Русская правда. Происхождение.
Политическое и государственное устройство земель древнерусского государства Земля образовалась посредством сплачивания вокруг своего центра округи с населением. Она росла так, как растет снежный ком, накатываемый в нглубоком мартовском снегу. Центром в б-стве случаев выступал город-древний племенной центр. Ключ. называет их “городовыми областями”. Самое хар-ное -они этнически неоднородны. термины земля и волость указывают на обозначение всего населения гос-ва. **Адм-ное деление. Самый круп. элемент земли -волость, подразд. на верви и погосты (1-в юж. областях, 2-в северных). Смысл термина волость раскрывается еще и в том, что ее жители составялют округ -круг людей, кт сходится на думу, т.е. на вече. Т.о. волость -крупная полит. единица. **Слово вервь от арийского Warf-linea - связь кровного родства, перенесенная на тер-рию определенного рода. В западнорусских памятниках права наряду с термином вервь употребляетмя мiръ, мiрщина, созданная для уплаты того, что у нас носит название дикой виры. В основном вервь явл. союзом для платежа виры, в т.ч. и дикой. Погост в Новгороде наряду с вервью означал, т.о., финансово-податную ед-цу. Одновременно погост обозначал церковь с приходом. **Кроме верви и погоста наше утройство знает еще сотни и потуги (1-подразделение чисто военного порядка, 2-податная единица). Тер-рия, по кт князь ездит для сбора с нее дани, получает наим. уезда. Если волость достается князю в силу раздела тер-рии нкязем-отцом между своими детьми, то такая волость называется уже “уделом”. **Границы всего этого менялись ежегодно. поэтому -выработка этнического единства на основе единства тер-ного. ГОРОДА. Поначалу слово “градъ”, родственное скандинавскому “gardr”, современ. “gard”, означало укрепелнное или огражденное место (arx) -древнее городище, как место компактного проживания рода. Для сравнения, в др. славянских языках под городом понимают “място” или ”место”. Постепенно города приобрели современ. очертания и содержание. Помимо города знали пригород (Лаврентеевская летопись: “на что же старейшие (города) сдумают. на том же пригороди станут”)
Вече и князь в древнерусском государстве Князь существовал потому, что сущ-вало общее признание наличия его власти. Без народа князь ничего не значил. Вся гос. машина определялась симбиозом князя и институтом демократии (вече) -до монг-татар. Сама форма вече говорит, что это прямая непосредственная демократия. Вече -собрание вооруженных соплеменников. Компетенция: гл. компонент- признание или изгнание князя. Везде, во всех удельных княжествах вече это делало свободно (черниговцы -ольговичей, киевляне -мономаховичей). Вече -высшая суд. инстанция, если стоял вопрос об изгнании князя. Факты призвания князей осущ-лись договором между вечем и князем. Факт изгнания облекали в форму “выреда” -уничтожение договора. Князя могли убить, посадить в тюрьму. Произвол ничем не был ограничен. Вече решало вопрос войны и мира. Князь своими силами войну вести не мог (мала дружина). Аоскова -нар. ополчение, кт состояло из своб. граждан, участвующих на вече. Народу князь нужен был как военный специалист. ст108 Псков. суд. грамоты: вече спокойно и свободно законодательствовало. О других вече данных нет. До эпохи империи в Р. господствовало обычное право, нужды в письменном праве не было. Вопросы компетенции вече не были ограничены вообще (это чрезвычайный орган). В 1173г вече г.Галича посчитало, что князь пренебрегает супруж. обязанностями (любовницу сожгли, сына сослали). Срок заседания вече беспределен. 1218г в Новгороде: пока не решен вопрос. по ктму вече созывалось, оно не распускалось. Решения принимались ЕДИНОГЛАСНО (только после Петра б-ством). Князь управлял по дворцово-вотчинному принципу. Вотчина князя употр. в 2х значениях: 1)земля, кт населена людьми князя. 2)ко всему княжеству с пригородами. **Властные отношения при феодализме регулируются частным правом (это роднит наше право с западным). Способы управления вотчиной: 1)командование войском. 2)собирание дани (до монголо-татар-это добровольные дары). 3)князь может судидь население. Именно судебные пошлины и составляют основной доход князя (т.е. князь в основном жил за счет суд. пошлин). Князь был третейской (незаинтер.) стороной, т.е. судил непредвзято, поэтому его суд был предпочтительнее. 4)законод-во князя. В основном они законодательствовали в отношении себе подобных -княжеские ряды (договоры): а)разграниечение тер-рии. б)не собирать дань на чужой тер-рии. в)одни князья обязуются не переходить по призванию вече в др. вотчину (каждый да держит отчину свою -Любеческий съезд 1095г). **Проблема дифференциации князей: князья богатых и бедных княжеств. В Моск. эпоху стал меняться тон межкняжеских рядов. Брачные контракты между князьями. Земское управление выражалось в категории 2х долж. лиц: посадник -от имени князя творили суд и расправу в городах; тысяцкий -уполном. лицо вече, кт его и избирало. Рук-дил нар. ополчением, отправлял правосудие от лица города. Помощь князю в виде совета оказывала Княжеская Дума. Придворный княж. совет -до Моск. царства был вместо княж. думы. Принцип княжеской друины строился на преданности.
Русская правда. Происхождение. Народы, сокрушившие Рим. империю, создавали свои сборники обычного права. Самые первые варварские правды записаны в к.5века (lex sabica). Поселдняя -13в -Ютландская правда (датчан). Особенности вар. правд: они однотипны, т.к. содержат записи обычного права. Одинаковы как по матер. содержанию, так и по формальному (РП= Салическая). Однотипны по структуре (нет систематизации). Нормы в них идут беспорядочно. Они явл. сборниками процессуального (формального права). Предписывают форму установления права. Формы штрафов (вира -на смену корв. мести) примерно везде одинаковы. **РП дошла до нас во множ-ве рукописей (в летописях и кормчих). Древнейшая из них (синодальная) -12в. В общих списках наименование памятника, порядок и число статей большеей частью различны. Различают 3 редакции: Краткую (43 статьи -уставы Ярослава и сыновей. Список академический). Пространная (121ст, список синоадбнгый, троицкий, карамзинский и др). Сокращенная из простарнной (не имеет значния, список кн. Оболенского). **Т.о. в составе РП различают 3 сборника: Правду Ярослава, Правду Ярославичей и Правду Простарнную. Правда Ярослава. Составлена не позже времени Ярослава (в ней не говорится об отмене мести, соверш. сыновьями Ярослава). Имеет систематический, а не хронолог. состав. Но не все уставы Ярослава вошли в нее. Правда Ярославичей -сборник разновременных уставов, данных этими князьями (как 3мя в совокупности, так и нект. в отдельности). Состав хронологический: законы, изменные иисправленные, сохраняются наряду с позднейшими их исправлениями. Сборник не охватывает всех уставов Ярославичей, но содержит уставы, изданные раньше Ярославичей. Правда Ярославичей -дополнит. сборник к Правде Яросолава (в нем нет важнейших постановлений -об убийстве и др.). Правда Пространная-имеет 2 половины: первую (вероятно, законченную при Мономахе) и вторую (дополнительную). Первая половина 0систематический сывод Правды Ярослава и его сыновей и последующих узаконений. Вторая -позднейшие приписки (12в и вероятно 13в), кт вносились в сборник целыми уставами (таков устав о закупничестве, о наследстве и о холопстве). Хар-р Пространной правды более научный: в ней сводятся разновременные постановления в одно; однородные постановления обощаются; уничтожается казуистическая форма законов. Состав Простарнной Правды окончательно сложился не позже половины 13в, т.к. она внесена в кормчую, написанную примерно в 1284г. Источники РП:основа РП- княжеские уставы. В РП упоминаются отдельно: урок Ярославль (о пошлинах в пользу вирника), устав Изяслава о вире за голову конюшего, устав 3х Ярославичей об отмене мести и об отмене убийства раба за оскорбление своб. человека, устав Вл. Мономаха о процентах. **Но в РП вошли постановления и др. князей, не упомянутых в ней. Княж. уставы возникали иногда по частным поводам. когда князю призодилось судить кого-либо и выносить приговор, не имеющий оснований в предшествующих уставах. Т.о. судебные приговоры могут быть признаны особым источником РП. Но суд. приговоры основывались большей частью на обычном праве. Собирая их, составитель собирад собственно постановления обычного права. Собиратели включали в сборники и выбранные отдельные постановления из Византийских кодексов (напр, постановления от ответ-сти господина за преступления его холопа взяты из Эклоги).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|