Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10. 01. 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Охрана окружающей среды (природоохранной деятельности) – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Законодательство об охране окружающей среды позволяет: 1) обеспечивать сбалансированное решение социально-экономических задач; 2) сохранять благоприятную окружающую среду; 3) сохранять биологическое разнообразие и природные ресурсы в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; 4) укреплять правопорядок в области охраны окружающей среды; 5) обеспечивать экологическую безопасность. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды. Действие закона распространяется на всю территорию РФ, а также на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ. Закон содержит следующие главы (1 – 16): 1) «Общие положения»; 2) «Основы управления в области охраны окружающей среды»; 3) «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды»;
4) «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды»; 5) «Нормирование в области охраны окружающей среды»; 6) «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза»; 7) «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности»; 8) «Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций»; 9) «Природные объекты, находящиеся под особой охраной»; 10) «Государственный мониторинг окружающей среды»; 11) «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)»; 12) «Научные исследования в области охраны окружающей среды»; 13 «Основы формирования экологической культуры»; 14) «Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды»; 13 «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды»; 16) «Заключительные положения».
Экологическая доктрина РФ Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Основные направления деятельности: 1) экологически обоснованное размещение производительных сил; 2) экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
3) экологически безопасное развитие сельского хозяйства; 4) неистощительное использование возобновимых природных ресурсов; 5) рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; 6) расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов. Охрана среды обитания человека. Основные направления: 1) создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; 2) развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; 3) улучшение качества продуктов питания; 4) обеспечение населения качественной питьевой водой; 5) предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; 6) обеспечение радиационной безопасности населения; 7) экологическое воспитание и образование населения. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России (прибрежной полосы Черного моря, природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы; районов Крайнего Севера, Кавказских Минеральных Вод и др. ), а также: 1) выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров; 2) преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий. Участие в решении глобальных экологических проблем. Основные направления: 1) сохранение биоразнообразия; 2) охрана озонового слоя; 3) предотвращение антропогенного изменения климата; 4) охрана лесов и лесовосстановление; 5) развитие и совершенствование системы особо-охраняемых природных территорий; 6) обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; 7) решение межгосударственных экологических проблем; 8) восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря; 9) решение проблем Мирового океана.
ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2019-2024 ГОДЫI. ИНФОРМАЦИЯ О СОДЕРЖАНИИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЕДЕНИЯ МИНПРИРОДЫ РОССИИ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природныхресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее -отходы), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. СВЕДЕНИЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ МИНПРИРОДЫРОССИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАКРЕПЛЕННОЙ СФЕРЕ ВЕДЕНИЯ В ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОДВ своей деятельности в период 2019-2024годы Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ставит перед собой следующие цели: 1. Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды; 2. Обеспечение защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений; 3. Обеспечение международно-правового оформления внешних границ Российской Федерации, включая внешнюю границу континентального шельфа; 4. Гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации; 5. Формирование высокоэффективной гидрометеорологической службы; 6. Реализация национальных интересов РоссийскойФедерации в Антарктике; 7. Разработка, утверждение и реализация национального проекта «Экология».
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации 30. 04. 2012), Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19. 04. 2017 No 176), Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22. 12. 2011 No 2322-р), Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17. 02. 2014 No 212-р), а также в соответствии с задачами о необходимости достижения на всей территории России высоких стандартов экологического благополучия, сформулированными в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 01. 03. 2018 и в Указе Президента Российской Федерации от07. 05. 2018 No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее –Указ). Указом предусмотрена разработка национального проекта (программы) по направлению «Экология», определены цели и целевые показатели реализации национального проекта в сфере экологии: эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов; кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов
4совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах; повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения; экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое; сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий. Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач: формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления; создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда; реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду; применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий; повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса; экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимыхв реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы; сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры; сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн. гектаров, реинтродукцию редких видов 5животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений. Реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 -2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15. 04. 2014No 326), которой определены следующие цели и задачи. Цель: повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Задачи: снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики; сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации; снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Экологическое право России: учебник для вузов. Волгоград: Изд-во «Альянс», 2005. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Экологическое право России: курс лекций. Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006. Бажайкин А. Л., Бандорин Л. Е., Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Бакунина Т. С., Быстров Г. Е., Выпханова Г. В. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник для вузов. М., 2006. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник для вузов. М.: Городец, 2009. Веденин Н. Н. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Высторобец Е. А. Экологическое право - мотивации в международном сотрудничестве. М.: Наука, 2006. Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М.: Городец, 2008. Дубовик О. Л. Экологическое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. Духно Н. А., Чубуков Г. В. Экологическое право России: учебник. М.: Изд-во Экзамен, 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|