Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N-200 чел.)





№ п\п Шкала Мужчина Женщина
X   X  
Цели Процесс Результат ЛК-«Я» ЛК-жизнь Общий показатель ОЖ 32,9 31,09 25,46 21,13 30,14 103,10 5,92 4,44 4,30 3,85 5,80 15,03 29,38 28,80 23,30 18,58 28,70 95,76 6,24 6,14 4,95 4,30 6,10 16,54

Обработка результатов. Ключ к опроснику

Для подсчета баллов следует перевести помеченные обсле­дуемым позиции на симметричной шкале (3 2 1 0 1 2 3) в оценке по восходящей (1 234567) или нисходящей (7 6 5 4 3 2 1) на асимметричной шкале.

Восходящую шкалу 1 234567 переводят следующие пункты 1,3,4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. Нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 - сле­дующие пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Ключ к тесту

Субшкала 1 (цели жизни) — 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (результат) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля -«Я») — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля -жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель осмысленности жизни — сумма по 20 пун­ктам.

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низ­кие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характе­ризовать не только целеустремленного человека, но и прожекте­ра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам про­цесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегод­няшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлет­воренности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.



3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по ос­тальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность про­житой частью жизни.

4. Локус контроля-«Я» («Я» — хозяин жизни).

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизни, или управляемость жизни.

При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано кон­тролировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Литература

1. Альманах психологических тестов. — М., 1996.

2. Ильин ЕЛ. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2001.

4. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной. — СПб.,

1998.

5.Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача. — М., 1998.

6. Раис Ф. Психология подросткового и юно­шеского возраста.— СПб., 2000.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. — М., 1995.

8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов. — М., 2000.

10. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому/ Под ред. И.В. Дуброви­ной. М., 1987.

11. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной.—М., 1989.

12. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.

 

 

Глава VIII

МОЛОДОСТЬ

Молодость охватывает период жизни от окончания юно­сти (20—23 до примерно 30 лет), когда человек «более - менее прочно утверждается во взрослой жизни».

Молодость - это прежде всего время создания семьи и ус­тройства семейной жизни, время выбранной профессии, оп­ределение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сто­рон социальной ситуации развития в молодости. В этот пе­риод подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособ­лен к рождению первого ребенка.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного раз­вития. От того, как складывается семейная жизнь, во мно­гом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д. Неудачные браки могут затор­мозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в даль­нейшем к представителям другого пола, на целостном отно­шении к миру. Как отмечает И.Ю. Кулагина, после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологичес­кие исследования показывают, люди не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, стано­вятся излишне требовательны к другому человеку, у них по­является ригидность привычек, часто делающих очень труд­ной совместную жизнь [8. С. 365].

Большое значение имеет рождение детей. Созданная се­мья приобретает новое качество. Меняется весь строй и ук­лад семейной жизни, у супругов появляются новые обязан­ности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь [8].

Таким образом, создание семьи — это социальная задача («задача развития») молодых; молодые годы сензитивны для поиска и нахождения спутника жизни.

Ведущая деятельность в период молодости — професси­ональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обре­тается чувство профессиональной компетентности, чрезвы­чайно важное для личностного развития в молодости, осо­бенно когда выбранная профессия соответствует призванию.

В молодости обнаруживается стремление к самовыраже­нию (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается ин­дивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных цен­ностей.

Центральные возрастные новообразования этого перио­да — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала.

В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые).

Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интел­лектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отли­чие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединя­ют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дру­жеские отношения складываются в совместной деятельнос­ти (в производственных коллективах). Встречаются дружес­кие отношения молодых людей с людьми старшего возрас­та. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности.

К тридцати годам человек находится на вершине раз­вития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятель­ности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

Молодой человек вступает в период кризиса молодости.

Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разруше­нии прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семей­ной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающи­ми людьми. При удачном выборе привязанность к опреде­ленной деятельности, определенному укладу жизни, ценно­стям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. «Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который за­дает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает воп­рос, требует ответа» (В. Франкл). Смысл — это то, что связы­вает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к моти­ву. В рамках теории психологических систем (ВЯ. Клочко, ОМ. Краснорядцева) смысл рассматривается как необходи­мое условие самоорганизации человека.

Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соот­ветствует мотиву, кода ее достижение не приводит к дос­тижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказывается общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел. «Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное» [12. С. 377].

Решение кризиса зависит от индивидуальных особенно­стей, от особенностей ситуации (предшествующей, настоя­щей).

Исследователи выделяют возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости:

1. Прекращение профессионального роста — стабилиза­ция на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятель­ности — выбор одного из наиболее успешных профессио­нальных направлений и повышение квалификации без вы­хода за его узкие границы.

3. Конструктивное решение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. (Г.С. Абрамова).

Таким образом, в молодости человек начинает утвер­ждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жиз­ни и создают семью, приобретается профессиональное ма­стерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессио­нальную компетентность, когда человек уясняет смысл сво­ей жизни, подводит ее первые итоги.

 

Вопросы для обсуждения

1. Молодость как социально-историческая категория.

2. Развитие личности в молодости.

3. Особенности самосознания в молодости.

4. Особенности семейных взаимоотношений.

5. Психологические особенности кризиса молодости.

Задания

1. Выявите особенности профессионального самоопределе­ния.

2. Кто в вашей жизни оказал решающее влияние на личност­ное и профессиональное самоопределение?

3. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности.

4. Изучите особенности развития личности в молодости, ис­пользуя предложенные диагностические методики.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.