Вопрос 1. Формы чувственного и рационального познания
Стр 1 из 3Следующая ⇒ (продолжительность – 30 минут) Как мы уже говорили во Введении, формы и методы научного познания выступают важнейшими концептуальными инструментами научного исследования. Кроме форм и методов, к концептуальным средствам научного познания также относят принципы научного исследования и язык, категориально-понятийный строй науки. Кроме концептуальных средств, как мы знаем из лекции по теме «Познание», есть еще технические и физиологические средства. Прежде чем мы начнем разговор о формах и методах научного познания, отметим специфику уровней научного познания, поскольку именно по уровням и классифицируют как формы, так и методы научного познания. В человеческом познании выделяют, прежде всего, такие уровни, как чувственное и рациональное познание. Уже из самих терминов ясно, что чувственное познание – это познание мира с помощью органов чувств, главными из которых являются зрение и слух. Тогда как рациональное познание – это изучение мира с помощью разума, то есть мышления, интеллекта. Главное отличие двух уровней познания состоит в том, что чувственное познание носит конкретный и образный характер, оно оперирует единичными предметами, отличается наглядностью. Тогда как рациональное познание характеризуется абстрактностью, оперирует универсалиями, то есть понятиями. На уровне физиологии мозга за чувственное познание отвечает правое полушарие, а за рациональное – левое полушарие мозга. Филогенетически первичным считается именно чувственное познание, а рациональное развивается на его основе. Эмпирический и теоретический уровни выступают частными аналогами чувственного и рационального уровней познания. Если пара прилагаемых «чувственное – рациональное» применяется к познанию вообще, то диада «эмпирическое – теоретическое» характеризует именно научное познание.
Эмпирический и теоретический уровни различаются как по используемыми познавательными средствам, так и характером получаемых результатов. Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте, её классификацией и первичным обобщением. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект, имеет дело с «живой действительностью» и реализуется в основном посредством наблюдения и эксперимента. Здесь мы выявляем свойства объектов и процессов, фиксируем события, устанавливаем эмпирические закономерности (повторяемости, регулярности). Основная задача эмпирического исследования – достаточно точно зафиксировать, описать свойства, качества объектов. В результате такой деятельности формируются факты (фактуальный базис) науки. Теоретический уровень надстраивается над эмпирическим, т.е. теоретические исследования опираются на данные, полученные эмпирическим путём. На основе анализа и обобщения последних здесь формулируются гипотезы, законы и теории, касающиеся объекта исследования. Главные цели теоретического исследования состоят уже не в описании, а в объяснении изучаемых явлений, поиске законов, которым они подчинены, создании идеальных моделей явлений и процессов. Соответственно теоретическое познание носит не непосредственный, а опосредованный характер, имеет дело с понятиями или некими идеальными конструкциями, несуществующими в реальности (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердая поверхность). Такие идеальные объекты, в отличие от реальных, имеют конечное число свойств. Например, материальная точка имеет только два свойства: обладает массой и возможностью перемещаться в пространстве и времени.
Считается, что эмпирический уровень более прочен и устойчив, чем теоретический: теории приходят и уходят, а факты остаются в науке навсегда, только по-разному интерпретируются. Можно также сказать, что на эмпирическом уровне происходит познание явлений, а на теоретическом осуществляется познание сущности, или на эмпирическом уровне познаётся сущность первого порядка, а на теоретическом – сущность второго (т.е. более глубокого) порядка. В ходе научного познания оба уровня взаимодействуют друг с другом. Эмпирическое исследование обеспечивает новые данные и ставит перед теоретическим мышлением новые задачи. А продвижение вперёд теоретических знаний, в свою очередь, ставит новые более сложные задачи перед эмпирическими исследованиями. Всякое исследование начинается не с наблюдения и сбора фактов, а с попытки решения некоторой задачи, в основе которой лежит определённое предположение или проблема. Поэтому ставить вопрос о первичности и значимости того или иного уровня не совсем корректно. Согласованность эмпирического и теоретического является важнейшей чертой науки. Правда, в последние десятилетия стало ясно, что необходимо кроме эмпирического и теоретического уровней выделить еще третий, наиболее фундаментальный и глубокий – уровень философских оснований науки. К этому уровню относят наиболее фундаментальные, первичные, далее недоказуемые представления о мире и процессе его познания. Философские основания базируются на философской вере ученого, поскольку их нельзя доказать. В частности, к ведению этого уровня относятся до сих пор дискуссионные вопросы: мир прост или сложен, существует ли Высший Разум или нет, мир хаотичен или законосообразен, все имеет причину или есть совершенно случайные события, свободен человек или всецело подчинен различным необходимостям? Каждому уровню познания соответствуют свои особенные формы познания, а эмпирическому и теоретическому уровням – не только формы, но также и методы познания. Все они, и формы, и методы, можно свести в единую таблицу, которую вам следует записать и, по возможности, запомнить:
Прежде чем мы последовательно рассмотрим все указанные формы и методы познания, зафиксируем определение самих понятий «форма познания» и «метод познания».
Форма познания – это способ отражения субъектом объекта, способ фиксации знаний. Формы познания вырабатывались человечеством в ходе развития познавательного опыта людей. Само понятие формы говорит о том, что формы могут наполняться различным содержанием, хотя одна и та же форма познания имеют единую логическую структуру. Например, суждения «собака лает», «роза цветет», «дождь идет» имеют единую логическую структуру, состоящую из подлежащего и сказуемого, субъекта и предиката, но по содержанию они, конечно, различны, описывают различные явления и процессы. Метод познания – это буквально в переводе с греческого «путь познания», способ оперирования субъекта с объектом, алгоритм решения какой-либо задачи, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Как видно из таблицы, чувственное познание осуществляется в трёх формах. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения возникли в процессе эволюции на базе раздражимости, которая имеется уже у простейших живых существ. Способность ощущения сформировалась в полной мере вместе с центральной нервной системой. Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта (предмета) при непосредственном контакте с ним. В языке ощущения фиксируются обычно с помощью прилагательных (белый, сладкий, теплый, пронзительный, мягкий и пр.). Ощущения делятся на виды в соответствии со спецификой органов чувств – на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Со времён Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. На самом деле их, видимо, значительно больше, потому что человек способен ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение своего тела (или отдельных его частей) в пространстве. И всё же человек ощущает далеко не все факторы окружающей среды. У нас нет анализаторных систем, которые бы позволяли чувствовать электрическое поле, рентгеновские лучи, радиоволны и многое другое.
В процессе эволюции живые организмы развивались в разных направлениях, поэтому многие способны ощущать то, что не дано человеку. Орёл имеет более зоркое зрение, а собака различает недоступные человеку звуки и запахи. Кроме того, у некоторых живых существ сформировались органы чувств, которые отсутствуют у человека. Киты, дельфины, летучие мыши, бабочки способны ощущать ультразвуки; нильская щука и электрический сом улавливают даже самые слабые колебания электрического поля, многие рыбы тонко чувствуют изменение давления водной среды, австралийские термиты прекрасно ориентируются в магнитном поле Земли. Если человек по какой-то причине оказывается лишён одного из органов чувств, то это вынуждает его к постоянной тренировке сохранившихся анализаторных систем. В результате у человека вырабатывается способность ощущать те раздражители, которые не воспринимаются здоровыми людьми. Например, незрячие (особенно с детства) обладают удивительной чувствительностью к звукам, запахам, тактильным воздействиям. Глухие со временем научаются извлекать максимум информации из того, что видят. Часто они способны понимать речь собеседника по движениям его губ. Вторая форма чувственного познания – восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие можно определить как целостное отражение предмета на основе синтеза отдельных ощущений. Многие наши загадки дают нам описание предмета через ряд ощущений, а мы их должны синтезировать и понять, что же за предмет подразумевается («Не лает, не кусает, а в дом не пускает!», «Желтое коромысло над домом повисло», «Туда, сюда, обратно – тебе и мне приятно»). Или попробуйте объединить в единый предмет такие ощущения как сладкий, красный и круглый или твердый, черный и сладкий. Третьей формой чувственного познания является представление. Представление формируется на основе ощущений и восприятия, представляя собой мыслительные образы, не связанные непосредственно с объектом. Можно сказать, что формула представления такая: представление = восприятие + память. Иными словами, представление – это воспроизведение образов предметов по памяти. Также представление можно определить как целостное отображение предмета при отсутствии непосредственного контакта с ним.
В отличие от восприятия представления носят более целостный характер. В формировании представлений большую роль играет воображение. При неполноте информации оно может способствовать искажению образа, возникающего у человека. Вторая ступень познания – рациональное познание – связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|