Выбор и утверждение темы курсовой работы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
В учебном процессе высшей школы курсовая работа занимает важное место. Подготовка ее является завершающим этапом изучения общепрофессиональных или специальных дисциплин. Курсовая работа по дисциплине представляет собой самостоятельную творческую работу студента. Основной ее целью является систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических навыков, необходимых в области будущей профессиональной деятельности, а также подготовка студентов к написанию дипломной работы. В этой связи основными задачами курсовой работы являются: 1) овладение начальными навыками ведения исследовательской работы (подбор, анализ, обобщение материала, его системное изложение с использованием научного стиля, методологии исследования, обоснование собственной точки зрения на проблему, оформление работы в соответствии с установленными требованиями); 2) закрепление знаний по изучаемой дисциплине и выработка умения применять их в решении конкретных практических задач; 3) выработка конкретных практических рекомендаций по рассматриваемым проблемам; 4) развитие индивидуальных творческих способностей каждого студента. Выполнение курсовой работы обязательно для каждого студента. Настоящие рекомендации подготовлены в соответствии с типовыми требованиями, предъявляемыми к выполнению курсовых работ, и предназначены как для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», так и для преподавателей кафедры, выступающих в качестве руководителей курсовых работ.
Выбор и утверждение темы курсовой работы
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя кафедры. Перечень примерных тем курсовых работ разрабатывается и утверждается на заседании кафедры «Документоведения и документационного обеспечения управления», после чего доводится до сведения студентов. Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы. Совпадение тем курсовых работ у студентов одной учебной группы нежелательно, кроме случаев, когда объект исследования разный. Студент может выполнить курсовую работу на тему, не предусмотренную примерной тематикой, а предложить тему с учетом своих научных интересов, специфики деятельности конкретной организации и т.д. В этом случае необходимо обязательное соответствие темы программе изучаемой дисциплины и согласование ее с научным руководителем. По истечении установленного срока старосты академических групп представляют на кафедру списки студентов с указанием выбранных ими тем. Окончательная формулировка темы должна быть достаточно краткой и четкой. Название работы должно ясно отражать суть рассматриваемой проблемы. Кроме того, тематика курсовых работ должна находиться в тесной взаимосвязи с программой курса изучаемой дисциплины, быть актуальной, а также учитывать направления и проблематику современных научных исследований, научные интересы студента, уровень его подготовки, опыт практической деятельности, накопленный во время прохождения практики. До сведения студентов необходимо довести, что успешное выполнение курсовой работы является одной из форм допуска к экзамену по курсу дисциплины.
2. Структура и содержание курсовой работы
Результат курсовой работы во многом зависит от четкого соблюдения и последовательного выполнения отдельных этапов работы. Важнейшим этапом в ходе подготовки курсовой работы является составление ее плана, который должен не только отражать основную идею работы, но и определять ее направленность, соответствие специфике предмета, её исследовательский характер. Проект плана разрабатывается студентами самостоятельно, как правило, после рассмотрения источников и литературы. Формулировки пунктов плана определяются целевой направленностью работы, исходят из её задач.
План курсовой работы должен состоять из трех логически взаимосвязанных структурных частей: введения, основной части и заключения, а также списка использованных источников и приложения (если оно необходимо). При составлении плана необходимо обратить внимание на соблюдение логической последовательности изложения, краткости и точности формулировок, исключающих их неоднозначное толкование, отсутствие повторов, стройное композиционное построение излагаемого материала. Окончательный вариант плана в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем. Хотя курсовая работа по дисциплине является самостоятельной творческой работой студента, независимо от избранной темы следует придерживаться ее типовой структуры. Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложение (при необходимости). Титульный лист содержит сведения о теме курсовой работы, авторе и научном руководителе. Оглавление включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников, приложение (если таковое имеется) с указанием номеров страниц, на которых располагается начало материала. Содержание дает наглядное представление о структуре и основных проблемах, освещаемых в работе, позволяет ориентироваться в ней. Введение является вступительной частью курсовой работы. В нем обосновывается актуальность исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, формулируются цель и задачи, определяются предмет и объект исследования, рассматриваются методология исследования и источниковая база, которые будут использованы процессе изучения вопросов курсовой работы. Актуальность исследования - это обоснование проблемы исследования с точки зрения её социальной и научной значимости в настоящее время. Актуальность исследования включает в себя описание проблемной ситуации.
При анализе степени научной разработанности проблемы рассматриваются работы отечественных и зарубежных исследователей по выбранной теме, даётся их характеристика и обозначаются пробелы (лакуны), что и дает студенту основание для разработки заявленной темы. Обзор использованных источников должен быть сделан по тематическому или предметному принципу, содержать оценку (возможно критическую) автора, его мнение по поводу изученной литературы. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к определению цели предпринимаемого исследования. Ключевыми словами в формулировке цели курсовой работы являются: изучить, рассмотреть, разработать, создать и т.п. В соответствии с поставленной целью указываются конкретные задачи курсовой работы, которые предстоит решить. Задачи следует рассматривать как своеобразный алгоритм достижения цели. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Следует избегать слишком большого числа задач. Достаточно определить 2--3 задачи, которые будут отражать ход процесса теоретического осмысления и практической разработки, на основе которых будут сделаны выводы и выработаны рекомендации. Важным элементом введения является определение объекта и предмета исследования. Под объектом подразумевается процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предметом является то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Не менее важным в тексте введения курсовой работы является также указание на методы исследования, которые, являясь необходимым условием достижения поставленной цели, послужили инструментом в процессе получения фактического материала. Представляется целесообразным кратко напомнить, что понятие «метод» (греч. methodos) в самом широком смысле слова означает «путь к чему-либо». Для студентов, обучающихся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» при написании курсовой работы наибольшую значимость могут иметь следующие научные методы. Среди методов научного познания одним из основных и наиболее древних является диалектический метод. К числу его важнейших принципов относятся: 1) принцип объективности. Основан на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах; 2) принцип всесторонности. Выражает всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования: а) вычленение предмета исследования и проведение его границ; б) его целостное "многоаспектное" рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; д) вычленение сущности, главной стороны предмета; 3) принцип конкретности. Выражает вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей; 4) принцип историзма. Данный принцип включает в себя следующие основные требования: а) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; б) реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета; Широкое развитие и применение в современной науке получила и система общенаучных методов. Здесь можно выделить методы эмпирического исследования и общелогические методы. Среди методов эмпирического исследования можно отметить метод сравнения (выявляет сходство или различие объектов, является основой такого логического приема, как аналогия). Среди общелогических методов - анализ (реальное или мысленное разделение объекта на составные части) и синтез (объединение этих частей в единое целое); обобщение (процесс установления общих свойств и признаков предмета); аналогия (установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между объектами), системный подход (рассмотрение объектов как систем, ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта), структурный метод (выделение в целостных системах их структуры).
В системе методов научного познания существуют также и специфические средства, обусловленные особенностями конкретной дисциплины. В контексте специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» уместно выделить среди них метод анализа документов (контент-анализ). Источниковая база исследования включает в себя перечисление и краткое описание источников, которые были использованы в процессе написания курсовой работы. В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов. Объем введения должен составлять 5-10% от общего объема курсовой работы. Основная часть работы включает, как правило, 2-3 главы, которые, в свою очередь, могут быть разделены на параграфы. Количество последних строго не регламентируется и зависит как от исследуемой проблемы, так и от круга рассматриваемых вопросов. Рассмотрение темы должно отвечать требованиям научности, логической последовательности, конкретности и доказательности. Текст каждой главы и параграфов должен начинаться с заголовка, соответствующего плану. Первая глава должна носить теоретический характер. Здесь рассматриваются теоретические и методические основы исследуемой проблемы. Объем ее должен составлять 15-25% от общего объема курсовой работы. Вторая глава курсовой работы должна иметь аналитическую направленность. В ней дается оценка фактического состояния изучаемой проблемы. Задачами такого анализа являются критическое осмысление происходящих процессов, выявление закономерностей и тенденций развития объекта исследования. Для успешного решения этих задач студент должен оперировать необходимой информацией. Объем второй главы должен составлять 25-35% от общего объема курсовой работы. В третьей главе отражаются рекомендации и мероприятия по решению изучаемой проблемы. Опираясь на выводы, сделанные в предыдущих главах, необходимо обосновать предлагаемые рекомендации и мероприятия, наметить пути устранения недостатков и перспективы развития. Объем третьей главы должен составлять до 25-35% от общего объема курсовой работы. Каждая глава курсовой работы обязательно должна завершаться обобщающим выводом. Заключение представляет собой итог курсовой работы. Заключение не должно содержать никакой новой информации. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму последовательного, логически стройного изложения полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. В заключении кратко обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы, отражающие сущность проделанной работы. Также оно может содержать выработанные рекомендации и предложения, указание их практической значимости и возможности внедрения, характеристику перспектив дальнейшего изучения рассматриваемой проблематики. Объем заключения должен составлять 3-5% от общего объема работы. В список использованных источников включаются все материалы, на которые есть ссылки в тексте работы, а также изученные в процессе выполнения курсовой работы, содержание которых повлияло на структуру работы и ее основные положения. Количество использованных источников в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 15-20. Курсовая работа завершается приложением, в котором приводятся вспомогательные материалы к основному содержанию работы. Необходимо отметить, что наличие приложения не является обязательным. Приложение имеет смысл только в том случае, если оно дополняет содержание курсовой работы, помогает раскрытию основных вопросов темы. В приложение обычно выносятся таблицы, графики, схемы, образцы документов и другие материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. При этом необходимо указать, на основании какого источника приложение составлено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|