Показатели эффективности использования оборотных средств
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Вопросы: 1. Сущность и структура оборотных средств железнодорожных предприятий. 2. Показатели эффективности использования оборотных средств. 3. Влияние оборотных средств на финансовое состояние компании. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия и методы их расчета.
Сущность и структура оборотных средств железнодорожных предприятий. Оборотные средства – финансовые ресурсы, вложенные в объекты, которые используются предприятием в рамках одного производственного цикла, либо в рамках короткого календарного периода времени. Оборотные средства предприятия, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершают непрерывный кругооборот, при этом средства переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов. Последовательно проходя эти фазы, оборотные средства меняют свою натурально-вещественную форму, и каждый оборот не только возвращает вложенный капитал, но и прибавляет добавочный. Таким образом, с одной стороны оборотные средства – это часть имущества предприятия, непосредственно участвующая в процессе производства и полностью за один производственный цикл переносящая свою стоимость на готовую продукцию и требующая постоянного пополнения. С другой стороны это денежные оборотные средства необходимые предприятию для: – реализации собственной продукции работ и услуг; – покупки товаров других организаций; – краткосрочных финансовых вложений; – предоставления займов другим юридическим лицам;
– открытия депозитных счетов в банках. Оборотные средства железных дорог классифицируют по трем основным признакам: по месту и роли в процессе воспроизводства – средства в сфере производства и средства в сфере обращения; по принципам организации – нормируемые и ненормируемые; по источникам образования – собственные и заемные. В сфере производства оборотные средства вкладываются в запасы предметов труда (материалы, топливо, инструмент и т. п.), в расходы, связанные с подготовкой к производству (расходы будущих периодов). Оборотные средства в сфере обращения – это средства в расчетах за продукцию, неоплаченную покупателями, НДС по приобретенным ценностям, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и прочие оборотные активы. Наличие оборотных средств, в распоряжение предприятия рассчитывается по состоянию на определенную дату (как правило, на конец отчетного периода) и в среднем за истекший период. Размер оборотных средств должен быть достаточным для обеспечения процесса производства (перевозок) и реализации продукции, но при этом оборотные средства должны использоваться рационально. Поэтому необходимо определять и обосновывать величину оборотных средств. Норматив оборотных средств, определяется исходя из заданного объема производства и длительности оборота, т.е. времени, за которое происходит превращение денежных фондов, вложенных в материальные затраты на производство готовой продукции (перевозки) вновь в реальные денежные средства. Нормируются: – производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты; – расходы будущих периодов; – готовая продукция; – товары; – прочие товарно-материальные ценности. Не нормируются: – товары отгруженные; – денежные средства; – дебиторская задолженность; – краткосрочные финансовые вложения; – прочие оборотные средства.
Нормативы оборотных средств, в современных условиях не могут быть длительно действующими. Необходимость их уточнения обусловлена изменениями технологии, номенклатуры, цен, тарифов и других факторов. Однако в современной международной практике принято нормировать все группы оборотных средств, что дает возможность более эффективного их использования. В зависимости от источников образования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные. Соотношение собственных и заемных средств служит для характеристики финансовой устойчивости предприятий. Для различных предприятий и в том числе, предприятий железнодорожного транспорта состав и структура оборотного капитала по элементам неодинаковы, так как зависят от специфики организации производственного процесса, взаимоотношений с поставщиками и потребителями, финансового состояния и других факторов. Определение структуры и выявление тенденций ее изменения дает информационную базу для управления оборотными средствами. В ходе управления оборотными средствами принято контролировать: – объем и структуру оборотных средств; – динамику по видам; – соответствие нормируемых оборотных средств нормативам и причины возникновения отклонений; – изменение состава и величины нормируемых и ненормируемых оборотных средств, причины изменения и последствия; – показатели экономической эффективности использования оборотных средств в динамике. Структура и размер оборотных средств ОАО «РЖД»: • Запасы - 32,63% • НДС по приобретенным ценностям - 24,46% • Долгосрочная дебиторская задолженность -3,87% • Краткосрочная дебиторская задолженность - 29,92% • Денежные средства -7,88% • Прочие оборотные активы-1,24% • Итого: 100% или 158 015 193 тыс. руб. = 8,3% от общей суммы активов
Показатели эффективности использования оборотных средств Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, определяющих степень и интенсивность их использования. Степень использования оценивается соотношением оборотных средств в сфере производства и сфере обращения. Доля оборотных средств, обслуживающих сферу производства, должна расти (при условии соблюдения норм расхода), а сферы обращения снижаться.
Второй показатель степени использования – это отдача оборотных средств, определяемая как отношение прибыли от реализации к средней сумме оборотных средств. Этот показатель называют рентабельностью оборотных средств: , где – рентабельность оборотных средств; П – прибыль от реализации продукции; – средняя сумма оборотных средств. Средняя сумма оборотных средств рассчитывается по формуле средней хронологической где – средняя сумма (остаток) оборотных средств за период; – остатки на начало периода (месяца). Интенсивность использования оборотных средств характеризуется показателями скорости оборота активов в днях и коэффициента оборачиваемости как всех текущих активов, так и отдельных их видов. Время оборота или оборачиваемость оборотных средств неодинакова не только для различных отраслей, но и для предприятий одной отрасли, поэтому сопоставление этого показателя может проводиться только с плановой величиной или в динамике за ряд лет. Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них, позволяет предприятию высвободить часть средств из оборота и направить их на другие цели. Замедление оборачиваемости требует дополнительных средств, а при их недостатке вызывает необходимость привлечения заемных средств. В настоящее время значительная доля оборотных средств образуется за счет кредитов банков и повышение интенсивности их использования является одной из актуальных задач управления. Продолжительность оборота оборотных средств показывает через сколько дней возвращаются на предприятие его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции, работ, услуг, и рассчитывается по формуле: , где ПО – продолжительность одного оборота в днях; – средний остаток оборотных средств; Т – продолжительность анализируемого периода в днях; Д – выручка (доходы) от реализации продукции. Количество оборотов или коэффициент оборачиваемости показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за конкретный период, или характеризует съём дохода в расчете на 1 руб. наличия (остатка) оборотных средств на предприятии за рассматриваемый отрезок времени:
. Для характеристики эффективности использования оборотных средств можно исчислить показатель обратный коэффициенту оборачиваемости – его называют коэффициент загрузки средств в обороте, : . Общая оборачиваемость характеризует интенсивность использования оборотных средств в целом по всем фазам кругооборота, не отражая особенностей кругооборота отдельных элементов или групп оборотных средств. Ускорение оборачиваемости на одной стадии может быть сведено до минимума замедлением оборачиваемости на другой стадии, и наоборот. Поэтому для выявления конкретных причин изменения общей оборачиваемости, исчисляется показатель частной оборачиваемости оборотных средств, отдельных элементов или групп. Наиболее часто рассчитывают оборачиваемость производственных запасов, так как они составляют значительную долю оборотных средств железнодорожного транспорта. Расчет осуществляется по тем же формулам, но вместо выручки от реализации принимается полная себестоимость (затраты) реализованной продукции: . Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации продукции за анализируемый период.
Относительное высвобождение оборотных средств происходит в том случае, если одновременно с ростом объема производства происходит ускорение оборачиваемости и рассчитывается по следующей формуле: . Ускорение оборачиваемости достигается за счет: снижения объема запасов сырья, материалов, топлива; заделов незавершенного производства, совершенствования технологических процессов; механизации и автоматизации производственных процессов, сокращением времени обращения. При замедлении оборачиваемости, по этой формуле рассчитывается дополнительное привлечение средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|