Экологическая безопасность использования компьютеров на уроках математики
Калашникова Л. В., Невинномысск Процесс обучения и подготовки квалифицированных специалистов очень длителен и сложен. Он занимает почти треть продолжительности жизни человека. Поэтому важной задачей является повышение интенсивности и качества обучения. Это достигается с помощью использования вычислительной техники в процессе преподавания, которая обеспечивает не только обучение конкретным знаниям, но и проверку ответов учащихся, возможность подсказки, занимательность изучаемого материала и многое другое. Регулярная работа за компьютером не всегда безвредна для здоровья человека. В последние годы появились подходы, уменьшающие или сводящие на нет такие вредные явления. В процессе преподавания математики, используя персональный компьютер, мы преследуем следующие цели: закрепление навыков работы на компьютере и, в группах "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем", составление программ для практических занятий; наглядно и доступно осваивать плохо воспринимаемый материал учащимися в процессе преподавания традиционными методами; поручив компьютеру, выполнение рутинных вычислений, сосредоточиться на анализе содержательной части задач. Образовывается двойная связь: математика помогает наглядно и доступно осваивать основы информатики и ЭВМ интенсивно способствует освоению математики. Государственные стандарты России выделяют несколько опасных и вредных факторов для пользователей вычислительной техники: повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенная или пониженная ионизация воздуха, повышенный уровень электромагнитных излучений и напряжённости электрического и магнитных полей,
повышенный уровень ультрафиолетовой и инфрокрассной радиации, повышенная пульсация светового потока. Самый шумный элемент настольного компьютера - вентилятор охлаждения системного блока. Исправный вентилятор не создаёт опасных шумов. Остальные опасные факторы на 99% создаются дисплеем. Как минимум дисплей должен удовлетворять российскому стандарту. Часть вредных факторов, создаваемых дисплеем, может быть нейтрализована применением защитного экрана. Перед работой в компьютерном классе следует заранее проверить его экологическую безопасность и уменьшить или, в лучшем случае, ликвидировать все недостатки. Учеба в колледже непосредственно связана с компьютерами, а соответственно с дополнительными вредными воздействиями целой группы факторов, что существенно снижает работоспособность. Свести к минимальной вероятность поражения или заболевания работающего за компьютером с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда - наша задача. Выделяются семь условий для того, что бы деятельность за монитором осуществлялась без жалоб и усталости. Правильная установка рабочего стола. Правильная установка рабочего стула. Правильная установка приборов. Правильное выполнение работ. Правильное освещение. Правильное применение вспомогательных средств. Правильный метод работы. Проектирование рабочих мест относятся к числу важнейших проблем эргономического проектирования в области вычислительной техники. Эргономическими аспектами проектирования рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте, характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость рабочего места и его элементов. Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документа, клавиатура находится слишком высоко, а документы слишком низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространства для ног. В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижная клавиатура, чем встроенная; должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры, документов и экрана, так же подставка для рук.
Утомляемость студентов, работающих за компьютером, представляет собой серьёзную проблему. Оценка информационной нагрузки заключается в проверке и предотвращении условий, вызывающих информационную перегрузку. Студенты на уроках математики и информатики составляя программы работают по следующим алгоритмам: Постановка задачи. Изучение материала. Определение метода решения задач. Составление алгоритма решения задач. Программирование. Подготовка к отладке. Отладка. Данный алгоритм отражает общие действия программиста при решении поставленной задачи независимо от ее сложности. Рассчитаем информационную нагрузку студента на одном уроке (120мин). Все операции можно разбить на три группы: афферентные (операции без воздействия), эфферентные (операции по управлению) и логические условия (информационная единица образа, понятия, суждения). Подсчитаем количество алгоритма и их частоту (вероятность) относительно общего числа, принятого за единицу. Вероятность повторения i-той ситуации определяется по формуле: Pi= , где k-количество повторений каждого элемента одного типа; n-суммарное количество повторений от источника информации одного типа. Результаты расчета для алгоритма сведены в таблицу.
Количественные характеристики алгоритма позволяют рассчитать информационную нагрузку. Энтропия информации элементов каждого источника информации рассчитывается по формуле:
Hj = - , при условии где m-число однотипных членов алгоритма рассматриваемого источника информации. Затем определяется общая энтропия информации, бит /мин: H=H1+H2+H3=4,46, где Hi-энтропия информации афферентных, эфферентных элементов и логических условий соответственно. Определяем поток информационной нагрузки, бит/мин, Ф = где N-суммарное число всех членов алгоритма; t-длительность выполнения всей работы (t=120 мин). Рассчитанная информационная нагрузка удовлетворяет условиям нормальной работы: 0,8 < Фрасч < 3,2, бит /мин. Применение компьютеров на уроках математики делают их насыщеннее, интереснее, разнообразнее. Студенты лучше усваивают программный материал, учатся логически мыслить, составлять и редактировать небольшие программы, свободно владеют клавиатурой. Не оказывается ни одного человека, который не мог бы овладеть основными приемами работы. У большинства студентов работа с компьютером вызывает повышенный интерес. Мы знаем, что куда бы ни пошли работать наши выпускники, где бы они ни встретились с ЭВМ, они будут свободно и хорошо работать за компьютером или широко использовать его в своей деятельности. Список литературы Подборка журналов "МИР ПК": №10-1996г.; №4-1997г.; №7-1997г.; №6-2001г. СанПиН 2.2.2.542-96/Госкомсанэпиднадзор России МОСКВА 1996. Советский энциклопедический словарь. Справочник по математике для научных работников и инженеров. Корн Г., Корн Т.-М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|