Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демографический кризис в России: факторы и последствия




 

Склонности и обретение занятия и статуса, личные планы молодежи и ее трудоустройство - все это, в конечном счете, зависит от объективных условий развития как общества в целом, так и отдельных регионов. Поэтому, стремясь все больше расширить степень свободы при выборе профессии и трудоустройстве, нельзя игнорировать социально-экономические проблемы, в частности те, которые обусловлены особенностями демографической ситуации в стране.

Именно демографические процессы, в большой мере складывающиеся стихийно и чрезвычайно трудно управляемые, ставят перед общественной практикой очень сложные и порой быстро меняющиеся проблемы. Поэтому чрезвычайно важно при решении вопросов финансирования образования, при создании новых рабочих мест не механически экстраполировать прошлые тенденции на будущее с неизменным приростом, а опираться на реальные данные о численности тех, кто из года в год заполняет школьные классы, кто вступает в самостоятельную трудовую жизнь.

Всестороннее, глубокое изучение социальных последствий демографических волн и связанных с ними резких перепадов численности подрастающих поколений становится, таким образом, важным условием практического решения сложных проблем выбора профессии и трудоустройства молодежи.

Исследование и учет подобных демографических явлений имеют важное значение не только в историческом плане, но и для настоящего и будущего. Демографические волны, как уже говорилось, не являются уникальным феноменом. Достаточно пристально вглядеться в неровные очертания половозрастных пирамид, которые широко используются в науке о народонаселении, чтобы понять, что бурная история человечества, запечатленная в них, обусловливала, и будет обусловливать непрерывные перемены. Через поколения до нас докатываются волны Первой мировой войны и других, казалось бы, давно минувших исторических событий, как бы подчеркивая связь времен. Если мы отнесемся к этим процессам с вниманием, которого они, безусловно, заслуживают, будем систематически изучать их, то получим все основания не только для ретроспективного анализа данных процессов, но и для прогнозирования их с достаточной степенью вероятности. А это особенно важно сейчас.

Впервые столкнуться с явлением, которое было названо "демографическое эхо войны", исследователям пришлось около сорока лет назад при изучении проблем трудоустройства и выбора профессии молодежи. Тогда, в 1963 г., при проведении первого обследования численность 17-18-летних достигла минимума, а затем стала быстро возрастать. Поэтому под понятием "демографическое эхо войны" было объединено как сокращение определенных групп населения, так и последующий рост их численности.

На уровне повторного пика демографической волны, который пришелся на 80-е годы и был по абсолютным показателям гораздо ниже первого пика 50-х годов, шло увеличение численности первоклассников, наблюдавшееся нами недавно в первой половине 90-х годов, и происходящее сейчас (с конца 90-х годов) увеличение числа учащихся одиннадцатых классов, которое еще продлится в первом пятилетии XXI века. А далее, как неумолимо свидетельствует кривая числа рождений, нас вскоре ждет очередное и довольно глубокое падение численности первоклассников, уже начавшееся с 1995 г., и далее, с 2004 г., длительное уменьшение числа учащихся 11-х классов.

Тесная зависимость между демографическими показателями рождаемости и численностью тех или иных контингентов школьников проявляется на протяжении последних пяти десятилетий вполне отчетливо. Знание этой закономерности создает возможности рационально планировать развитие системы просвещения, предвидеть будущие проблемы и с большой степенью точности рассчитывать, каковы будут дополнительные потребности в педагогических кадрах, учебных помещениях, оборудовании, пособиях и т.п., или, напротив, переключать высвободившиеся резервы в другие сферы деятельности в зависимости от подъема или спуска докатившейся до той или другой группы школьников демографической волны.

Уменьшение числа учащихся в связи со спадом рождаемости приводит к уменьшению отсева, повышает удельный вес окончивших школу. Далее это должно способствовать росту доли поступивших в вузы и техникумы из числа принятых десять лет назад в первый класс школы. В то же время это резко уменьшает удельный вес выпускников, которые сразу после окончания школы должны начать работать, укрепляет в них скрытую "вузовскую ориентацию", основанную на надежде, что вузы способны поглотить всех окончивших среднюю школу.

Несколько лет назад, в конце 1991 года показатели смертности в России впервые превысили показатели рождаемости. Началось сокращение населения России, продолжающееся по сей день, и не имеющее шансов остановиться в ближайшей перспективе. Население России составило примерно 145,3 млн. человек на 1.04.2000 г. (148,7 млн. на 1.01.1992 г), и будет продолжать сокращаться и далее в среднем, примерно на 0,3-0,8 млн. ежегодно (в зависимости от уровня рождаемости и величины миграционного прироста). В 1999 году Россия переместилась с 6-го на 7-е место среди наиболее населенных стран мира (ее догнал и перегнал Пакистан). К 2010 году численность россиян сократится примерно до 140 млн. человек.

Поскольку сокращение населения в большей степени затронуло города, и в меньшей - сельскую местность, то привычный в 60-80-е годы рост доли городского населения сменился сокращением - с 73 9% в 1990 году до 73,0% в 1994 году и несколько подрос - до 73,2% к 1998 году.

Продолжается старение возрастной структуры населения, и в 1999 году численность лиц пенсионного возраста впервые превысила число детей до 16 лет. За 10 лет, прошедших после переписи 1989 года число детей до 16 лет сократилось с 36,0 млн. человек до 30,3 млн. а численность пенсионеров выросла с 27,2 до 30,4 млн. человек.

Если в целом в населении доля женщин составляет около 53%, и сейчас число женщин примерно на 9 млн. превышает число мужчин (женщин - 77,2 млн., мужчин - 68,1 млн. человек), то в старших возрастах численность женщин в несколько раз больше, чем мужчин-ровесников: в возрастах 70-74 года - в 2 раза, в возрастах 75-79 лет - в 3 раза, в возрастах старше 80 лет - в 4 раза (!).

Негативные изменения в рождаемости особенно обострились в начале 90-х годов. В 1990 году общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 жителей) составлял 13,4, к 1999 году снизился до 8,3 в 1999 году. В 1999 году число родившихся составило 1216 тыс. - самый низкий уровень в нашей современной демографической истории, в 1998 году - 1283 тыс. человек (для сравнения: в 1987 году - 2500 тыс. рождений, в 1990 году - 1989 тыс).

Снижение рождаемости - это реакция на снизившийся жизненный уровень. За 1987-1997 годы число рождений сократилось на 49,6%. При этом число вторых рождений снизилось с 996 тыс. человек до 370 тыс. (-63%), число третьих рождений - с 310 тыс. до 99 тыс. (-68%), четвертых и следующих - с 148 тыс. до 54 тыс. (-64%).

За этот же период число первенцев снизилось с 1045 тыс. до 737 тыс. (-29%). Это снижение определялось соответствующим сокращением числа вступающих в брак с 1443 тыс. в 1987 году до 928 тыс. в 1997 году.

Снижение рождаемости подтверждается сопоставлением данных переписи населения 1989 году и микропереписи 1994 году. Так, доля женщин, не имевших рождений, выросла с 27,2% до 29-7%, а доля женщин с 3 и более детьми снизилась с 22,4% до 18,3% - С 1989 года доля бездетных женщин в возрастной группе 20-29 лет увеличилась с 30% до 35%.

Основным средством регулирования размеров семьи остаются аборты. Согласно данным, лишь 13% респондентов собирались сохранить беременность в случае незапланированного зачатия, 40% были намерены сделать аборт, 47% не могли ответить точно о своих намерениях.

Снижение рождаемости началось в 1988 году. С 1990-1992 годов оно сопровождалось и сокращением брачности. Так, в 1990 году число браков было 1320 тыс., в 1997 - 928 тыс., в 1998 - 849 тыс. Снижение брачности вызвано когортным эффектом: число 20-25-летних снижалось как результат низкой рождаемости в конце 60 - начале 70-х годов. Коэффициент брачности в России (на 1000 населения) снизился с 8,9 в 1990 году до 7,1 в 1992 году и составил 5,8 в 1998 году.

При сокращении числа зарегистрированных браков наблюдается некоторый рост числа неофициальных брачных союзов (в микропереписи 1994 года впервые учитывалось состояние в незарегистрированном браке). Косвенно это подтверждается и значительным ростом доли детей, родившихся у матерей, не состоявших в браке (с 10-11% в 80-е годы до 14,6% в 1990 году, 19,6% в 1994 году и до 27% в 1998 году). Наличие специальных пособий и льгот (пусть и небольших) для матерей-одиночек поддерживает распространение такой модели неполной семьи.

Экономический кризис способствует откладыванию вступления в брак, влияет на модель брачности, изменяя ее от прежней "иждивенческой" модели брака к "западной" модели (вступление в брак откладывается до достижения партнерами финансовой независимости).

Меры социальной поддержки не способны сдержать падение реальных доходов, ухудшение условий воспитания детей (более половины семей с детьми имеют доходы ниже черты бедности). В той же степени сегодняшняя социальная политика не способна улучшить условия для сохранения здоровья и работоспособности, изменить самосохранительное поведение, создав мотивацию к оздоровлению образа жизни (распространенность алкоголизма и пьянства, табакокурения и, в последние годы, наркомании - среди главных причин низкой продолжительности жизни в России).

Крайне низкая рождаемость и сверхвысокая смертность (прежде всего мужская) остаются главными факторами продолжающегося демографического кризиса.

Разрабатываемая под эгидой Минтруда РФ концепция демографического развития РФ на период до 2015 года вряд ли сможет сильно повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону без серьезного перераспределения бюджетных средств в пользу социальной сферы.

В то же время, в условиях кризисного экономического и демографического развития как никогда важно грамотно и полно учесть все особенности сложившейся ситуации в выработке стратегии стабилизации и экономического роста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...