Основные характеристики государства и права стран древнего востока
Древний Египет
Древний Вавилон
Древний Китай
Древняя Индия
Государственный строй
Восточная деспотия. Власть фараона неограниченна (издаёт законы, судит, назначает высших чиновников).
Характерен централизованный бюрократический аппарат, во главе которого первый помощник фараона – «джати» (распоряжается гос. имуществом, казной, системой водо-снабжения, контролирует деятельность административных органов и судо-производства и т.п.)
Страна делилась на области, во главе номархи. Центральная фигура административного аппарата – писец-канцелярист (составляет кадастры всех земель, ведёт перепись населения и пр.
Восточная деспотия. Вся полнота власти в руках царя. Центр управления – царский двор.
Население делилось на свободных и рабов. Законы Хаммурапи упоминают две свободных, но неравных группы населения:
1. авилум – «сын человека – человек» (завоеватели, те, кто покорил шумеров);
2. мушкенум — «падающий ниц» (завоеванное население)
Пережитки военной демократии, затем власть сосредоточилась в руках царя (самый крупный рабовладелец). Должностные лица: высшие гражданские, военные чиновники, советники, прорицатели. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу победили армию гос-ва Инь – рухнуло. Гос-во Чжоу характеризуется укреплением власти царя, рабовладельческой аристократии. Верховная власть царя – наследственная. Часть территории управлялась князьями – чжоухоу. В IX в. до н.э. распадается на ряд самостоятельных гос-в. Развивается крупное землевладение, общинное – разрушается. В IV в. до н.э. возвышается гос-во Цинь. В 209г. до н.э. в результате восстания циньское гос-во распалось. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бан, стал основателем новой династии (освободил многих рабов, уменьшил поземельный налог, но не смог остановить рост крупного частного землевладения). В 8-м г. н.э. Ван Ман совершил дворцовый переворот, провозгласил себя императором (запретил куплю-продажу земли, все земли были объявлены царскими, восстановил систему общинного землевладения, запретил куплю-продажу рабов, но не ограничил гос. рабовладение) – реформы привели к разрушению экономики страны. В 220 году в результате мощных восстаний Ханьская империя распалась.
Относительно централизованное унитарное государство, по форме управления монархия, во главе гос-ва монарх, но правовой статус и полномочия его отличаются от монархов Др. Египта и Др. Вавилона (личность не обожествлялась; не мог применять смертную казнь и телесные наказания к брахманам; рассматривался как высшее должностное лицо, обязанное охранять подданных; предусматривалась ответственность монарха за неисполнение или ненадлежащее исполнение главной обязанности; власть не была безграничной и единоличной, т.к. осуществлялась с помощью шаришада – совета должностных лиц при царе).
Гос. аппарат состоял из центральных и местных органов (по сравнению с Др. Египтом менее бюрократичный и многочисленный).
Все чиновники гос. аппарата подразделялись на высших и низших.
Регулирование имущественных
отношений
Преобладала государственная собственность на землю, частная собственность на нее была не развита. В то же время частная собственность на другие вещи достигла высокого развития. Египтяне знали многие договоры: договор купли-продажи, договор займа, залог, поручительство, мену, товарищество, наем (личный и имущественный), аренду земли.
Преобладала общинная соб-ственность на землю (80 %). Частная собственность на неё не развита. Соб-ственник земли община, но верховный собственник царь, который, кроме того, имеет дворцовые и храмовые земли (давал в пользование воинам, кот. должны были обрабатывать ее и нести воинскую службу).
Высокий уровень развития частной собственности на вещи.
Жители знали и пользовались договорами купли-продажи, аренды, займа, товарищества, хранения, поручения, найма, мены.
Земля – собственность царя. Приближенные имели лишь право пользования. Но в период государства Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. Рабы делились на государственных и частных.
Древнекитайское право знало различные виды договоров: договоры мены, купли-продажи, дарения, займа. При совершении сделок требовалась письменная форма и платилась пошлина.
Земля – собственность царя, было и общинное землевладение. В Законах Ману – способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор – не становится собственником имущества; недействительность сделки, совершенной с пьяным, малолетним, безумным. Обязательное условие любого договора – его публичность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи ограничена. Неправомерные сделки недействительны, наказывались штрафом. Невозможность уплаты долга приводила к долговому рабству.
Семейное право
Патриархальная семья. Высокое правовое положение женщины (самостоятельно заключала брак, в брачном договоре могла указать себе такие права, как право на некоторое время жить в доме отца, штраф в случае измены мужа, поводы для развода). Могла обезопасить имущество своих детей, т.к. существовал режим раздельного пользования имущества супругов. Дети обязаны повиноваться отцу.
Брак заключался путем брачного договора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и в случае смерти женщины его наследовали ее дети. Если детей в браке не было, то приданое возвращалось в семью женщины. Также, если приданое растрачивалось, то его восполняли из имущества мужа. Разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака были свободными. Глава семьи — муж (решал все вопросы, имел неограниченное право на развод, мог выгнать жену из дома или оставить ее в доме рабой и жениться на другой женщине). Женщина могла подать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужа дома без особых на то оснований и если муж обвиняет жену в измене без каких-либо доказательств.
Характерна абсолютная власть отца и большая патриархальная семья. Женщина не имела личного имущества и полностью зависела от мужа. Брак заключали родители.
Господство мужчины (муж, отец). Брак заключается по воле родителей, но вдова после смерти мужа, обычно, становилась женой деверя; муж умершей жены, вступает в брак с ее сестрой. В Артхашастре указано несколько форм брака: правильный или торжественный (когда приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом или покупкой жены; брак, основанный на свободном соглашении супругов; похищение жены, как взятие в бою трофея. Для жены развод невозможен. Муж мог бросить если она сварливая, ненавидит мужа, длительное время не рожает детей. Для женщин допускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами.
Право наследования
1. Наследование по закону – дети наследуют независимо от пола в равных долях. Исключение составляет старший ребенок, который получает большую долю.
Наследование по завещанию.
Женщина также имела право завещать свое имущество. Сделка производилась в письменной форме, в присутствии свидетелей.
1. Наследование по закону –
все наследство делится между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования сыновей. Дети рабыни получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец может лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. Этот вопрос решался в судебном порядке
2. Наследование по завещанию – существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определенное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме.
В случаи смерти мужа жена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства.
Наследство делится между сыновьями поровну. Если наследники на разделяются, живут в старом отцовском хозяйстве, то управляются страшим братом. Дочерям выделялась доля, но только в виде приданого.
Преступление и наказание
Жесткая репрессивная уголовная политика. Преступления подразделялись на государственные, против личности, против нравственности, правосудия, имущественные. Серьезным преступлением считалось убийство священного животного. Наказания за преступления были: смертная казнь (простая и квалифицированная), телесные наказания, тюремное заключение, обращение в рабство, наказание по принципу талиона (простого или квалифицированного).
Существовали государственные, религиозные, должностные, воинские преступления, преступления против собственности, личности, нравственности. За преступления назначались следующие наказания: смертная казнь (простая и квалифицированная); телесные наказания (болезненные, членовредительские и позорящие), изгнание из общины, штраф, отстранение от должности судьи, если тот брал взятки. При этом сохранялась коллективная ответственность общины.
Преступления разделялись на государственные преступления (заговор, мятеж), религиозные (шаманство), против личности, против собственности, военные преступления. Обычай кровной мести постепенно вытесняется системой государственных наказаний (обычно телесными повреждениями и смертной казнью).
Законы Ману давали понятия: умысла и неосторожности, первое правонарушение и рецидив, тяжкое и легкое преступление; заложили принцип снисходительности к высшим кастам; выделялись преступления государственные и против личности. За прелюбодеяние – смертная казнь и т.д.; не содержат исчерпывающего перечня наказаний. Царь применял: смертную казнь (простую и квалифицированную – сажание на кол), заточение, заковывание в цепи, телесные наказания, а также штраф, замечание, выговор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом, к брахманам не применялась, а заменялась изгнанием из касты и страны.
Суд и процесс
Суд не отделен от администрации, вершится коллегиально. Важную роль играли номархи - царские судьи, носившие титулы «жрецов богини истины». Сохранились храмовые суды, в которых судьями были жрецы. Светская власть добивается уменьшения их судебных функций. Но жрецы учредили суд оракулов, который получил большой религиозный авторитет. Решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником. В период Нового царства создана верховная судебная коллегия из 30 судей. Во II-м тысячелетии существовал принцип суммирования доказательств. Самым древним видом доказательства была клятва, которая состояла из двух частей: а) обращение к богам, и фараону, б) назначения наказания в случае, если дающий клятву нарушит ее или суд решит, что он не прав. В процессе применялись свидетельские показания и письменные доказательства (документы).
Суд не отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей – царь. Суд велся публично. В больших городах создавались профессиональные суды. В судах происходил обвинительно-состязательный процесс. При этом не было деления на гражданские и уголовные дела. В процессе стороны – равны. Суд исследует свидетельские показания сторон, документы и ведет себя пассивно, формально оценивает доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательствами считались также ордалии — «суд божий», клятвы. Например, ордалии применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинение в чародействе. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно
Император – верховный судья. Суд не отделен от государственных чиновников, которые судили и на местах. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Суд принимал свидетельские показания, вещественные доказательства, добытые в ходе осмотра места происшествия. Широко использовались пытки и действовал принцип презумпции виновности подсудимого.
Процесс публичный, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае бегства истца или ответчика из суда, последний безоговорочно признавал за ними вину. В процессе действовал общий принцип, согласно которому свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. При отсутствии таковых судом принимались свидетельские показания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии (суд божий), то есть испытание весами, огнем, водой, ядом. Суд также рассматривал письменные доказательства, особенно при разрешении имущественных споров.
Источники права
обычай, судебный прецедент, закон
обычай, судебная практика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. – всё это явилось источниками законов Хаммурапи.
обычай, религия
Дхармашастры - сборник религиозно-правовых предписаний (были составлены брахманами для своих учеников, со временем были признаны источниками права); Артхашастры – трактат о политике и праве (создание предписывается Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец 4-го века до н.э.). В этом произведении содержатся обширные сведения: об администрации и финансах судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.
Законы Ману.