Социальная зрелость. Ценностные ориентации молодежи
В процессе своего индивидуального развития каждый человек проходит определенные этапы: грудной возраст, детство, подростковый период, юность, зрелость, старость, долгожительство. Каждый этап отличается своими особенностями и играет в нашей жизни определенную роль. Знание об этом помогают преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в каждом из жизненных периодов человека. Для того чтобы стать взрослым, нужно, прежде всего, сформироваться физиологически. До периода зрелости окончательно формируются все системы организма: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая и другие системы. Только тогда организм может выполнять новые для него функции, связанные с созданием семьи и рождением потомства. Это состояние ученые называют «физиологической зрелостью». Подростку еще далеко до полной физиологической зрелости. Определенные стадии развития могут начинаться только тогда, когда тело приобретет нужных размеров. Когда подросток растет, масса его тела увеличивается медленнее, чем рост, поэтому довольно часто он выглядит неуклюжим: длинные руки, большие ступни, сутулость, нарушена осанка. Однако главное - это то, что происходит внутри тела. Идет физиологическое созревание систем организма - постепенное раскрытие его физических признаков, соответствующих зрелости. Созреванию подлежат различные структуры: происходят изменения в скелете, мышцах, мозге, легких, сердце, других органах. Рост и созревание становятся основой для развития. Подросток развивается, превращаясь на взрослого, зрелого человека: мужчину или женщину. Примерно полвека назад ученые впервые отметили определенные сдвиги в физиологическом развитии и половом созревании подростка - акселерация (ускорение). Если раньше начало такого созревания происходило в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8-10 лет у девочек и в 10-12 - у мальчиков. Но иногда случается и противоположный процесс - замедление физиологического развития примерно на 2-3 года. И то и другое - нормальные явления. Просто процессы роста и развития чрезвычайно индивидуальны.
Развитие - процесс разносторонний. Он охватывает весь организм, изменяя различные сферы его жизнедеятельности. Тем не менее, принято различать физическое развитие, половое развитие и умственное развитие. Физическое развитие - это изменение размеров и формы тела соответствии с возрастной нормой. Низкий уровень физического развития может быть следствием неправильного или недостаточного питания, чрезмерного или недостаточного физической нагрузки, а также - ряда хронических заболеваний. Половое развитие предполагает своевременное созревание половой системы и других физиологических систем, которые касаются рождения потомства. Следует знать о том, что процесс полового созревания сопровождается существенными изменениями в работе всех физиологических систем, включая центральной нервной системой. Умственное развитие проявляется в становлении и совершенствовании структуры и функций головного мозга. Показателями умственного развития является членораздельная речь и мыслительные процессы: восприятие, внимание, эмоции, память, анализ и синтез информации, от которых напрямую зависит успех в учебе. В подростковом возрасте происходит не только физическое, но и социальное взросление. Социальная зрелость - это результат жизни в обществе, результат социального развития и приспособления к совместной жизни с другими людьми. У подростка формируется умение понимать других людей, их взаимоотношения, брать на себя ответственность за свои поступки. Он учится лучше организовывать свое поведение в социальной среде. Главное, чтобы его самооценка и его ожидания были согласованы с его возможностями и окружающей действительностью. Для того чтобы этому научиться, подросток должен уметь анализировать свой внутренний опыт.
Есть такое понятие - рефлексия (в переводе с латинского языка - обращение назад). Оно означает рассуждения, способность анализировать собственный психологическое состояние. Эта способность зависит от степени сложности внутреннего мира человека и от его образования. Можно сосредоточиться на содержании своих мыслей, подумать о том, что люди, которые вас окружают, воспринимают вас не так, как воспринимаете себя вы. Очень важно понять, насколько хорошо другие люди знают и понимают вас, ваши особенности и способности. Ведь они видят вас совсем не такими, какими вы видите себя. И понимание этого способствует развитию самосознания. Каждый подросток учится адекватно (то есть соответственно, правильно, верно) воспринимать себя и людей. На протяжении всей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, свои прогнозы, свое поведение, сравнивая их с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Психологически зрелый человек умеет самостоятельно: Прогнозировать свое поведение в любых жизненных ситуациях; Получать необходимую информацию и анализировать ее согласно своим целям в различных сферах жизни; Мобилизовать себя на выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и др.); Отслеживать ход выполнения собственных действий и их результаты («Я сам исполнитель и контролер»); «Брать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях; Эмоционально правильно реагировать на различные ситуации и поведения. Подростка считают «социально незрелым», если он не может прогнозировать и планировать собственное поведение, принимать обдуманные решения, сопоставлять их со своими возможностями и нести за них ответственность перед собой и другими людьми.
Обычно следствием плохо продуманных и безответственных решений является их неосуществимость. И отсюда разнообразные неудачи и тот результат, которого подросток не ждет. Подростку очень хочется обвинить в этих неудачах других людей, но, прежде чем это сделать, он должен оценить свое собственное поведение и то, насколько хорошо продуманными были его решения. Процессы достижения физиологической и социальной зрелости не происходят быстро. Для этого нужно время, которое и называют подростковым периодом. Какими же есть признаки физической и социальной зрелости? .Ознакы физиологической и социальной зрелости. Признаками физической зрелости человека является физиологическое созревание всех систем организма, их готовность к выполнению функций зрелого возраста (создание семьи и рождение потомства). Признакам социальной зрелости является умение: Найти свое место в социуме; Нести ответственность за свои поступки; Быть самостоятельным и прогнозировать свое поведение в различных жизненных ситуациях; Получать необходимую информацию и анализировать ее согласно своим целям в различных сферах жизни. Для того чтобы достичь физиологической и социальной зрелости, подростку необходимо действовать согласно своему физиологическим и социальным развитием. Общеизвестно, что начало подросткового возраста можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела. Прежде всего увеличивается длина рук, затем ног. Вследствие этого детская фигура меняется на подростковый тип телосложения, для которой характерна определенная «долгорукостью» и «длинноногостью». Отставание в темпах роста туловища, которое наблюдается в начале подросткового периода, влияет на особенности развития всех внутренних органов. Например, в это время замедляется рост сердца, и его возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела. Также замедляется увеличение объема легких. К мышцам и мозгу поступает меньше кислорода, это приводит временное уменьшение выносливости и работоспособности.
Нужно правильно распределять время учебы, работы и отдыха. Чаще бывать на свежем воздухе. Понятно, что курение в такой период только ухудшит работу и так достаточно перегруженных легких. После увеличения конечностей их рост замедляется, а рост туловища ускоряется. Именно в это время особенно быстро увеличивается масса тела и его длина. Отставание в росте мышц и жировой ткани создает впечатление, будто подросток худеет. В период таких изменений организм подвергается риску многих заболеваний. Например, может повыситься кровяное давление, нарушиться обмен веществ, ухудшиться внимание и память. Это приводит к повышенной нервозности, утомляемости, эмоциональности, двигательного растормаживание, агрессивности. Именно поэтому многие подростки не могут сосредоточиться на предмете, который изучают, крутятся, беседуют с соседями, занимающихся на уроке посторонними делами. Следует соблюдать режим дня, спать не менее 8 часов в сутки, рационально питаться, чаще бывать на свежем воздухе, не приобретать вредных привычек. В случае необходимости консультироваться с врачом. К концу подросткового периода происходит увеличение размеров туловища ширину. У мальчиков преимущественно увеличиваются размеры плечевого пояса, у девочек - тазового. У мальчиков происходят изменения в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок. Эта перестройка обнаруживается у них значительно сильнее, чем у девочек, поскольку важнейшим регулятором процессов роста в гортани является мужской половой гормон - тестостерон. Вследствие этих изменений возникает мутация («ломка») голоса. Размеры сердца увеличиваются пропорционально массе тела. Повышается надежность работы скелетных мышц, а вместе с ней существенно, в несколько раз, повышается работоспособность. Исчезает угловатость движений. Все эти процессы весьма индивидуальными, и в классе могут учиться подростки с разным уровнем физиологической зрелости. Не следует волноваться, если вы виризняетесь среди своих одноклассников по каким параметрам. Развитие каждого подростка очень индивидуальный. Социальная зрелость формируется постепенно, параллельно с физиологической зрелостью. Ответственность - это то, чем, прежде всего, отмечается социально зрелая личность. Человек сам несет ответственность за все происходящее с ним в жизни. Безответственный человек склонен считать ответственными за происходящее с ним в жизни, других людей, внешние обстоятельства или ситуацию. Ответственность за неудачи в подростковом возрасте она возлагает на родителей, учителей, а в будущем, повзрослев, - на коллег, начальство, друзей. Ученые обнаружили, что ответственные люди более уверены в себе, спокойные и доброжелательнее, популярнее. А вот безответственные люди, наоборот, отмечаются повышенной тревожностью, беспокойством, они менее терпимы к людям, их окружающим, у них повышенная агрессивность, и поэтому они менее популярны в обществе.
Ответственность - это обязательная составляющая какого - либо зрелого поступка. Зрелый человек совершает поступки осознанно. Ответственность, уважение к людям и знания - это черты зрелого человека. Следует обдумывать последствия своих поступков, учиться нести за них ответственность, не перекладывать на других людей ответственность за свои неудачи, приобретать знания, которые помогут принимать правильные решения, правильно оценивать свои поступки и прогнозировать их последствия, использовать предыдущий опыт при решении новых задач. Терпимость - это еще одна важная составляющая социальной зрелости. Терпима человек понимает людей, которые ее окружают, она способна сопереживать и сочувствовать. Противоположностью толерантности является агрессия. Проявлением агрессии могут быть как открытые агрессивные действия, так и подсознательная радость, которую испытывает человек, когда видит, как другие люди оказались в трудных ситуациях. Терпимы люди отличаются самообладанием, спокойным характером, умением разрешать конфликты, доброжелательностью, они доверяют другим людям. Между тем агрессивные люди обычно раздражительны, недоверчивы, не умеют прощать обид, провоцируют конфликты. Они вспыльчивы и быстро теряют самообладание. Учиться терпимости, умения сострадать людям. Сдерживать свою агрессивность. Анализировать собственные поступки, определяя, как вы вели - терпимо или агрессивно. Налаживать с ровесниками и старшими людьми доверительные отношения. Для социально зрелой личности характерено саморазвитие. Саморазвитие проявляется в том, что человек стремится стать лучше, приобрести новые качества, которые будут делать ее более индивидуальной и привлекательной для людей. То есть ее не учит и не делает лучше кто-то «извне», он сам развивается, обогащает свой интеллект, приобретает знания, занимается творчеством. Стремиться приобрести новые положительных человеческих качеств, учиться не под давлением «извне», а по собственному желанию и решению, самому ставить перед собой цели и искать пути ее достижения. За последние десятилетия как в нашей стране так и за рубежом проблема ценностей и ценностных ориентаций приобрела особую актуальность. Эти понятия являются объектом исследования многих наук частности, философии, психологии, социологии, что говорит об их сложность и многоплановость. Ценности за П. Менцер это то, что чувства человека диктует признать важным над всем, и к чему можно стремиться, относиться с уважением и признанием. Ценности по мнению Николая Федоровича Головатого это также определенные идеи, взгляды с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы. Остановимся на основных свойствах ценностей. Их можно разделить на три категории: ) Те ценности, которые для одного человека является ценным, другое лицо может недооценивать, либо вовсе не считать ценность. Таким образом, одной из характерных свойств ценностей - ее субъективность. ) приоритетное значение имеют индивидуальные ценности человека над общественными. Иерархия индивидуальных ценностей является своеобразным звеном, которое связывает отдельного человека и общество. То есть, есть духовный мир человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют посредством ценностей отдельного человека. ) Еще одна особенность заключается в том, что ценностные ориентации не могут быть заданы или принесенными кем-то извне. Они - результат деятельности конкретного человека. Ценностные ориентации - это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, задающих направленности человеческой жизни. В философском словаре ценностные ориентации - "важные элементы внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом личности, всей совокупностью его переживаний". Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему. Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, то есть присущие подавляющему большинству людей, например: Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Честность, Воспитанность, Интеллигентность, Семья, Нация, Народ, Дети. Снижение значения этих ценностей вызывает в нормальном обществе серьезную обеспокоенность. Ценностные ориентации личности не только определяют мотивацию индивидуального поведения, но и составляют мировоззрение человека. Ценностные ориентации молодежи формируются в процессе воспитания и обучения. Причем обучение имеет целью не столько сообщить конкретные знания в определенной области, сколько воспроизвести культурные и исторические нормативы, которые способствуют самореализации личности. Через воспитание осуществляется трансляция (передача) ценностных ориентаций от поколения к поколению как на вербальном так и на невербальном уровнях. В ходе исторического развития сформировались целый ряд механизмов, с помощью которых осуществляется передача ценностей через поколения. Среди них главное место занимает: семья, церковь, искусство, литература, культура. Ценности могут усваиваться человеком как сознательно, так и бессознательно (человек не может объяснить почему предпочитает одним ценностям над другими). Именно здесь открываются большие возможности для подмены одних ценностей другими. К псевдоценностям принадлежат ценности, которые не способствуют самореализации человека или даже является препятствием для самореализации, однако человек может быть убежденной в обратном. В частности, как показывают социологические исследования, многие молодые считают, что алкоголь и наркотики являются ценными потому, стимулирующие творчество ориентация на псевдо ценности является достаточно опасной для человека и для окружающих ее людей. У таких людей часто возникает иллюзия, о том, что овладение наиболее значительной ценностью (деньги, золото, власть) откроется путь к овладению другими общечеловеческими ценностями (добро, красота, любовь, гармония.). частности большинство убеждено в том, что если они овладеют большой властью, либо большими деньгами, то смогут реализовать себя на основе истинных ценностей. Указанный подход довольно точно отражен в художественной литературе. Уместно привести цитату из стихотворения А. С. Пушкина "Скупой рыцарь" Отселе править миром я могу; Лишь захочу - воздвигнутся чертоги.... И музы дань свою мне принесут, и вольный гений мне поработится.... Современные социологические исследования свидетельствуют о том, что за последние годы большинство молодых людей начинают ориентироваться на материальные ценности. Их достаточно сильно привлекают деньги, заработки, бизнес, участие в управленческих структурах. Наряду с этим можно наблюдать также и тенденцию роста интенсивных духовных поисков, ориентации на истинные ценности, что проявляется в увеличении интереса к мировой культуре, истории своей семьи, народа. Ценностные ориентации формируются в процессе освоения человеком определенного социального опыта и проявляются в ее убеждениях, интересах. В соответствии с ориентации на определенные ценности, молодых людей можно разделить на четыре типологических групп. Первая - это молодые люди, которые сохранили, либо предпочитают предыдущим ценностям. Представители этой группы (примерно 10%) поддерживают в Украине коммунистическую, социалистическую партии, входящие в состав комсомольских организаций. Эта молодежь подвержена протестов, пикетов, акций неповиновения под руководством старших. В подавляющем большинстве, эти молодые люди не поддерживают путь рыночных преобразований, и являются сторонниками авторитарной сознания и симпатизируют харизматическим лидерам и вождям. Вторая группа - это те, кто имеет диаметрально-противоположные взгляды к сторонникам первой группы. Это ребята, которые полностью отвергают ценности прошлого, отстаивающие идеи тех обществ, которые имеют развитую рыночную экономику и высокий уровень социального обеспечения граждан. В частности личную собственность на имущество. По данным социологических исследований среди украинской молодежи, почти 2 / 3 молодых людей считают себя сторонниками максимального обогащения каждого человека как условия создания богатого общества. Третья группа - это молодые люди (их немного), которые хотя и критикуют ценности социалистического общества, но полностью их не отрицают. Такие молодые люди имеют отношение к рабочему и профсоюзному движению, пропагандируют идеи либерализма. В случае развития в обществе процессов рыночной экономики, молодежь этой группы, по мнению ученых, скорее пополнит первую группу. Четвертая группа - это молодые люди, для которых характерно не просто отрицание "старого мира", а нетерпимость к любым ценностям, кроме своих собственных. Такой тип молодые ученые определяют как квази революционной, потому, что они настолько радикальны, что не просто стремятся разорвать свои отношения со старым миром, но просто готовы разрушить их. Таким людям свойственна нетерпимость к накоплению. Учитывая большое разнообразие ценностных ориентаций молодежи, Ю. Волков разделил их на определенные категории. В частности: интеллектуально-образовательные ценности, культурные ценности, политические ценности. Кратко рассмотрим, какие именно преимущества предоставляют молодые люди в названных категориях. Интеллектуально-образовательные ценности. Их необходимо рассматривать в ракурсе умственного, творческого потенциала, к сожалению значительно снизился за последние годы. Этот феномен ученые связывают, прежде всего, с ухудшением физического и психического здоровья молодого поколения. Быстро увеличивается количество заболеваний, растет число людей с умственными недостатками, дефицитом веса, это является следствием многолетней алкоголизации населения а также неполноценного питания. Социологи утверждают, что свои интеллектуальные способности молодежь оценивает достаточно низко. 19% молодых считают свои способности в этой области высокими, 22% называют себя талантливыми. В глазах молодых продолжает падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студенты не придают большого внимания знаниям, не ценя их. Сегодня значительно выросло неравенство в области образования (появились элитарные учебные заведения); весомой угрозой для общества стала "утечка мозгов за границу"). социальный зрелость молодежь общество Культурные ценности современной молодежи. Общество, которое на первый план поставило материальное благополучие и обогащение, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодежи. Электронные СМИ заполняют значительную часть их свободного времени и выступают как важный инструмент формирования духовного мира, культурных ценностей и установок для современной молодежи. В частности, для 1 / 3 молодых людей просмотр телепередач - есть первоочередная занятия в свободное время. Например, универсальный характер, по наблюдениям ученых, имеет для многих молодых людей акт покупки хорошо разрекламированных товаров. Привлечение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом бытия. Культ моды вещами, потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценность и привлекательность. Сегодня наблюдается тенденция к дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей. Эта тенденция проявляется в приподнятом интересе молодежи к сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости в кинематографе, телевидении, театре, музыке, литературе, искусстве. В социокультурных ценностях преобладают потребительские ориентации. Только каждый: 6-й занимается спортом, 10-й в свободное время посещает студию, кружки, каждый 16-й занимается самообразованием, однако подавляющее большинство отдохнуть с друзьями или у телевизора. В результате такого подхода происходит тотальное искоренение из культурного оборота целого пласта культуры, искусства, науки. народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор) воспринимается большей частью молодых как анахронизм (ненужный пережиток).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|