Индивидуального маршрута обучения
Пояснительная записка Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки. Цель ИОМ: Индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями: 1. Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом — делением классов на профили. 2. Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др. 3. Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: - особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива; - возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся; - возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).
2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).
3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).
4. Оформление маршрутного листа.
Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута: - осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения; - осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися; - активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута; - организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута. Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию: - предельно допустимые нормы учебной нагрузки; - учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
- особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут. Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листаиндивидуального маршрута обучения (Приложение 1) В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем. Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.
На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ. (Приложение 2)
Приложение 1
Лист индивидуального маршрута обучения ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса Свирицкой СОШ
на _______/_______ учебный год
Кл. рук-ль ______________/___________ /
Ученик (ца) ________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|