Индивидуального маршрута обучения
Пояснительная записка Актуальность Основной целью модернизации всей системы образования является – повышение качества образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности младшего школьника - раскрытие его индивидуальных возможностей - развитие УУД
Мне всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. В классе, где я работаю, учатся ученики разного уровня учебной мотивации, с разными темпами развития. Проанализировав сведения родителей об уровне образования и местах работы, учитывая запросы современного общества, задав себе вопрос- как сделать, чтобы мои ученики были людьми думающими, развивали свой нравственный потенциал, могли осуществить обдуманный выбор дальнейшего жизненного пути, возникла реальная необходимость индивидуализировать обучение в моем классе для достижения качественного нового образовательного результата. Я пришла к выводу, что внедрение в мою практику технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно скажется на учебном процессе и развитии личности моих воспитанников.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.
Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями: 1. Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом — делением классов на профили. 2. Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др..
Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: - особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; - профессионализмом педагогического коллектива; - возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся; - возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).
2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).
3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).
4. Оформление маршрутного листа.
Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута: - осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения; - осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися; - активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута; - организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута. Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию: - предельно допустимые нормы учебной нагрузки; - учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут. Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
Алгоритм деятельности педагога:
1 этап: Диагностика (наблюдения, тесты, срезы…) Психолог совместно с учителем подбирает комплекс диагностических методик для обследования развития учащихся. Затем осуществляется диагностика каждого обучающегося и обработка результатов. Анализ полученных материалов позволяет дать психолого-педагогическую характеристику каждому ученику и определяет приоритеты и темпы его развития, уровни его возможностей и т. д. На данном этапе вырабатываются рекомендации для разработки индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
2 этап: Апробация выбранной модели индивидуализации образования. Определение зоны актуального и ближайшего развития, формирование «групп». В классе есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. В процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. В классе, где я работаю, можно выделить 3 вариативных образовательных маршрута. 1 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации. «Хочу быть успешным!»( Для таких учащихся я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через научно-исследовательскую и проектную деятельность. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребенка, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося. Так же организую работу по подготовке школьников к различным конкурсам, олимпиадам.) 2 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем. «По дороге здоровья». (Для учащихся с ослабленным здоровьем я предлагаю составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы. Главным здесь остается сохранение индивидуальных особенностей учеников, развитие их уникальности и неповторимости) 3 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. «По дороге к знаниям» (Для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, дифференцированные задания, организацию проектно-групповой деятельности. Это направление позволяет повысить уровень учебной мотивации, развить метапредметные УУД)
3 этап: Заключительно - обобщающий. Фиксации продвижения. Ведение портфолио. Мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется через различные способы контроля каждого учащегося на основе - разработанных оценочных карт и таблиц учителя; - самооценки; - взаимооценивания со стороны соучеников; - рейтинговой системы; - использование разнообразных оценочных шкал; -ведение портфолио. Технологию работы с портфолио можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения. Она дает учащемуся возможность работать в собственном темпе, развивать навыки рефлексивной деятельности, формировать умение учиться и организовывать собственную учебную деятельность. Я представляю вашему вниманию портфолио трех детей по каждому индивидуальному образовательному маршруту. Проектирование маршрутов требует от педагога больших усилий и времени: - Во-первых, диагностики, тестирование, анкетирование, опросы.... - Во-вторых, обработка и систематизация собранного материала. - В-третьих, проектирование индивидуального образовательного маршрута. - В-четвертых, работа педагога по спроектированному маршруту. -В-пятых, системный анализ для своевременного внесения коррективов в маршрут.
Для формирования мотивации учения младших школьников я использую различные формы работы:фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные. Подбираю методы и средства обучения, исходя из индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Ведущими методами становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия, проектирование. Я строю процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. Применяю наглядные и современные технические средства обучения, в том числе электронные ресурсы Провожу различные опыты и наблюдения при помощи цифрового микроскопа. Одним из эффективных средств повышения качества образования является дидактическая игра. Методы, формы и средства подбираю по вариативным образовательным маршрутам. Уроки проходят в форме соревнований, путешествий, экскурсий, деловых игр, бесед. Организую деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп,чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела. Я в разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты. Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности.
6.Выводы: Анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод об эффективности использования индивидуальных образовательных маршрутов. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников: • реализуется положительная динамика качества обучения в классе • повышается уровень предметных и метапредметных результатов • повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности • увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.
Я считаю, что обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования
Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение 1) В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем. Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.
На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ. (Приложение 2)
Приложение 1
Лист индивидуального маршрута обучения ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса Свирицкой СОШ
на _______/_______ учебный год
Кл. рук-ль ______________/___________ /
Ученик (ца) ________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|