Стратегии управления предприятиями пищевой промышленности
Сегодня политики предприятий пищевых производств направлена на интенсификацию производства и повышение эффективности использования ресурсов с целью надежного обеспечения населения страны продовольствием. Общепризнанной проблемой современной экономической реальности является низкая эффективность деятельности отечественных предприятий пищевой промышленности, корни которой кроются в устаревших подходах к управлению, низком уровне инвестиций в капитал, игнорировании инноваций во всех сферах деятельности промышленных предприятий. Все это обусловило актуальность выбранной темы исследования. Не секрет, что продовольственную безопасность страны определяет именно продукция предприятий пищевых производств. Объемы потребления данной продукции можно считать индикатором платежеспособности населения. Перечислим факторы, влияющие на развитие пищевой промышленности: недостаток сырья (молока и мяса); низкий уровень использования производственного потенциала; снижение текущих и капитальных вложений вследствие нехватки собственных средств финансирования; жесткая конкуренция; повышение требований к качеству и потребительским свойствам продукции; зависимость конечной продукции от качества и количества поставляемого сырья. Сегодня для РФ характерна тенденция к росту объемов производства молочной и мясной продукции и к снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий. Однако, многие предприятия молочной, мясоперерабатывающей, овощеперерабатывающей и хлебной промышленности, пользуясь благоприятными рыночными условиями, ставят перед собой задачи по перераспределению акцентов стратегического управления с учетом отраслевых особенностей. Следует отметить, что в части развития пищевой промышленности существенное значение при формировании эффективной стратегической политики имеет фактор глобализации рынка пищевых продуктов ежедневного спроса и изменение приоритетов потребителей при их выборе. Так, общепризнанным изменением потребительского интереса является изменение структуры питания в сторону его оздоровления, что выражается в росте доли потребления свежих продуктов при удобстве их использования и справедливой стоимости.
Значительное влияние на состояние предприятий пищевых производств оказывают демографические факторы: старение населения, снижение числа членов в семье (становится меньше семей с четырьмя-пятью членами и растет число семей, состоящих из двух человек), увеличение среднего возраста женщин, рожающих первого ребенка, а также женщин, для которых главное - работа и свободное время. Кроме того, наблюдается рост потребления еды вне дома. Поэтому становится необходимым умение российских предприятий пищевой промышленности адекватно и своевременно реагировать на изменения во внешней среде. В противном случае открытость рынка продуктов питания приведет к усилению влияния зарубежных компаний, следствием чего могут быть нарушение экономической стабильности и финансовой устойчивости отечественных предприятий, снижение эффективности их производственной и коммерческой деятельности, а также кризисные проявления в целом в отрасли. Для формирования рациональной стратегической политики необходимо провести определение ее принципов, позволяющих менеджменту предприятия выстраивать определение ее принципов, торгово-промышленной политику, давать возможность отслеживать ее реализацию, вовремя выявлять возможные угрозы для предприятия и корректировать ее в соответствии с текущей ситуацией. Таким условиям, на наш взгляд, будут удовлетворять следующие принципы:
Принцип специализации деятельности предприятия. Мировые успешные бизнес-организации максимально сузили количество видов деятельности (продукции, услуг), сконцентрировав ресурсы на реализации и совершенствовании уникальных в своем роде проектов. По данным исследований компании inFOLID Research Group, субъекты рынка продуктов питания выстраивают стратегическую политику в соответствии с требованиями глобализующегося рынка и предлагают населению широкий ассортимент и альтернативную ценовую политику в каждой из категорий. В связи с этим, по мере насыщения рынка и удовлетворения потребительского спроса, конкуренция между производителями продуктов питания будет возрастать. Здесь выиграют компании, инвестировавшие средства в инновации продукции, качество и упаковку. . Принцип ключевой компетенции при постоянной ориентации на меняющиеся запросы клиента. Т.е. необходимо постоянно проводить анализ торговой и промышленной составляющих, происходящего на стыке производственных возможностей и маркетинга. При проведении исследования необходимо ставить вопросы: Что предприятие делает лучше остальных? Что дает его деятельность клиентам и кто эти клиенты? Сколько сотрудников являются носителями уникальных знаний и умений, являющихся ключевыми для производства? Насколько трудно конкурентам скопировать ключевую концепцию? Каким образом доступнее доносить товар до потребителей? . Принцип целенаправленности производства на ключевых клиентов является следствием предыдущих принципов. Концентрация на небольшой нише товаров и услуг позволит предприятию максимально изучить своих потенциальных клиентов и предложить им необходимый для них товар. Так, в отношении предприятий пищевой промышленности данный принцип в современных условиях может означать выявление новых целевых групп потребителей, изучение их потребностей, образа жизни, предпочтений, платежеспособности потребностей. Разумная маркетинговая составляющая стратегии предприятия пищевой промышленности способна уменьшить риски при реализации произведенной продукции, сократить расходы на ресурсы предприятия.
. Принцип инноваций. Общепризнан тот факт, что расходы на инновации позволяют совершать технологический отрыв от конкурентов. Согласно подсчетам McKinsey, успехи в завоевании новых рынков прямо пропорциональны доле расходов компании на исследовательские работы. Кто больше инвестирует в исследования, тот будет успешнее в освоении рынков сбыта. Для предприятий пищевой промышленности учет изменений потребительских предпочтений может означать разработку продуктов питания, содержащих полезные для здоровья компоненты, а также видов упаковок, позволяющих максимально сохранять полезность продукции, и т. п. Ниже представлен пример составляющих, которые позволяют эффективно реформировать стратегическую политику пищевого предприятия в условиях изменения потребительских интересов (рис. 2).
Рисунок 3. Формирование стратегии предприятия пищевого производства в условиях изменения потребительских интересов
В широком смысле изменение пищевых пристрастий потребителей можно рассматривать как вариант трансформации внешней среды предприятий пищевой промышленности. И в данном случае вполне применимы инструменты видоизменения стратегии при выявлении соответствующих перемен в макроокружении предприятия, а также его ближнем окружении. Следует также отметить, что немаловажным, а часто сдерживающим фактором формирования адекватной стратегии в заданных условиях являются возможности поставщиков: сырья, упаковки, технических и технологических комплектующих, различных видов энергии, логистических услуг и т. п. Важно оценивать как валовые возможности существующих и потенциальных поставщиков, так и соответствие предлагаемой ими продукции тем требованиям, которые выдвигаются в процессе изменения потребительских пристрастий. В условиях перенасыщения рынка и повышения требований конечных потребителей к качеству продуктов питания, которые основаны на широких возможностях выбора продукции, существенным является показатель экологической чистоты сырья и упаковки, уникальность созданного бренда.
Значимым элементом видоизменения стратегической политики предприятия являются также критерии ее успешности. В качестве таких критериев, на наш взгляд, могут выступать: изменение структуры активов предприятия пищевой промышленности; изменение прибыли по отношению к предшествующим периодам и по отношению к изменению валового дохода отрасли; удельный вес, занимаемый в отрасли, его динамика; изменение физического веса 1 рубля продукции (рационально предположить, что уменьшение физического веса 1 рубля произведенной продукции может свидетельствовать об инфляционных процессах, однако в большей степени - об увеличении удельного веса добавленной стоимости в конечном продукте, что, безусловно, будет являться показателем роста эффективности). Не смотря на финансовый кризис, российская пищевая промышленность увеличивала объёмы продаж в целом до 2009 года. Реакцией российских пищевых предприятий на кризис был переход на более дешевую линейку товаров (приложение 1). Сегодня российская пищевая промышленность увеличивается инвестиционную привлекательность из-за кризиса на рынках строительства и недвижимости (рисунок 3). Сильная сторона отечественной пищевой промышленности -значительные масштабы рынков сбыта, возможность замещения импорта, в том числе и за счет переноса иностранных производств на территорию России.
Рисунок 4. Индексы промышленного производства предприятий пищевой промышленности России (в % к предыдущему периоду)
Слияние бизнеса, объединение в крупные сильные компании - ещё одна положительная тенденция развития пищевой промышленности сейчас. Это происходит следующим образом. Компании добиваются банкротства предприятий и скупают их у собственников. Затем меняется структура предприятия, увольняется или существенно сокращается инженерный состав, руководители. На смену приходят люди компании (директор, начальник производства) призванные перевести предприятие на производство определенного вида продукции в больших объемах и с большим сроком реализации, поставляется новое оборудование, производится ремонт помещений. Таким образом, хоть и не такими быстрыми темпами, но обновляются производственные мощности, а в некоторых отраслях (плодоовощная, пивоваренная, производство безалкогольных напитков, табачно-махорочная) они уже полностью заменены новыми. Приведем пример конкретного предприятия. Так, В 2004 году был реализован проект по внедрению в ОАО «Юнимилк» системы Microsoft Business Solutions-Axapta, что позволило автоматизировать бизнес, оптимизировать работу производственных и сбытовых подразделений, выделить функции дистрибуции в централизованную структуру.
Корпоративная Информационная Система Microsoft Dynamics AX (Microsoft Business Solutions - Axapta) - это современная интегрированная система класса ERP II, созданная для средних и крупных многопрофильных предприятий различных секторов экономики. Система удовлетворяет всем высоким требованиям методологии и идеологии ERP II, при этом она соответствует требованиям российского делопроизводства, что особенно важно для отечественныхпредприятий.Dynamics AX (Microsoft Business Solutions - Axapta) решает важную задачу - объединяет деятельность всех подразделений предприятия на базе единой интегрированной информационной и методологической системы. Мощная технологическая платформа системы Axapta (открытый исходный код модулей, интегрированная среда разработки Morph X, собственный объектно-ориентированный язык программирования X++ и т.д.) поможет предприятию оптимизировать все свои внутренние и внешние бизнес-процессы и добиться новых конкурентных преимуществ, повысив эффективность своей экономической деятельности (Рисунок № 2). Рисунок 5. Microsoft Dynamics AX
Система обладает очень важной для российских предприятий особенностью - она изначально ориентирована на адаптацию к существующим на предприятии экономическим условиям. Это означает, что, благодаря встроенным в систему средствам разработки и инструментов для интеграции с другими приложениями, центром внедрения становится не столько функциональность системы, сколько бизнес-процессы заказчика. Таким образом, при правильном внедрении и грамотной постановке экономических задач возможно создание уникального продукта, идеально подходящего для данного конкретного предприятия и соответствующего при этом мировым и российским экономическим стандартам. В 2009 году компания начала внедрение решений SAP для обеспечения роста и повышения деятельности компании. Рассмотрим антикризисную стратегию компании «Вимм-Билль-Данн». Компания «Вимм-Билль-Данн» разработала «Принципы работы с поставщиками» с целью разъяснения политики ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» и его аффилированных лиц (далее - «Вимм-Билль-Данн» или Компания) в области взаимодействия со своими контрагентами. «Вимм-Билль-Данн» поддерживает такие принципы сотрудничества, как стремление к подлинно партнерским взаимоотношениям, честная конкуренция при определении возможности быть поставщиком или покупателем, поступательное развитие партнеров. «Вимм-Билль-Данн» стремится создать партнерские отношения в первую очередь между компаниями как организациями, вне зависимости от смены руководителей или рядовых сотрудников компаний. Для реализации принципов, перечисленных выше, «Вимм-Билль-Данн» предпринимает активные действия, направленные на укрепление здоровых деловых отношений как внутри «Вимм-Билль-Данна», так и во взаимотношениях с контрагентами. Внутренние меры: создание прозрачной системы принятия решений и процесса взаимодействия с контрагентами; установление контроля над затратами; обучение и развитие персонала; применение лучших мировых практик в области закупочной деятельности и многое другое. С целью совершенствования взаимодействия с контрагентами «Вимм-Билль-Данн» внедряет собственную систему оценки и классификации поставщиков. По результатам регулярной оценки контрагентам присваивается определенный ранг (уровень), который будет учитываться в дальнейшем при выборе поставщика, при выработке стратегии взаимодействия с поставщиками, а также при принятии решений о развитии отношений с поставщиками. Таким образом, изменение пищевых интересов потребителей открывает дополнительные возможности предприятиям пищевой промышленности, позволяя создавать новые рынки реализуемой ими продукции. Однако при развитии предприятий пищевой промышленности в указанном направлении существуют объективные пределы возможностей, обусловленные прежде всего недостаточной сырьевой базой и отсутствием в настоящее время у предприятий уникальных технологий производств, отвечающих современным требованиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|