Характеристики исследования
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Курс лекций По дисциплине "Исследование систем управления " Сыктывкар 2003 Содержание и вопросы к зачету 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования. 3 2. Объект и предмет исследования. 6 3. Менеджер исследовательского типа. 7 5. Роль методологии в исследовании систем управления. 8 7. Разработка гипотезы и концепции исследования. 12 8. Диалектический подход в исследовании систем управления. Его практическая формула. 14 9. Общенаучные методы в исследовании систем управления: эмпирические и мыслительно-логические. 17 10. Методы классификации, обобщения и типологии. 18 11. Методы морфологического анализа. 21 12. Методы доказательства. 23 13. Методы моделирования в исследовании систем управления. 25 14. Полемика как метод исследования систем управления. 25 15. Метод экспериментирования. 27 17. Системный подход в ИСУ: понятие, системный анализ Содержание понятия "система" 27 18. Системный подход в ИСУ: принципы систем подхода. 29 20. Специфические методы ИСУ. 33 21. Специфические методы изучения документов. 33 22. Специфические методы социологических исследований управления. 33 23. Специфические методы экспериментирования и деловая игра. 34 24. Специфические методы тестирования. 35 25. Специфические методы экспертных оценок и SWOT-анализа. 36 26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов. 38 27. Диверсификация исследования. 39 28. Метод интуитивного поиска в ИСУ. 40 29. Метод "мозгового штурма". 42 30. Метод синетики в ИСУ. 42 31. Метод проектирования концепций. 44 32. Метод Метчета в ИСУ. 45 33. Планирование процесса ИСУ. 46 34. Организация процесса ИСУ. 47 35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. 48
36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления. 50 37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология. 52 38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. 54 39. Креативное образование современного менеджера. 56
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества". В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности". Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику. Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления. Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности. Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека. Типология исследования Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности. По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат. Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные. Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации. Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными. По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные). В практике управления встречаются все эти типы исследований. Характеристики исследования Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие: · Методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. · Организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. · Ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (па-пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
· Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. · Тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. · Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. · Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. · Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов па проведение исследования и результатов, полученных от него. Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|