Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.




План

 

1. Введение

. История термина, смыслы понятия

. Основные характеристики молодежной субкультуры

. Фэндом и возникновение молодежных субкультур

. Примеры субкультур (музыкальные субкультуры)

Хиппи

Растаманы

Металлисты

Панки

Готическая мода

Эмо

. Японские субкультуры

Акихабара-кэй и аниме-культура

Косплей

Visual kei

Гяру

Fruits (стиль Харадзюку)

. Заключение

. Литература и источники

 


Введение

 

Современное общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы XX века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Цель моей работы: рассмотреть основные характеристики и аспекты молодежных субкультур, выделить их особенности, показать их взаимосвязь и влияние на формирование моды, вкусов и мировоззрение молодого поколения. Работая над темой, я столкнулась с многообразием позиций, точек зрения авторов.

Очень интересно было работать с источниками Интернета, трудами отечественных и зарубежных социологов и психологов. Целую главу в своей работе я посвятила японским музыкальным субкультурам, поскольку они очень своеобразны и необычны.

В своей работе я преимущественно использовала статьи журнала «Теория моды» (№10, 2008-2009 г.г.) авторов Дика Хебдиджа, Дмитрия Громова, Джо Терна, Энна Пирсона-Смита. Также интересной мне показалась лекция профессора социологии Дугина. Для подготовки презентации по данной теме я использовала ресурсы Интернета.

 


История термина, смыслы понятия

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B8%D0%BA_%D0%A5%D1%8D%D0%B1%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B6&action=edit&redlink=1> в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8,_%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C> в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA> в книге «Непослушное дитя биосферы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B>» использовал понятие «клубы»[5].

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B>». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60 - 80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

·   От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов.

·   От возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает.

·   От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно - рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий.

В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей самостоятельности, характерном для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляется в моде на одежду, музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой - желание протеста, порой даже неосознаваемого.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...