Приморье в проектах регионального сотрудничества: потенциал и перспективы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА. Политическая разрядка, рост экономической взаимозависимости стран Восточной Азии, их общие интересы и осознание необходимости сотрудничества ради собственного процветания усилили в конце 80-х - начале 90-х годов интеграционные прцессы. Для этого существуют объективные предпосылки: географические - относительная целостность и компактность бассейна Японского моря и природно-климатическое сходство его районов; геополитические - взаимосвязанные интересы стран, прилегающих к Японскому морю; экономические - эффективность совместного использования природных и трудовых ресурсов; экологические - необходимость объеденения усилий для решения экологических проблем Японского моря. Быстрый экономический рост и усиление разносторонних связей стран Восточной и Центральной Азии требуют создания здесь единого торгового, финансового и информационного центра. Приморье по сравнению с другими территориями имеет для этого ряд преимуществ: 1) стратегическое положение (восточные ворота России); 2) доступ к богатым сырьевым ресурсам Сибири и Дальнего Востока; 3) относительно развитая промышленность; 4) наличие удобно расположенных портов свободной экономической зоны (Находка); 5) высокий образовательный уровень населения, концентрация учебных заведений и научно-исследовательских институтов; 6) близость к странам ускоренного экономического роста (Китай, Республика Корея и др.). Эти объективные обстоятельства в условиях изменившегося политического климата в регионе повлекли за собой появление в Японии, Республике Корея, КНР и России проектов кооперации и сотрудничества в Восточной Азии.
Своеобразное географическое положение Приморского края предопределяет выбор механизма и средств для ускорения темпов его экономического развития и вовлечения в систему международной кооперации. Как зарубежные разработчики, так и местные ученые отдают приоритет созданию здесь свободной экономической зоны (СЭЗ). Благодаря зонам экономического сотрудничества Дальний Восток России сможет быстрее перейти на рыночные рельсы и интегрироваться в мировое хозяйство. Свободная экономическая зона "Находка". Свободная экономическая зона “Находка” была создана в 1990 г. вместе с 12 другими СЭЗ на территории России. Главное направление ее развития - превращение Находки в центр транконтинентальной торговли.К январю 1995 г. на ее территории было зарегистрировано 469 предприятий с иностранным капиталом, а общий объем иностранных инвестиций в зону достиг 220 млн долларов. Самыми крупными проектами являются: создание российско-американского промышленного парка и российско-корейского промышленного комплекса, а также строительство и реконструкция портово-причальных комплексов и сооружений. Их реализация поддерживается специаьным Законом Приморского края "Об индустриальных промышленных комплексах на территории СЭЗ "Находка" Приморского края". В июне 1997 г. в Сеуле было парафировано соглашение по российско-корейскому комплексу. Однако развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят. ПРОЕКТ “БОЛЬШОЙ ВЛАДИВОСТОК”. В октябре 1990 г. Комитет промышленного развития ООН (ЮНИДО) выступил инициатором превращения Владивостока в открытый для иностранного капитала город. Идеей проекта являлось создание свободной экономической зоны на территории Южного Приморья.
Выполняя заказ ЮНИДО, группа японских ученых уже к осени 1991 г. разработала концепцию будущей СЭЗ. Хотя концепция, получившая название “Большой Владивосток”, отражала прежде всего экономические интересы Японии (особенно западных, менее развитых префектур - Ниигата, Исикава, Тояма), предусматривалось интенсивное развитие Южного Приморья, включая 4 города (Владивосток, Находка, Артем и Партизанск) и 6 районов (Партизанский, Хасанский, Шкотовский, Надежденский, Уссурийский, Октябрьский). Эта территория должна была превратиться в один из мощных транспортных и деловых центров Восточной Азии, открывающих доступ к природным богатствам Сибири и Дальнего Востока. В то же время предполагалось более широкое вовлечение Дальнего Востока России в международную кооперацию, развитие существующих и создание новых отраслей производства, деловой инфраструктуры и транспортной системы на основе собственных средств и иностранных инвестиций. Группой российских ученых была разработана концепция, отражающая в первую очередь интересы экономического и социального развития Приморского края. Приморью отводилась роль соединительного звена двух экономических пространств: России и АТР. Край должен был принимать участие в формировании япономорского экономического кольца и активно развивать агропромышленную кооперацию с соседними провинциями Китая. ПРОЕКТ “ТУМАНГАН”. В том же 1990 г. на конференции в городе Чанчунь китайские ученые выступили с идеей создания международной производственно-транспортной зоны на стыке КНР, КНДР и России - в бассейне реки Туманная (Туманган). Инициаторы также получили поддержку в ЮНИДО, которая привлекла к разработке пректа зоны “Туманган” ученых разных стран. Активным проводником этой идеи стали власти китайской провинции Цзилинь, более всего нуждающейся в выходе к морю. В октябре 1991 г. представители 5 стран - Республики Корея, КНДР, КНР, России и Монголии - подписали соглашение о разработке программы развития зоны реки Туманная. Однако интересы и взгляды потенциальных участников проекта существенно расходились по таким ключевым вопросам, как территориальные рамки зоны, ее правовой статус, специализация. Администрация Приморского края выступила против проекта, видя в нем угрозу транспортным артериям Приморья и экологии заповедных морских территорий.
С 1991 по 1996 г. концепция претерпела существенные изменения и трансформировалась в новую версию - проект “Туманган”. Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбяньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья с Уссурийском и Находкой. Главная цель проекта - ускорение темпов экономического развития территории и повышение уровня благосостояния населения путем привлечения и развития внутренней и транзитной торговли. Появление международных проектов, в каждом из которых Приморскому краю отводится заметное место, свидетельствует о новом качестве межгосударственного сотрудничества. На рубеже XXI века все более явственно обозначается роль Приморья как своеобразного моста, связывающего Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|