Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности овладения профессией




1. Психологическая классификация профессий

Мир профессий и специальностей очень многообра­зен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчиты­вается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

Е. А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», ко­торая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объект­ных систем:

1) человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т. п.;

2) человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;

3) человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.;

4) человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т. п.;

5) человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т. п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. γνωσιζ— знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2) преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;

3) изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-кон­структор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, во­дитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с про­граммным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и т. п.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгал­теры и т. п.;

2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;

3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающи­ми. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему кар­ты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозна­чения) примерную формулу определенной профессии.

 

2. Понятие профессиональной пригодности

Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и резуль­татами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени за­висят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности:

- определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особен­ностей человека;

- имеет конкретный объект реализации (определенная категория людей и вид дея­тельности, этап профессионализации);

- отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (качества личности, способности, физическое развитие и т. д.);

- является динамическим свойством системы деятельности (развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда).

 

Психологической основой профессиональной пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных качеств, необ­ходимых для трудовой деятельности. Научно-практические направления работы по формированию профессиональной пригодности включают разработку и реализацию системы психологического обеспечения профессиональной ориентации, отбора, под­готовки и адаптации человека к трудовой деятельности.

 

3. Внутренние психологические условия профессиональной деятельности.

Успешность освоения и реализации трудовой деятельности определяется особенностями познавательных и пси­хомоторных процессов, характеризующих способности, а также та­кими психологическими характеристиками субъекта труда, как особенности мотивации, черты характера, эмоционально-волевые качества и особенности темперамента. Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые влияют на успешность освоения и выполнения кон­кретной деятельности (или совокупности деятельностей), получила название «про­фессионально-важные качества субъекта труда». Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологиче­ского анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способ­ностей дал Б. М. Теплов. Он дал следующие определения таких категорий, как задат­ки, способности и одаренность.

Задатки — анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в ос­нове развития способностей.

Способности — индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее усвое­ния или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.

Одаренность — индивидуально и качественно своеобразное сочетание способно­стей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

Профессиональные способности находятся в постоянном развитии, которое за­ключается в совершенствовании отдельных профессионально значимых психических качеств (познавательных и психомоторных процессов и функций), а также в уста­новлении между ними специфических взаимосвязей и взаимозависимостей (систем­ных качеств), соответствующих требованиям изменяющейся деятельности.

Важным условием успешной профессиональной деятельности является мотивация.Применительно к трудовой деятельности представляет интерес теория потребностей Д. Макклеланда, считающего, что людям в ходе выполнения деятельности присущи три основных типа мотивации: власти, достижения и причастности к социальной группе (аффилиации).

Попытка содержательно описать наиболее типичные мотивы профессиональной деятельности представлена в двухфакторной теории Ф. Герцберга.

В первую группу факторов входят мотивы, определяющие повышение произво­дительности труда: хороший заработок, шансы продвижения по службе, поощрение успеха в труде, содержание работы и т. д. Вторая группа мотивов связана в первую очередь с привлекательностью труда: работа без напряжения и стрессов, комфорт на рабочем месте, хорошее отношение с сотрудниками и руководством и т. д.

Существует еще один аспект различий в мотивации. Согласно теории мотивации В. Врума, активное намерение достичь определенной цели зависит от трех переменных:

1) ожидание (оценка вероятности) того, что предполагаемые усилия дадут желае­мые результаты (если связи между затрачиваемыми усилиями и результатом нет, то мотивация ослабевает или исчезает совсем);

2) ожидание того, что полученные результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение (отсутствие связи между ними или несоответствие этой связи представлениям о вознаграждении снижает уровень мотивации); валентность (ценность) для конкретного человека получаемого вознаграждения.

 

4. Этапы профессионального развития.

Е. А. Климов предлагает следующую профессионально-ориентированную периодизацию:

- оптация (12-17 лет) – период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;

- профессиональная подготовка (15-23 года) – овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками;

- адаптация (16-18 лет) – вхождение в профессию и привыкание к ней;

- фаза интернала (18-23 года) – приобретение профессионального опыта;

- мастерство (23-35 лет) – квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

- фаза авторитета (35-55 лет) – достижение профессионалом высокой квалификации;

- наставничество (55-60 лет) – передача профессионалом своего опыта.

 

5. Профессиональные деформации личности.

Слово «деформация» (от лат. deformatio — искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно слож­ную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и обще­нии. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменя­ющие личностный профиль работника.

Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику прояв­лений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.

2. Составьте краткий конспект по плану:

1. Возрастные периоды развития.

2. Психологическая классификация профессий.

3. Фазы развития профессионала

4. Профессиональные деформации.

 

3. Подготовьтесь к семинару «Психология развития профессионала» по вопросам:

1. Психологические особенности юношеского возраста.

2. Самоопределение и саморазвитие в юношеском возрасте.

3. Развитие личности через овладение профессией.

4. Внутренние психологические условия профессиональной деятельности

5. Профессиограмма фельдшера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...