Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика диагностики межличностных отношений





Т. Лири

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто вы­деляются два фактора: доминирование—подчинение и дружелю­бие—агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впе­чатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического диф­ференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследова­нии, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум перемен­ным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование—подчинение, друже­любие—агрессивность, эмоциональность—аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование—подчинение, дружелю­бие—агрессивность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь— соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще ис­пользуются октанты, определенным образом ориентированные от­носительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе ока­зываются результаты испытуемого к центру окружности, тем силь­нее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование—подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-агрессивность) оси. Расстояние полученных показателей от цен­тра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.



Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядо­ченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа от­ношений, расположены не подряд, а особым образом: они груп­пируются по 4 и повторяются через равное количество определе­ний. При обработке подсчитывается количество отношений каж­дого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

 

0-4 балла — низкая 5-8 баллов — умеренная адаптивное поведение
9-12 баллов — высокая 13-16 баллов — экстремальная экстремальное до патологии поведение

 

В результате производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от О до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI).

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между пред­ставлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы

точности рефлексии, дифференцированности восприятия, сте­пени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для лич­ности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологи­ческой совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологи­ческого тренинга.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.