается всего около 7 часов перед сном, ещё поесть, убрать за собой, помочь родителям…. А тут ещё домашнее задание, да не по одному предмету! Когда же отдыхать, общаться с друзьями, читать книги? Это с точки зрения самого ребёнка. С точки зрения родителей домашнее задание обязательно и чем оно больше, тем лучше. Как же ориентироваться учителю между этими двумя полюсными мнениями? Полностью согласна с теми

 

учителями, которые считают, что домашнее задание должно и закреплять знания, полученные на уроке, и быть интересным одновременно, и чтобы учащиеся понимали значение заданного на дом, его роль в развитии самого ученика. Да, оно должно быть систематическим, но на выходные дни и праздники не стоит детям его задавать, ведь выходные должны быть и у ребёнка. А ещё немаловажно, чтобы оно не было скучным. Поэтому несколько лет работала над систематизацией творческих заданий по русскому языку и литературе, в данной статье остановлюсь на русском языке. Я пришла к выводу, что домашнее задание мало того что должно стимулировать ученика к самостоятельной работе, но, как парадокс, не всегда должно выполняться индивидуально. Иногда групповая работа оправдана, да и выполняется легче и плодотворнее. При изучении тем, связанных с чередованием гласных в корне или приставке, можно использовать работу с сигнальными карточками. Скажете: «Кто же не знает этот вид работы?» Знают все, но подойти к ней можно по-творчески. Разбив класс на группы/звенья так, чтобы они были приблизительно одинаковы по знаниям (рекомендую эти группы использовать в данном составе постоянно весь год, так детям легче установить между собой контактные связи) и дать разноуровневое задание: кто-то составляет словарную работу по теме (может потом провести её самостоятельно в классе), кто-то готовит сигнальные карточки, размер которых оговаривается заранее, можно дать образец, кто-то может оформить работу, чтобы потом можно было вывесить все работы на обсуждение. Этот вид работы тоже дает определённые результаты: какая группа наиболее удачно подобрала слова/словосочетания, оформила работу, придумала дополнительное задание и т.д. Лучше всего, чтобы группы работали по разным орфограммам, но на одну тему. Например, 1 группа – корень с чередованием ЛАГ – ЛОЖ, 2 группа – корень РАСТ – РАЩ – РОС, 3-ья – ГОР – ГАР, 4-ая – КАС – КОС. Задания группам можно усложнить, например, придумать дополнительное задание к подобранным

 

 

словам и словосочетаниям. Словосочетания первое и последнее можно разобрать, как словосочетания, или выделить среди продиктованных слов глаголы, стоящие в начальной форме, или существительные в Р.п. и т.д.

Многие учащиеся уже хорошо владеют навыками работы с компьютером, поэтому часто составляют презентации, вот один из примеров, когда к проведению словарной работы имеется своеобразная подсказка.

 

 

При изучении словообразования можно давать дополнительное задание: проиллюстрировать место, где живут части слова. В итоге получается целый городок, мы его с шестиклассниками назвали Слованск.

Этот городок постепенно рос и существовал очень долго – пока мы изучали тему. Глядя на него, ученикам легко составлять дополнительные вопросы тем, кто отвечает по изученной теме около доски. Дети сами являются «строителями» этого городка, поэтому часто толпятся на перемене около него и решают, что ещё можно добавить в его ансамбль.

 

 

Даже если ученик учится посредственно, но он участвовал в рождении Слованска, он чувствует своеобразную гордость от этого. Многие с таких домашних заданий начинают активно участвовать на уроке, ждут домашних

заданий с творческим характером. Это радует. Старайтесь замечать и отмечать таких детей, поддерживать их. Очередная похвала невольно подтолкнет их на следующий шаг – осознанное изучение предмета.

 

Легко запоминать словарные слова по правилу, если оно висит на доске (и не один день), изображённое твоим соседом. Например, правило

И – Ы после Ц.

 

 

 

При изучении нового материала, например, числительное, на первых уроках можно дать задание найти интересный материал о данной части речи и рассказать на уроке, притом если учащихся будет несколько, то задание усложняется: рассказать интересное, не повторяясь. Если это презентация, то сильным учащимся (один-два человека) дается задание найти ошибки в работе ученика (-ов), что тоже даёт свои результаты: учит ребят внимательнее относиться к своей работе, искать ошибки и уметь объяснять

 

 

их. Ведь важно не только дать интересное домашнее задание, но и творчески, с результатом проверить его.

После изучения всего материала учебника идет повторение, но повторять только данную тему не интересно, нужно делать всё в совокупности. Так работая над повторением «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография», шестиклассники и восьмиклассники выполняли одно и то же задание – написать письмо в прошлое участнику Великой Отечественной войны из будущего, но письмо должно быть написано сначала по всем правилам орфографии и пунктуации, а затем в транскрипции. Причём шестиклассники нисколько не уступали восьмиклассникам, наоборот, в своём творчестве они «перещеголяли»: несколько человек написали письма своеобразно, как будто их обнаружили на поле боя обгоревшими. Лучшие работы всегда выставляются на «Стене почёта».

 

 

Очень интересно проходит работа со словом, его лексическим значением.

Одно из упражнений в учебнике 6 класса предлагает такой вид работы, как составление несуществующих словарей. Притом справляются с ней все! Заранее оговариваю момент, что если у кого сразу не получится это задание, можно его сделать к следующему уроку, просмотрев и прослушав защиту работ других учеников. Вот образцы некоторых из них.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...