Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Земли населенных пунктов (поселений)

В Российской Федерации 1,1 % от всей территории относится к землям поселений. Наибольшая доля земель населенных пунктов в Центральном федеральном округе (7,1 %), а наименьшая – Дальневосточном (0,2 %).

На территории поселения предусмотрено ведение градостроительного кадастра[1], мониторинга объектов градостроительной деятельности, реестра муниципальных образований[2]. В последнее время наиболее важной работой является ведение Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности[3]. На землях поселений встречаются практически все 7 категорий землепользования.

Главным документом на данной категории земель является градостроительный кодекс, который регламентирует территориальное планирование и правовые отношения по использованию определенных территориальных зон в черте города.

Ежесуточная потребность человека в питьевой воде предопределяет создание первой категории водопользования, зон санитарной охраны, разработку норм предельно допустимого воздействия на водные объекты, проекта водоохранных зон, Схемы рационального использования и охраны водных ресурсов, гидрографическое районирование и пр.

Ежесекундная потребность человека в атмосферном воздухе предопределяет функциональное зонирование территории населенного пункта, обеспечение зелеными зонами для очищения воздуха, соблюдение предельной численности населения и негативных факторов в соответствующих зонах, создание санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов и пр.

Спутником цивилизации является опережающий рост отходов, которые необходимо временно складировать на территории города, организовывать централизованный вывоз на полигоны, изолированные от возможного поступления ингредиентов и инфекций в окружающую среду.

Поверхность земли содержит старые свалки отходов, кладбища, скотомогильники; донные отложения рек и водоемов – ареалы токсических веществ и агентов инфекционных и паразитарных заболеваний.

Антропный принцип является важным методологическим положением для схемы территориального планирования, когда экономика региона должна быть самодостаточной и самоокупаемой. Антропный принцип становится не нужным, если производится преимущественно продукция на экспорт. Если доходная часть бюджета зависит от источников сырья, научных достижений и наличия покупателей, то расходная часть – от демографического состояния общества. Экологическая составляющая экономических отношений в доходной части обеспечивает дифференциальную ренту, а в расходной – нуждается в создании социальной инфраструктуры. Разность двух частей определяет прибыль и законодательство по ее сбору и распределению. Поэтому экологические знания в настоящее время заменяют политэкономическое учение о коммунизме.

На землях населенных пунктов могут встречаться все 7 категорий землепользования. Поэтому для обеспечения различных интересов проводится функциональное зонирование. Практика градостроительства подтверждает эффективность зонирования для обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и технического характера; предотвращения чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий в границах города.

Однако имеющиеся положения градостроительного кодекса являются недостаточными для осуществления основных принципов статьи 2 в населенных пунктах с различной численностью населения и историей развития. В градостроительном зонировании могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Однако атмосферный воздух является общей средой, на которую не распространяется функциональное зонирование территории населенного пункта. Атмосферный воздух является средой переноса химических, физических и микробиологических факторов, источники которых находятся на конкретных функциональных зонах (таблица 1). Поэтому эффективность функционального зонирования земель поселений и пригородных зон может определяться не только по градостроительным критериям, но и по санитарно-эпидемиологическим нормативам.

Таблица 1

Источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах с учетом функциональных зон[4]

Зоны Источники загрязнения атмосферного воздуха и влияния на здоровье человека
рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, зоонозы
жилые, автотранспорт, контейнеры с ТБО, антропонозы, шум, вибрация,
общественно-деловые, автотранспорт, контейнеры с ТБО, антропонозы, зоонозы, сапронозы, шум, вибрация,
производственные, технологические выбросы, котельные, транспорт, контейнеры с промышленными токсическими отходами, источники ионизирующих излучений, шум, вибрация
инженерной и транспортной инфраструктур, технологические выбросы, котельные, транспорт, шум, вибрация,
сельскохозяйственного использования, Транспорт, зоонозы
специального назначения, котельные, транспорт, полигоны
размещения военных объектов котельные, транспорт, шум, вибрация

Поэтому наряду с законодательством о градостроительной деятельности должен исполнятся федеральный закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В этом документе важным является глава о санитарно-эпидемиологических требованиях, представляющих среду обитания человека и его деятельность в виде 17 статей по сохранению здоровья.

Деятельность по охране здоровья имеет большую практику в виде санитарии и науку в виде гигиены. В своих мероприятиях санитарные врачи руководствуются принципами гигиенического нормирования и санитарной стандартизации. В пределах городской черты землепользование осуществляется с учетом сохранения здоровья населения и улучшения среды обитания по санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

В законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии регулируются допустимые максимальные или минимальные количественные и качественные значения показателей, характеризующие те или иные источники с позиций безопасности и безвредности для человека.

Нормируется в объектах окружающей среды содержание ингредиентов:

- в воде водоемов ПДК ГН 2.1.5.1315-03; ОДУ ГН 2.1.5.1316-03;

- поверхностные водоемы СанПиН 2.1.5.980-00,

- подземные водоемы СП 1.5.1059-01

- в атмосферном воздухе населенных мест, ПДК ГН 2.1.6.1338-03; ОБУВ ГН 2.1.6.1339-03

- микроорганизмов-продуцентов, бактериальные препараты и их компоненты в атмосферном воздухе населенных мест ГН 2.1.6.711-98

- в атмосферном воздухе рабочей зоне, ПДК ГН 2.2.5.1313-03; ОБУВ ГН 2.2.5.1314-03,

- в почве ПДК ГН 6229-91, МУ 2.1.7.730-99

- в почве ОДК ГН 2.1.7. 2511-09

- пестицидов ГН 1.2.1323-03.

Нормируется на кожном покрове человека ГН 2.2.5.563-96,

Нормируются гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1078 – 01,

- БАД СанПиН 2.3.2.1293-03,

- в воде питьевой СанПиН 2.1.4.1074-01,

- в воде расфасованной СанПиН 2.1.4.1116-02

- контроль качества систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09,

- в материалах, контактирующих с пищевыми продуктами ГН 2.3.3.972-00

Нормируются продукты, производственные процессы, бытовые и природные факторы, канцерогенные для человека ГН 1.1.725-98

Нормируются предельно допустимые уровни воздействия следующих физических факторов:

- вибрация СН 2.2.4/2.1.8.566-96,

- шум СН 2.2.4/2.1.8.562-96,

- инфразвук СН 2.2.4/2.1.8.583-96,

- ультразвук промышленного, медицинского и бытового назначения СанПиН 2.2.4./2.1.8.582-96

- инсоляция и солнцезащита СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01,

- естественное и искусственное освещение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03,

- электромагнитные излучения радиочастотного диапазона СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96,

- микроклимат производственных помещений. СанПиН 2.2.4.548-96,

- электромагнитные поля в производственных условиях: СанПиН 2.2.4.1191-03

- гипогеомагнитные поля в производственных, жилых и общественных зданиях и сооруженияхСанПиН 2.1.8/2.2.4.000-08

- импульсные электромагнитные поля СанПиН 2.2.4.1329-03.

- аэроионный состав воздуха производственных и общественных помещений СанПиН 2.2.4.1294-03

Регулируется содержание микробиологических агентов, способных вызвать инфекционное, паразитарное или вирусное заболевание:

- санитарная охрана территории РФ СП 3.4.2318-08,

- профилактика инфекционных и паразитарных болезней СП 3.1./3.2.1379-03,

- профилактика паразитарных болезней СанПиН 3.2.1333-03,

- профилактические прививки МУ 3.3.1889-04.

В настоящее время в системе санитарно-эпидемиологического надзора проводится измерение химических, биологических и физических факторов в объектах окружающей среды и их сравнение с перечисленными выше нормативами. Это позволяет оценить степень негативного влияния выбросов (сбросов) на здоровье и принимать управленческое решение, пропорциональное времени измерения проб состояния окружающей среды.

Для информирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах предусмотрены следующие критические пороги[5]:

- ухудшение качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям от 1 ПДК для первого класса опасности до 5 ПДК – для четвертого класса.

- загрязнение атмосферного воздуха более 10 ПДК максимально разовых и 5 ПДК средне суточных,

- смертность по причине инфекционной заболеваемости,

- групповые инфекционные, паразитарные или вирусные заболевания или подозрения от 3 до 50 случаев (и более по различным нозологическим формам).

Состав функциональных зон

Целями зонирования является обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.

Зонирование городских территорий направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и технического характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий в границах города.

В методических рекомендациях определены примерные виды (этапы) работ по разработке схем зонирования территорий городов, состав и содержание материалов зонирования. В конкретных городах эти вопросы должны уточняться с учетом местных условий, нормативных правовых и нормативно-технических документов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительства.

В настоящее время на муниципальном уровне и субъекте федерации разрабатываются региональные правила градостроительства.

Жилая зона, наряду с домами разной этажности, включает объекты социального и коммунально-бытового назначения. Для их функционирования необходимо транспортное сообщение, что влечет за собой постоянные и временные автостоянки. В градостроительном документе сохранено деление на жилые районы, площадью 80 – 250 га, и микрорайоны (10 – 60 га). Также предусмотрено размещение следующих площадок:

- для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста – 0,7 кв. м на человека,

- для отдыха взрослого населения – 0,1 кв. м на человека,

- для занятий физкультурой – 2,0 кв. м на человека,

- для хозяйственных целей и выгула собак – 0,3 кв. м на человека,

- для стоянки автомашин – 0,8 кв. м на человека.

Нормируется расстояние от перечисленных площадок до окон жилых и общественных зданий от 10 до 40 м.

Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) должна быть не менее 6 кв. м/чел. (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений).

Увеличение этажности строительства и размещение на первых этажах жилых домов магазинов приводит к нарушению норм внутриквартального планирования, необходимого для здорового проживания населения. Также растет объем твердых бытовых отходов (ТБО) и количество автомашин, занимающихся сбором и их вывозом в расчете на площадь микрорайона.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10) конкретизируют содержание участка и территории жилых зданий, параметры инженерного оборудования, в том числе отопления, вентиляции, микроклимата и воздушной среды помещений, естественного и искусственного освещения и инсоляции, допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения.

В российских городах наибольшее развитие получили общественно-деловые зоны. Это приводит не только к усилению источников шума, увеличению ТБО и загрязнению атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, но и повышению риска заражения инфекционными и вирусными заболеваниями.

В данной зоне регулируются санитарно-гигиенические условия обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02), размещения, устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров (СанПиН 2.1.3.1375-03), амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля (СП 2956а-83), устройства и содержания косметических кабинетов при учреждениях коммунального и бытового обслуживания населения (СП 1163-74), эксплуатации и качества воды плавательных бассейнов (СанПиН 2.1.2.568-96), содержание общественных уборных (СП 983-72).

Зоны рекреации выполняют функцию очистки воздушных потоков от содержащихся в них взвешенных веществ и насыщения полезными ингредиентами. Поэтому удельный вес озелененных территорий по градостроительным нормативам должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25%. Площадь общегородских озелененных территорий должна составлять для крупнейших и больших городов – 10 кв. м на человека, малых городов и сельских поселений – от 8 до 12 кв. м на человека.

В то же время имеется тенденция сокращения внутри жилых районов зон рекреационного назначения и присоединение пригородных лесных зон. В результате этого уменьшаются малые архитектурные элементы, обеспечивающие активный отдых различных групп населения.

В санитарном законодательстве регулируется содержание мест занятий физической культурой и спортом (СП 1567-76), устройство и содержание альпинистских лагерей (ВСП 1958-78), устройство, оборудование и эксплуатация лечебных пляжей (СП 4060-85).

В производственных зонах эффективным способом охраны атмосферного воздуха остается создание санитарно-защитных зон при регулировании количества источников выбросов. В то же время увеличение товарно-складских объектов приводит к росту транспорта по доставке грузов и загрязнению атмосферного воздуха передвижными источниками.

В санитарном законодательстве установлены гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий (СП 2.2.1.1312-03), к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту (СП 2.2.2.1327-03), к микроклимату производственных помещений: (СанПиН 2.2.4.548-96).

Наиболее значимыми, в санитарно-эпидемиологическом отношении, являются зоны инженерной и транспортной инфраструктур и зоны специального назначения. Увеличение объектов гражданского строительства, торговых центров и офисов приводит к росту электро- и энергопотребления, водопользования и водоотведения. Все эти объекты являются землеемкими, что приводит к увеличению площади населенного пункта и времени доставки отходов производства и жизнедеятельности до зон захоронения.

Так размеры земельных участков для очистных сооружений, в зависимости от производительности могут достигать от 0,5 до 18 га, иловых площадок – от 0,2 до 55 га. Для создания полигонов ТБО по нормам предусмотрено выделять от 0,02 до 0,05 га территории в расчете на 1000 т отходов в год.

В санитарном законодательстве установлены гигиенические требования к охране поверхностных (СанПиН 2.1.5.980-00) и подземных вод от загрязнения (СП 2.1.5.1059-01), к качеству воды нецентрализованного водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1175-02). Для защиты источников водоснабжения организуются зоны санитарной охраны (СанПиН 2.1.4.1110-02). Однако в градостроительных регламентах не приведены условия выделения или сохранения территории под создание этих зон охраны питьевого водоснабжения.

Санитарными правилами также установлены гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03), устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.1038-01), устройству и содержанию сливных станций (СП 1216-75), к сбору, хранению и удалению отходов лечебно-профилактических учреждений (СанПиН 2.1.7.728-99).

Обновлены гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПиН 2.1.1279-03).

По внешнему периметру, с учетом экологических факторов, населенный пункт ограничен в своем развитии: вверх по течению реки – пунктом водопользования и зонами санитарной охраны; вниз – пунктом сброса сточных вод. С учетом господствующих ветров: с наветренной стороны – возможностью размещения жилых зон, а с подветренной – промышленных объектов и полигонов. В пределах черты населенный пункт структурирован санитарно-эпидемиологическими требованиями. Таким образом, на территории населенного пункта необходимо, помимо строительных норм и правил, выполнять требования 21 санитарного правила для обеспечения 20 гигиенических норм.

Выполнить перечисленные ограничения можно, рассчитывая численность населения, жизнедеятельность которых по числу негативных источников не будет превышать установленные санитарно-гигиенические нормативы для каждой функциональной зоны.

 

 

Атмосферный воздух поселений охраняется в соответствии с гигиеническими требованиями[6]. Для этого разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух[7]. Указанный ГОСТ получил развитие в части согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ[8].

Наибольшему совершенствованию подвергалась методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. На начальной стадии сфера применения методики ограничивалась наиболее мощными источниками загрязнения атмосферного воздуха[9] (агломерационные фабрики черной металлургии, фабрики производства обожженных окатышей черной металлургии, агломерационные фабрики цветной металлургии, конверторные цеха, доменное производство, мартеновские цехи, электросталеплавильные цеха, производство серной кислоты контактным способом, производство элементарной серы, нефтеперерабатывающие заводы, котельные). В последующей редакции в рассматриваемых указаниях изменены условия применения документа. Нормативы не распространялись для расчетов рассеивания в атмосфере над промышленной площадкой и в пределах аэродинамической тени[10]. В применяемой в настоящее время методике[11] не приводятся ранее указанные ограничения, в виду того что алгоритм анализа дополнен формулами для линейных и группы источников и учтены влияние рельефа и эффект суммации ингредиентов.

Все предприятия должны иметь санитарно-защитные зоны[12], размеры которых устанавливаются в соответствии с санитарной классификацией. Первоначально санитарная классификация предприятий и производств входила в санитарные нормы проектирования промышленных предприятий[13]. Далее выяснилось, что этот санитарно-гигиенический прием позволяет обеспечить оптимальные условия рассеивания выбросов в пределах промышленной площадки и санитарно-защитной зоны и обеспечить охрану здоровья населения.

В санитарных правилах и нормах установлено, что размер санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов. Однако санитарная классификация в СанПиН представлена в виде следующих производств и объектов, в которых обобщены перечисленные выше критерии:

− химические объекты и производства;

− металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства;

− добыча руд и нерудных ископаемых;

− строительная промышленность;

− обработка древесины;

− текстильные промышленные объекты и производства легкой промышленности;

− обработка животных продуктов;

− промышленные объекты и производства пообработке пищевых продуктов и вкусовых веществ;

− микробиологическая промышленность;

− производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива;

− объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства;

− сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг;

− канализационные очистные сооружения;

− склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции.

Выбор размера санитарно-защитной зоны практически по названию предприятия оправдан, так как большое число экологических показателей не способствует построению универсальной классификации. Назначение санитарно-защитной зоны – защита среды обитания человека от непредвиденных и непрогнозируемых экологических нарушений. При расчетах приземных концентраций обосновывается выбранный вариант размера санитарно-защитной зоны только для ингредиентов, рассеивающихся в атмосферном воздухе. Таким образом, санитарно-защитные зоны, принятые с учетом градостроительных параметров, определяют уровень технологии, состав и объемы выбрасываемых ингредиентов на рассматриваемом предприятии или сооружении.

Вода питьевая для населения является приоритетной среди водопользователей. Различные интересы водопользователей на протяженном участке реки и её притоков были упорядочены в 1950-е г. в СССР на основе Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами[14]. Система упорядочения была построена на следующих принципах:

1. Вопросы охраны водоемов от загрязнения должны рассматриваться с точки зрения социального значения проблемы – необходимости создания благоприятных условий водопользования в интересах здоровья населения и развития народного хозяйства.

2. Изменения состава и свойств воды в водоемах, происходящие под влиянием спуска сточных вод, сами по себе еще не определяют вредности сточных вод, если не ограничивают безопасное и целесообразное водопользование.

3. Критерием вредности поступающих в водоемы сточных вод (или, что то же, основанием для признания загрязнения водоема) могут быть лишь характер и степень ограничения водопользования, которые возникают или могут возникнуть в результате спуска сточных вод.

4. Не может быть единого критерия вредности сточных вод, поскольку различен характер водопользования (для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, для разнообразных народнохозяйственных нужд). Вследствие этого неизбежной является дифференциация методов исследования и определения специальных требований.

5. Гигиеническим критерием вредности поступающих в водоемы сточных вод должна служить степень ограничения хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, которая возникает (или может возникнуть) в связи с загрязнением воды, создающим опасность для здоровья населения или ухудшение санитарных условий жизни [15].

В настоящее время Российским законодательством[16] предусматривается выделение двух категорий водопользования, создание зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения[17]. Человек как водопользователь имеет приоритет перед другими водопользователями. Поэтому перед населенным пунктов организуется водоснабжение населения для питьевых и хозяйственно-бытовых целей. В черте города организуется водопользование для рекреационных целей. Ниже по течению реки обосновывается створ сброса сточных вод, а ещё ниже на 500 м – контрольный створ. Качество воды в контрольном створе должно быть на уровне санитарно-гигиенических нормативов. Особые санитарно-гигиенические требования предъявляются к санитарному контролю за мероприятиями по охране малых рек в местах водопользования[18].

За прошедшие 50 лет увеличились масштабы водопользования, в худшую сторону изменился состав сточных вод, по берегам рек возросло число населенных пунктов, для которых необходимо соблюдение требований санитарных правил в створах водопользования. Поэтому становится актуальным развитие принципов водоснабжения с сохранением реки как главной артерии биосферы. При этом объекты биосферы являются первичными водопользователями, население – вторичными, а промышленность по действующим нормативам обеспечивается водными ресурсами в последнюю очередь.

В условиях научно-технической революции С.Н. Черкинский[19] предвидел нарастание экологических проблем и охраны водоемов от загрязнения, несмотря на «органическое сочетание социального прогресса и достижений научно-технической революции».

Разнообразие состава и свойства воды, сезонные колебания этих показателей и отсутствие критериев комплексной оценки воды, используемой в питьевых целях определили появления рекомендаций о критериях оценки качества питьевой воды.

Почвенный покров населенных пунктов должен соответствовать гигиеническим нормативам[20]. Для этого санитарными правилами с 1961 г. предусматривалась очистка городов[21], а в настоящее время – содержание территорий населенных мест[22]. Хозяйственно-бытовые отходы, зола из котельных и уличный смет предусматривались захоранивать на специальных свалках, обеспечивающих санитарную безопасность[23]. В настоящее время твердые бытовые отходы захораниваются на полигонах, проектирование, размещение и эксплуатация которых должно соответствовать санитарно-гигиеническим правилам и нормам[24].

Несмотря на длительный этап использования инструкций по сбору и захоронению твердых бытовых отходов сохраняется актуальность совершенствования организационных мероприятий[25]. Для решения локальных проблем по сбору и захоронению отходов предлагается разработка генеральных схем очистки территорий населенных пунктов[26].

На землях населенных пунктов важным является ведение государственного реестра земель кадастрового района[27] и выполнение государственной кадастровой оценки земель поселений [28]. Положениями этих документов определяется стоимость земель, их нормы использования и правовые основы оформления и передачи собственности. Для медицинских отходов предусматриваются специальные правила сбора, хранения и удаления отходов[29].

В черте поселений санитарно-эпидемиологической службой во взаимосвязи с другими контролирующими органами осуществляется социально-гигиенический мониторинг. За десять прошедших лет было принято 7 постановлений об организации социально-гигиенического мониторинга и его совершенствований[30]. Для реализации поставленных задач принимались 4 комплексных плана[31]. Социально-гигиенический мониторинг является государственной системой наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека для определения причинно-следственных связей между ними. В методических рекомендациях[32] на органы государственной власти, местного самоуправления, организации Роспотребнадзора и хозяйствующие субъекты возлагается разработка предложений (мероприятий) по предупреждению и устранению воздействий вредных факторов для здоровья населения. На основе этих данных можно оценить эффективность выполнения санитарно-эпидемиологических требований на территории населенных пунктов.

 

Санитарно-гигиенические проблемы и научная дискуссия

Имеют место научно-практические противоречия между градостроительным и санитарно-эпидемиологическим законодательством.

Градостроительный кодекс Федеральный закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 1, п.9); Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения: профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. (статья 2)
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. (статья 4, п.1) закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. (статья 4)
Преимущественно развивает производственную инфраструктуру Преимущественно развивает социальную инфраструктуру
Руководствуются: Схемами территориального планирования, Генеральным планом поселения,   Руководствуются: Системой гигиенических норм (ПДК, ОВУБ, ОДУ, ДОК): Системой санитарных правил и норм Системой санитарных правил Системой методических указания.

 

Общепризнано, что в интересах экономики выгодна высокая плотность проживания населения в непосредственной близости от рабочих мест. По гигиеническим нормам скученность не должна превышать пределы, после которых возможны социально значимые заболевания (например, туберкулез), нарушение психического здоровья и увеличения риска инфекционных и паразитарных заболеваний.

В СНиП Градостроительство (1989 г.) плотность населения территории жилого района определяется общей численностью населения и зонами различной степени градостроительной ценности территории, а плотность населения на территорию микрорайона – климатическим подрайоном и степенью градостроительной ценности территории. Необходимо научное обоснование показателей, определяющих предельную численность населения на территории квартала, района города и населенного пункта в целом. Такие нормативы могут быть установлены по данным социально-гигиенического мониторинга.

В санитарно-гигиенических нормативах не приведены алгоритмы принятия управленческих решений для ситуаций, регистрируемых в течение одного года и более. Поэтому в экологических методиках и некоторых санитарно-гигиенических рекомендациях предлагается рассчитывать комплексные (интегральные) показатели загрязнения окружающей среды. Другим направлением является расчет величины риска нарушения состояния здоровья при действии негативных факторов на основе известной дозовой зависимости.

Публикации

Проблема учета требований экологической безопасности в градостроительной деятельности. В. Е. Шудегов, (Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии) // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Обзорная информация. –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...