Работа 2. Двустороннее проведение возбуждения по нерву.
Работа 2. Двустороннее проведение возбуждения по нерву. По нервному волокну возбуждение способно распространяться в обе стороны от места нанесения раздражения. Цель работы : наблюдать явление двустороннего проведения возбуждения по седалищному нерву лягушки на нервно-мышечном препарате. Оснащение : лягушка, препаровальный набор инструментов, лоток, марлевые салфетки, электростимулятор, стеклянные пластины. Содержание работы : приготовить препарат одной задней лапки лягушки. Перевернуть бедро задней поверхностью кверху, двумя пинцетами осторожно раздвинуть мышцы бедра и найти седалищный нерв. Стеклянным крючком отпрепарировать нерв в нижней трети бедра примерно на расстоянии 1 см. После этого под нерв подвести бранши ножниц и перерезать мышцы и бедренную кость. Голень и бедро соединяются между собой только с помощью седалищного нерва. Препарат укладывают на стеклянную пластинку, под нерв подводят электроды, которые соединены со стимулятором (рис. 11). Раздражают нерв и наблюдают одновременное сокращение мышц бедра и голени. Рис. 11. Схема опыта для наблюдения двустороннего проведения возбуждения по нерву Оформление результатов работы: 1. Записать ход опыта, зарисовать его схему. 2. В выводе объяснить, почему происходит одновременное сокращение перерезанных мышц задней лапки лягушки.
Работа 3. Закон физиологической и анатомической целостности нерва. Распространение возбуждения по нервному волокну возможно только в случае сохранения его анатомической и физиологической целоcтности. При перевязке нервного волокна, его охлаждении или воздействии фармакологическими веществами (новокаин, хлороформ, дикаин) нарушается целостность нервного волокна и его проводимость.
Цель работы: исследовать воздействие различных факторов на способность нерва проводить возбуждение. Оснащение: лягушка, препаровальный набор инструментов, лоток, вата, раствор Рингера, 2% раствор новокаина (или 10% раствор спирта), лигатуры, электростимулятор. Содержание работы: приготовить нервно-мышечный препарат, подвести под нерв электроды и, подобрав пороговую силу тока, раздражать нерв, наблюдая при этом сокращение икроножной мышцы (рис. 12). Рис. 12. Схема опыта для наблюдения закона физиологической и анатомической целостности нерва
Затем смочить ватный тампон раствором новокаина или спирта и положить его на участок нерва между раздражающим электродом и мышцей. Через 5 минут включают стимулятор и раздражают нерв. Отмечают отсутствие сокращений мышцы при раздражении нерва (рис. 13). После этого убирают ватный тампон, обильно смачивают и промывают данный участок нерва раствором Рингера и через 5 минут вновь раздражают нерв электрическим током, отмечая появление мышечных сокращений. Рис. 13. Блокада проведения возбуждения по нерву. а – фон; б – сокращение мышцы после аппликации новокаина или спирта; в – полная блокада. Стрелкой отмечен момент аппликации вещества.
В конце опыта наложить плотную лигатуру на нерв между мышцей и электродами стимулятора (рис. 12). Произвести раздражение нерва и зафиксировать результат - отсутствие сокращений мышцы. Оформление результатов работы: 1. Записать ход опыта, зарисовать мышечное сокращение. 2. В выводе объяснить причины отсутствия сокращений мышцы при различных воздействиях на нерв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|