Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни самоидентификации в психотерапии




Рассмотренная нами модель позволяет исследовать основные проблемы личности, связанные с СИ. Такие проблемы могут быть объединены в три большие группы.

Слишком жесткая идентификация в определенной области и слабая ее осознанность.

Неосознанное направление энергии с одного уровня СИ на другой.

Ограниченная осознанность одного из уровней СИ, т. е. явно осознанны лишь некоторые аспекты данного уровня самоидентификации, при этом другие аспекты неосознанны или “неявно подразумеваются”.

Центральной идеей в разрешении кризисов и вакуума СИ является осознание своей самоидентификации во всех ее аспектах и на всех уровнях.

Необходимость изменения своей СИ часто связана со страхом лишиться “опоры”, т. е. привычной шкалы ценностей и системы внутренних и внешних взаимоотношений. Первым шагом может быть именно прояснение соответствующих аспектов СИ и их действительной ценности для личности.

Как прояснить соответствующий уровень СИ?

Один из способов - пойти от противного. Такое упражнение может быть проделано прямо сейчас с листом бумаги и ручкой (акцент на рациональный аспект) или использовано в контексте сессии с измененными состояниями сознания.

Уровень СИ Кто я? Чего я хотел бы избежать (Чего я боюсь) Почему это важно (Что для меня значит быть...)
1 Я - программист Я - сотрудник такой-то фирмы Я - кандидат наук Я - хороший специалист Потерять работу Потерять квалификацию Потерять профессию Не иметь достаточно денег для содержания себя и семьи Иметь доход меньше, чем у других Потерять уважение коллег Потерять уважение друзей и родственников Я хочу иметь чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Не хочу менять сложившихся привычек и отношений в коллективе Боюсь оказаться несостоятельным в новой специальности Хочу чувствовать себя материально независимым, мужчиной Мне нравится моя специальность Мне нравятся люди, с которыми я работаю
2 Я - муж Я - отец Я - сын Я - брат   Быть мужем - значит чувствовать себя сильным, надежным, уверенным в себе Нести ответственность за принятие решений Быть внимательным к жене и ее родственникам Обеспечивать семью Сексуально удовлетворять жену Быть верным Иметь право на то, чтобы жена и родственники уважали меня и мои решения, на верность и ласку жены Рассчитывать на поддержку жены в любых ситуациях.
3 Я - русский (татарин, еврей...)    
4 Я - христианин (мусульманин, православный, протестант...)    
5 Я - человек    
6 Я - мужчина (женщина)    
7 Я -.... (невербальное определение духовного восприятия мира)    

Очень важно прояснить существенные аспекты самоидентификации. Например, что наиболее значимо? Не потерять работу, не потерять специальность, не потерять доход или не потерять квалификацию?

Следующий шаг - вопрос: “Почему это важно?”. Иногда на него можно ответить словами, иногда нет (особенно на более глубоких уровнях).

Возможно, после этого шага будет легче глубже осознать “Что для меня значит быть программистом (мужем, сыном, русским и т. д.)?”.

В процессе такого исследования некоторые аспекты СИ уже не покажутся достаточно значимыми, а другие неожиданно будут осознаны как действительно важные. Особенно это относится к глубоким уровням, многие аспекты которых плохо осознаны в западной культуре. Отметим, под осознанием подразумевается не только логический анализ, но и весь комплекс ощущений, чувств, внутреннего опыта, ассоциативных связей и т. д.

Обратите внимание на пересечение уровней СИ.

- Я хочу иметь... такую работу, чтобы хорошо зарабатывать и чувствовать себя мужчиной.

- А что это значит - быть мужчиной?

Довольно часто мы встречаемся с примерами неосознанного замещения уровней СИ.

- Я много работаю, обеспечиваю семью, жену, детей... Настоящий мужчина должен чего-то добиться в работе. Карьера для меня - главное...

А что еще важно для мужчины? Что еще входит в понятие отца? Насколько ваше видение совпадает с видением жены, детей?

Один из выпускников тренинга “Inner Discovery” заметил: “После тренинга я стал больше времени проводить с семьей, стал зарабатывать вдвое меньше, но теперь я чувствую, что такое жить счастливой жизнью. Партнеры меня не понимают”. Другая выпускница после тренинга нашла интересную высокооплачиваемую работу по специальности (хотя в деньгах не нуждалась), после этого быстро разрешились многие семейные проблемы и установились гармоничные отношения с мужем и детьми. До тренинга избыточная энергия, направляемая в семейно-клановый уровень, привела к настоящему аду в семье и предразводной ситуации.

Попытка направить всю или почти всю энергию в одну-две области СИ упрощает жизнь. Трудоголикам проще, так как им достаточно думать только о работе, осознавать только то, что связано с работой, и т. д. Однако такая система резко обедняет личность и часто делает структуру неорганичной и нестабильной.

Направление энергии с одного уровня на другие может иметь и конструктивный характер. Так, если человек переживает серьезные проблемы в семье и не может их разрешить, разумно направить энергию в область работы, религии или секса. Как уже отмечалось это может быть как конструктивным, так и не конструктивным, в зависимости от конкретной ситуации и степени ее осознанности.

Более полное осознание своих уровней самоидентификации позволяет как бы размыть границы уровней и обеспечить более естественный баланс энергии между ними. Человек перестает следовать жестко заданным идентификационным стереотипам и начинает воспринимать свою структуру СИ более целостно.

Такая трансформация соответствует переходу из состояния b) в состояние a) на рис. 6.

Один из способов прояснения уровней и границ СИ заключается в исследовании вопроса о том, кем мы могли бы себя представить (“Я допускаю, что я мог бы быть и...”).

- Я - программист. Я могу представить себя библиотекарем, продавцом, менеджером.

- А дворником или лесником?

-...Возможно, да.

- А милиционером?

- Никогда!

- Почему именно?

Интересно осознать, насколько мы можем почувствовать, встать на позицию другой СИ. Можете ли вы на несколько мгновений ощутить себя солдатом, врачом, священником, американцем, чеченцем, человеком противоположного пола, тигром...

Разумеется, эта новая идентификация необязательно должна вам нравиться. Достаточно знать свои границы и осознавать сущность этих границ. (Я не хотел бы быть женщиной, потому что...; я не хочу работать бандитом, потому что...)

Иногда в процессе такого исследования можно сделать интересные открытия. Так, один бизнесмен обнаружил, что мог бы уехать в другую страну и работать фотографом, что его полностью бы устроило. Это дало ощущение большей уверенности в себе даже в условиях нестабильного финансового состояния.

В другом примере женщине, директору крупной фирмы, было рекомендовано на несколько дней полностью сменить имидж. Ходить в джинсах или рискованных платьях, посетить рок-концерт и т. д. Эта рекомендация оказалась очень большим вызовом для пациентки, так как она привыкла идентифицировать себя вполне определенным образом, и это однозначно отражалось и в одежде, и в способе проводить время, и во всем остальном. Однако выполнив все предписания, пациентка смогла по-новому осмыслить ситуацию, находящуюся уже долгое время в тупике, и принять важные решения в жизни и бизнесе (как оказалось впоследствии, вполне адекватные и крайне своевременные).

Больший уровень свободы в СИ делает личность более творческой и позволяет находить решения вне сложившихся стереотипов. Альберт Эйнштейн считал, что каждые пять лет физик должен менять сферу исследований. Многие крупные писатели сменили целый ряд профессий.

Наконец, очень важно подойти к осознанию духовного уровня СИ. Подробное обсуждение того, какими методами этого можно добиться выходит за рамки данной статьи. Некоторые подходы духовного развития изложены в [1 - 3]. Важно отметить, что модель уровней СИ может быть с успехом использована и в контексте духовного развития.

Один из нетривиальных способов подойти к духовному уровню самоидентификации - осознанно пройти через все уровни СИ сверху вниз.

Таким образом, мы как бы используем уровни СИ в качестве ступенек для прохода вглубь. Описание одного из вариантов такого процесса вы найдете в Приложении (Процесс 1)

Истинно духовный путь отличается тем, что жесткие структуры СИ “размягчаются” и в конечном итоге исчезают. С позиции КТИ необходимость такой “дезидентификации” связана с разрушением экранов и облегчением доступа к духовному уровню сознания. Путь полного отказа от СИ является, по-видимому, далеко не самым простым, но именно он может дать возможность быстрого глубинного прохода к духовным слоям. Описание такого прохода можно найти в книге Германа Гессе “Сиддхартха” (см. Лирическое отступление 4).

Резюме

В терапии различных проблем, связанных с кризисом самоидентификации, а также в методиках личностного развития можно применять следующие подходы:

Добиться большего осознания уровней СИ.

Прояснить искусственные социальные идентификационные стереотипы и страхи, с ними связанные.

Сделать структуру СИ более гибкой. Исследовать структуру СИ и допустить возможность ее изменения, сделать выбор идентификации более осознанным.

В случае, если проблемы существуют на одном из уровней СИ, осознанно направить энергию на другой уровень.

В случае, если почти вся энергия направлена на один или два уровня, определить способы более гармоничного перераспределения энергии.

Использовать уровни СИ как “ступеньки” на пути к осознанию духовного уровня СИ.

Приложения

Лирическое отступление 1

Влияние эволюционно-видовой СИ можно (и очень интересно) исследовать и в условиях западного общества.

В модели КТИ [1] формирование глубоких слоев сознания объясняется с позиции эволюции человека как биологического вида. Подробно этот подход исследован в эволюционно структурной психологии [3]. В сознании каждого человека существуют глубинные области, соответствующие сознанию различных животных. Более доступны области, связанные с млекопитающими, менее - с птицами, еще менее - с рыбами и рептилиями.

В состоянии транса, медитации или другом измененном состоянии сознания вы можете заняться поисками своего тотемного животного или животных. Такие практики существуют и в шаманизме, и в NLP (субличности животных), и в различных практиках New Age, в частности, в свободном дыхании. В группах, которые проводят такие опыты в России, чаще всего возникают образы, связанные с млекопитающими, что вполне объяснимо с позиции КТИ.

Поиск внутреннего тотемного животного может дать мощный источник силы [1], [3].

Интересное наблюдение можно сделать в связи с соотношением видов животных и типологией людей. С известной долей условности, можно выделить две большие категории людей, в которых сильно проявлены качества семейств кошачьих и собачьих (крайне редко - и тех и других одновременно).

Люди-кошки - индивидуалисты, больше ценят сами отношения, нежели семью, каковой зачастую и не имеют (или имеют, но недолго или не совсем обычную). Процесс ухаживания для них гораздо важнее и интереснее всего, что за ним может последовать. Тяготеют к индивидуальным формам творчества, обладают хорошими задатками в области интуиции и нетривиальных решений логических задач, среди них чаще встречаются экстрасенсорные способности. Испытывают сложности в тактическом планировании жизни, стараются каждый раз искать новые пути. Не выносят давления начальства и жестких иерархических структур. Тяготеют к ночному образу жизни, если им не мешать - будут ложиться спать засветло и просыпаться после полудня. Стараются выбирать виды деятельности, связанные с чередованием интенсивной работы и длительного расслабления. Могут достичь хороших результатов в областях, требующих внутреннего сосредоточения (например, спокойные медитативные практики - дзен, випассана и др.). Неравнодушны к средствам, изменяющим сознание (у кошек - валериана, у собак - нет). Больше спят. Меньше потеют. Чаще заводят кошек.

Типичный пример человека-кошки - Эрнст Хемингуэй, кстати, очень любил кошек и постоянно держал нескольких, хотя, по мнению его биографа (видимо не знакомого с настоящей статьей), писателю больше подошли бы собаки.

Люди-собаки. Для них важны семейные ценности. В сексе и ухаживаниях не особенно изобретательны. Большое внимание уделяют семье и родственникам. Тяготеют к групповым видам деятельности. Любят работать в коллективе с четко выстроенной иерархией. Для них очень важен собственный статус в обществе. Любят работать по четко и заранее выработанному плану, не обязательно своему. Тяготеют к дневному и утреннему образу жизни. Могут достигнуть хороших результатов в областях, где важно постоянно и упорно следовать определенной стратегии. Из всех духовных и личностных практик выбирают более экстатические: медитативный бег, шаманские практики и т. д. Если и пьют спиртное, то скорее, чтобы расслабиться, нежели для того, чтобы получить интересные ощущения. Меньше спят. Больше потеют. Чаще заводят собак.

Разумеется, ярко выраженных “собак” или “кошек” не так уж много. Вы можете посмотреть, какого начала - собачьего или кошачьего больше в вас. И наконец, собачье или кошачье начало в человеке это врожденное или приобретенное качество?

И то и другое! Если вы чувствуете, что в вас не хватает кошачьего начала, больше общайтесь с кошками - и с людьми-кошками, и с настоящими кошками. То же верно и для собак и, вероятно, для попугаев. Причем общайтесь не поверхностно, а на как можно более глубоких уровнях. Опыт автора подтверждает что за достаточно долгий период близкого общения человек и домашнее животное начинают удивительно походить друг на друга. Хотя ярко выраженную кошку или собаку, наверное, уже не переделаешь!

Лирическое отступление 2

Кризисы СИ в жестко иерархическом обществе часто приводят к тому, что на фоне общего ослабления морали, воровства и насилия появляются выдающиеся духовные лидеры, гениальные писатели, ученые и т. д.

Создание нового направления в науке, искусстве или духовной мысли уже можно рассматривать как своего рода кризис СИ для данного конкретного человека. Действительно, если в США или Европе человек жестко идентифицирует себя как психоаналитик (гештальт-терапевт, мастер Рэйки или ребефер), то, как правило, у него нет ни сил, ни желания заниматься чем-то еще, так как существует риск потерять уже сложившуюся СИ и весь комплекс отношений с этим связанный. В крайнем случае, человек сменит СИ с ребефера на гештальт-терапевта, но попытки сочетать различные подходы вне сложившейся системы идентификаций довольно редки.

На одной из международных конференций автор участвовал в клиническом разборе. Женщина, психотерапевт из Англии рассказывала долгую и не лишенную драматичности историю лечения фобии методами гештальт-терапии. В перерыве автор поинтересовался, не пробовала ли она применить такие-то и такие-то методы, отличные от гештальт, что, по-видимому, могло дать значительно более быстрый и более “мягким” способом. Ответ был достаточно красноречив: “Это у вас, в России, можно пробовать все, что угодно, а у нас, если я пишу, что я гештальт-терапевт, то я - гештальт-терапевт”.

В России годы кризисов СИ давали миру выдающихся писателей, философов и общественных деятелей. Возможно, в этом историческое назначение России как полигона мировой культуры.

Интересно рассмотреть, как именно произошел последний кризис СИ в России. Как уже отмечалось, существуют несколько основных способов преодоления таких кризисов в иерархических обществах.

Алкоголь или средства, изменяющие сознание.

Информационный шум.

Пропаганда сверхцелей и эксплуатация образа врага.

Внедрение сложной многоступенчатой внутренней иерархии уровней СИ, так, чтобы энергия расходовалась не на осознание всей картины, а на достижение следующего уровня.

В СССР все эти способы использовались в полной мере. Сложная иерархическая система появилась уже в 1918 г. (тогда она была связана с пайками и включала несколько десятков уровней), образ врага постоянно развивался на протяжении всей истории страны.

Ю. Андропов предпринял последнюю попытку реанимировать разрушающуюся систему уровней СИ советского общества. Водка подешевела, установили новые ракеты, отчего международная обстановка резко обострилась, внутри страны начали очередную кампанию борьбы с ворами и прогульщиками, война в Афганистане успешно продолжалась.

М. Горбачев оказался тем действительно великим человеком, который словно специально и целенаправленно разрушил все упомянутые структуры. Доступ к алкоголю резко ограничили, цензуру ослабили, войну прекратили, международная обстановка резко разрядилась, и образ врага очень сильно поблек в массовом сознании. Результат известен. Похоже, он оказался достаточно неожиданным для самого автора реформ, что тем более подчеркивает его величие.

Михаил Горбачев воплотил очень глубокий архетип русского Ивана, который делает черт знает что, зачастую сам не понимает - что именно, но, в конечном итоге, получается, как Бог велел, т. е. наилучшим в данной ситуации образом. Не случайно архитектором нынешнего кризиса СИ в России стал именно такой русский судьбоносный (именно судьбоносный, т. е. инструмент Судьбы) лидер, отмеченный не столько печатью логического мышления, сколько печатью Провидения. Что еще раз подтверждает известную русскую пословицу, но уже в социальном контексте - “Для России ум хорошо, а счастье лучше”.

Лирическое отступление 3

Одним из инструментов манипуляции сознанием общества со стороны государства является искусственное переопределение понятий, при котором самоидентификация человека как бы насильственно смещается в выгодном для манипуляторов направлении. Иногда такие смешения существуют даже на уровне языка. Так, в России слово государство означает и территорию, и страну, и правительство (с соответствующим репрессивным и бюрократическим аппаратом). Отметим, что страна и конкретное правительство - это совсем не одно и то же и, кстати, в США они обозначаются разными словами. В одном из интервью министра из правительства Рыжкова спросили, собирается ли он делать упор в экономике на усиление роли государства, на что последовал ответ: “Конечно! Высшая цель россиян - укрепление государства Российского”. Расхожий лозунг “забота о благе государства” или “государственные интересы” также не вызывал сомнения или неприятия у большинства людей, хотя эти самые “интересы” очень часто явно противоречили интересам людей, т. е. народа (впрочем, и под “народом” часто подразумевалось нечто, в корне отличное от населения страны).

Понятие Родина тем более не эквивалентно понятию правительства или конкретной политической партии. В СССР слово патриотический ассоциировалось обязательно с чем-то военным, сейчас “патриотическими” часто называются ультрарадикальные, антисемитские и фашистские организации.

Такие манипуляции возможны благодаря тому, что большинство населения изначально слабо осознает соответствующие аспекты СИ.

Например, что такое Родина? Если вы закроете глаза и посвятите этому вопросу небольшую медитацию, то что это будут за образы, ассоциации, ощущения? Что действительно важно для вас в этом понятии? Что для вас Родина - конкретная деревня, конкретный дом, конкретная страна, конкретный край, или это в большей степени вся Россия или весь земной шар?

Родина для вас это, прежде всего, конкретная местность? Или язык? Или традиции? Или народ и его история? Или...? Или все это, но что-то из перечисленного более важно?

В известном лозунге “Моя Родина - СССР” неявно подразумевалось: “Родина - это, прежде всего, идеологическая система”. Как показала практика, для большинства людей это замещение оказалось крайне неустойчивым.

Лирическое отступление 4

“Все это время, как бы он не отрешался от самого себя, он оставался сыном своего отца, оставался брахманом, человеком высокого звания, ученым. Теперь же он был только Сиддхартхой, правда, проснувшимся, но ничем более. /.../ Никто не был так одинок, как он. Всякий человек благородного звания, всякий ремесленник принадлежал к своему сословию, находил у таких же, как он, благородных или ремесленников, убежище, делил их жизнь, говорил их языком. Не было такого брахмана, который не причислял бы себя к брахманам, не жил в их обществе, - не было такого аскета, который не нашел бы прибежища в среде саман. Даже наиболее уединившийся от людей лесной отшельник не бывает совершенно одинок; и он имеет общение с подобными ему, и он принадлежит к известному классу, заменяющему ему родину. Говинда стал монахом, и тысячи монахов стали ему братьями; они носили такое же, как он, платье; имели такую же, как он, веру; говорили таким же, как он, языком. /.../

Из этого мгновения, когда окружающий мир как бы растаял и отошел от него, когда он стоял одинокий, как звезда на небе,- из этого мига душевного холода и упадка духа Сиддхартха вынырнул с резче выраженным, чем раньше, крепче сжавшимся Я. Это был последний - он чувствовал это - трепет пробуждения, последняя судорога рождения”.

Перевод Б. Прозоровской

Лирическое отступление 5

В ряде традиционных культур имя в явной форме включало в себя элементы различных уровней самоидентификации, иногда почти всех.

В арабской антропонимике существует семь основных компонентов имени:

Исм-алям - имя, даваемое при рождении.

Кунья - именование по именам детей: Абу Мохамед - отец Мохаммеда, Умм Ибрагим - мать Ибрагима. Такое именование распространено у многих народов и подчеркивает важность семейной СИ. Отец или мать своих детей имеют более высокий статус, чем бездетные. Так, у кетов в Сибири до рождения ребенка муж зовет жену безлично - “место”, после рождения ребенка - “мать сына” или “мать дочери”, после рождения нескольких детей - мать детей.

Насаб - имя по отцу или (редко) матери, например - Ибн Сина.

Лакаб - прозвище. Это имя формируется в процессе жизни человека и может включать профессии, звания (-шах, -хан), компонент -дин (“вера”) и т. д.

Нисба - имя по происхождению, генеалогическому (имя далекого предка) или географическому (т. е. то, что связано с понятием Родины).

Мансаб - профессия, занятие.

Тахаллус - псевдоним.

Все эти наименования редко используются вместе, как правило человек выбирает определенные сочетания: кунья+лакаб, лакаб+нисба и т. д.

В Индии имя состоит из трех частей:

Раши - его определяет астролог при рождении ребенка.

Принадлежность к религиозно-общинной группе или пол ребенка (в обоих случаях речь идет о достаточно глубоких уровнях СИ).

Принадлежность к касте или части касты (в индии это определяет и социально-профессиональный, и семейно-клановый уровень).

Интересно, если бы вы жили в обществе с такими системами построения имени, как звучало бы ваше полное имя?

Давайте проделаем небольшое упражнение...

Упражнение 1

Сядьте поудобнее, приготовьте лист бумаги и ручку, а затем закройте глаза и расслабьтесь.

Представьте, что вы живете в стране, в которой имя человека строится по индийской или арабской системе. Как звучало бы ваше имя в этом случае? Неважно, если вы забудете конкретные особенности индийской антропонимики, просто найдите и запишите то, что к вам пришло.

Может быть у вас получиться что-то вроде: Григорий отец Маши, муж Кати, сын Петра, ученый, кандидат наук, православный, бизнесмен из Москвы или что-то совсем другое.

Посмотрите, как менялось ваше имя в течение жизни, какие события и ощущения были связаны с изменением имени. Как менялись вы вместе с именем. Было ли у вас прозвище в детстве?

Какое имя (прозвище) могло бы быть у вас в 10 лет? В 15 лет? В 19 лет?

Каким будет ваше нынешнее полное имя? Какое прозвище вы могли придумать для себя сейчас?

Как звучит это полное имя? Попробуйте произнести его вслух.

Какое сокращение вы бы выбрали сейчас, какие части имени наиболее значимы?

Будет ли это Григорий отец Маши, бизнесмен или Григорий сын Петра из Москвы... или Григорий - муж Елены, идеалист?

Процесс 1

Это небольшое исследование вы можете провести самостоятельно или с партнером.

Найдите место и время, когда вам никто не мешает и вы можете спокойно говорить (или даже кричать), не опасаясь поднять на ноги семью и соседей. Возможно вы захотите использовать музыку. Если у вас есть опыт работы с методиками расширенных состояний сознания, используйте их.

Встаньте или сядьте в удобной позиции. Процесс может быть более интересным и интенсивным, если вы будете двигаться.

Произнесите сначала про себя, потом вслух утверждения для каждого уровня СИ. Я - программист. Я - психолог. Я - директор фирмы.

Осознавайте все ваши ощущения, мысли, ассоциации, образы.

Насколько легко вам произносить эти определения? Какие из них звучат естественно и органично для вас, какие нет? Где отзывается это определение в теле?

Экспериментируйте с громкостью и тембром голоса.

Подходя к более глубоким уровням, произносите ваше имя вместе с определениями. Исследуйте звук и ощущения вашего имени, как это было описано выше. Я - Александр. Я - мужчина.

Какие определения могут быть сделаны на духовном уровне? Этот вопрос совсем не прост и возможных способов подойти к духовной самоидентификации может быть много. В качестве примера приведем небольшую медитацию.

***

Представьте, что вы уже умерли. В большой комнате собралось много людей, для которых вы были важны в жизни. Они передают по кругу большой сияющий хрустальный кубок вина и каждый что-то говорит о вас. Что они говорят? Просто послушайте их, с чем-то вы согласитесь, с чем-то нет. Как отзываются в вас эти слова?

Картинка расплывается, исчезает, и вы видите памятник. Это необычный памятник. Вы знаете что это - ваш памятник в параллельном сказочном мире.

Посмотрите, как выглядит ваше имя на нем. Как оно звучит, как отзывается внутри вас.

Именно вы должны написать там что-то главное о себе, и если это будет что-то действительно важное, слова сами появятся на каменной плите памятника. Обратите внимание, что некоторые фразы едва различаются на камне, а некоторые - словно светятся ярким золотистым или другим цветом. Может быть, вы проведете рукой по плите и почувствуете фактуру камня, букв на нем. Продолжайте произносить то, что вы напишете о себе на этом памятнике.

Какие слова появились на плите? Какие из них светятся? Каким светом?

Совершенно неважно, если ваше образное пространство уйдет в сторону от этой картины. Может быть, появятся свои образы, краски, звуки, ощущения... Просто будьте в этом и откройтесь для новых знаний о себе. Даже если приходит что-то неожиданное или странное, можно просто позволить этому звучать и жить в ваших образах и ощущениях.

И когда вы увидите, что плита почти заполнена, еще раз посмотрите на имя. Может быть, что-то изменилось? Произнесите еще раз ваше имя.

И постарайтесь вобрать в себя все чувства, звуки, краски этой волшебной страны. Посмотрите, что находится вокруг памятника. Светит ли солнце или сейчас ночь. Возьмите то светлое или грустное, радостное или горькое, что вам важно взять из этого опыта, и возвращайтесь обратно, в свой привычный мир.

А что, если бы вам вдруг подарили еще один год жизни (может быть два года или несколько месяцев)? Что бы вы сделали? Кем бы вы действительно хотели быть? С чем вы хотели бы прийти к памятнику в следующий раз?

После процесса заполните таблицу идентификации. Каждая клеточка может быть отдельным листом бумаги. Возможно, вы захотите использовать цветную бумагу или цветные фломастеры. После процесса вы можете изменить порядок вопросов и сначала ответить на вопрос: “Что это для меня значит”, а потом: “Чего я хотел бы избежать”.

Если вы действительно выполнили этот процесс, обратите внимание, насколько честно и открыто вы это сделали. Насколько свободно и легко у вас это получилось? Если вы не закончили, то на чем именно остановились?

И не забудьте поблагодарить себя и партнера за новый опыт.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ipd.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...