Национальное информационное пространство. Потребности правового и организационного регулирования в информационной сфере
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Защита информации Учебный курс Оглавление Раздел 1. Информационная безопасность как объект правового регулирования........................... 2 1.1. Национальное информационное пространство. Потребности правового и организационного регулирования в информационной сфере................................................................................................................ 2 1.2. Несовершенство законодательной базы.................................................................................. 4 Раздел 2. Информационная безопасность Российской Федерации на современном этапе............ 4 2.1. Основы информационной национальной безопасности........................................................... 4 2.2. Приоритеты национальной информационной безопасности.................................................... 7 Раздел 3. Формы утечки информации и обеспечение информационной безопасности в организации 8 3.1. Персонал – основной субъект реализации угроз....................................................................... 8 3.2. Планирование персонала........................................................................................................ 10 3.3. Организация персонала........................................................................................................... 11 3.4. Мотивация................................................................................................................................ 12 3.5. Контроль.................................................................................................................................. 13 Раздел 4. Правовое обеспечение информационной безопасности............................................... 13 4.1. Безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз...................................................................................................... 13 4.2. Правовое регулирование защиты информации, обеспечивающей личную безопасность...... 16 5.1. Роль государства в обеспечении информационной безопасности.......................................... 19
5.2. Уголовно-правовая защита информации в ГАС "Выборы»........................................................ 25 5.3. Обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории таможенного союза........................................................................................................................................................ 26 5.4. О правовой защите компьютерной информации..................................................................... 28 5.5. Экспертный анализ методов защиты информации от утечки по техническим каналам.......... 30 5.6. Электронно-цифровая подпись, как метод защиты электронной информации...................... 34 Раздел 6. Международное сотрудничество в сфере защиты информации.................................... 40 6.1. Основы международно-правового и национального регулирования защиты информации... 40 6.2. Информационная безопасность: основные проблемы международно-правового сотрудничества 45 Раздел 1. Информационная безопасность как объект правового регулирования Национальное информационное пространство. Потребности правового и организационного регулирования в информационной сфере Информация - это важнейшая составляющая жизнедеятельности современного общества. В официальных документах ЮНЕСКО информация определяется как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Современное российское общество также трудно представить без широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий, являющихся одним из факторов социально-экономического развития нашей страны. Информационное обеспечение государственного управления играет важную роль в обеспечении его эффективности. Информация о деятельности органов государственной власти является одной из основ функционирования политической структуры государства. От этой информации, той смысловой нагрузки, которую она несет, средств и способов ее подачи зависит качество взаимодействия государства с гражданским обществом.
При этом именно информационное взаимодействие гражданского общества и государства определяет в дальнейшем возможность последнего осуществлять управляющие функции с наибольшей эффективностью и результативностью при наименьших затратах. Благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает расширение национального информационного пространства. Количество зарегистрированных в России печатных и электронных средств массовой информации выросло значительно. Постоянная российская аудитория Интернета превысила сегодня 25 млн. человек. Наряду с преимуществами, которые предоставляет интеграция высоких технологий в различные сферы деятельности нашей страны, возникают и нарастают угрозы национальной безопасности. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Основными целями информационного воздействия противоборствующих сторон являются государственные информационные и телекоммуникационные ресурсы, на которых базируется система государственного управления, а также сам человек, на которого оказывается информационно-психологическое воздействие. Способность противостоять подобному влиянию обусловлена качеством государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, полнотой и своевременностью финансирования мероприятий по обеспечению информационной безопасности, развитием технологической и научной базы в сфере информационных технологий. Значительную роль в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации играет ее правовое регулирование. К сожалению, имеющаяся в настоящее время правовая нормативная база, регламентирующая отношения в информационной сфере, далека от совершенства и характеризуется фрагментарностью, несогласованностью, а порой и противоречивостью актов не только на федеральном и региональном уровне, но и на международном.
Единственным документом, определяющим понятие "информационная безопасность", является утвержденная Президентом Российской Федерации в 2000 г. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Информационная безопасность Российской Федерации согласно указанному документу - это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000 N Пр-1895 // Российская газета. N 187. 2000.[<анонимны1]
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации формулирует задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, к которым относятся: - реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; - совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; - противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Также Доктриной выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: - соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; - информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; - защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Качественное нормативно-правовое регулирование информационной безопасности является важной составляющей совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения ее интересов в информационной сфере. Задача общества, стремящегося к повышению качества жизни граждан, обеспечению конкурентоспособности страны, заключается в определении стратегических направлений этой деятельности с учетом того, что формирование единого информационного пространства и информационного общества - важнейшее условие интенсификации процессов социально-экономического, политического, культурного и духовного развития страны. Политика Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, основанная на балансе интересов личности, общества и государства, с одной стороны, должна создавать все условия для возможности противостояния информационным угрозам, направленным на подрыв стабильности государственной власти, препятствующим гармоничному развитию общества и человека, с другой - гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере. Развитие глобального информационного пространства диктует новые потребности правового и организационного регулирования в информационной сфере, связанные с обеспечением защиты государства и его граждан от посягательств со стороны других стран или террористических организаций. [<анонимны2] Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательного регулирования информационной сферы. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесении других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|