Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сельскохозяйственное производство

МОУ сош р.п.Пинеровка

 

Из истории развития

Села Подгорное в XIX

Начале XX века.

Г.

· План:

· Состав команды

· Карта

· Цель и задачи похода

· Краеведение

1) История села

ü Динамика роста населения

ü Сельскохозяйственное производство

ü Строительство

2) Общественная жизнь

3) Старинные названия улиц

4) Храм

5) Родник и гора

6) Музей

7) Истории и легенды

8) Обычаи и традиции

9) Находки

10) Фотоальбом

Состав команды

1. Обидина Валентина

2. Жданова Екатерина

3. Димитренко Светлана

4. Гриднева Полина

5. Вячина Алёна

6. Киселёв Андрей

7. Фандин Александр

8. Спирин Вадим

9. Рычагов Владислав

10. Кабанов Георгий

 

Руководитель: Жданов Евгений Викторович


Карта маршрута

Цель и задачи похода

Ознакомление с историей села Подгорное.

Совершенствование туристических навыков.
Вступление

 

В статье «Об образование села и прихода», помеченной 1878годом священник отец Сергий Чумаевский пишет: «Первыми обитателями помянутой местности были выходцы из Тамбовской, Орловской губерний – люди искавшие простора и жизненных продовольствий».

Первоначально люди поселялись в долине, где сейчас находится районный центр Романовка. Здесь их постигла неудача – место заливалось вешними водами. Наконец в первой половине XVIII века они обосновались вблизи двух озер, расположенных по обеим берегам р.Карая». Село Подгорное Романовского района Саратовской области до 1963 года называлось Дурникино «Село Дурникино получило название от озеро «Дурное». Это озеро находится в Юго-западной стороне от церкви, в саженях триста от нея.. Село Дурникино еще называют Кислое, тоже от озера «Кислое». Кислое озеро находится за рекою Караем, которою село разделяется на две половины, против так называемой Комаревской улицы. В этом озере прежде была топь непроходимая». До 1773 года в Дурникино не было церкви. Предание говорит, что на Пасху дурникинские жители ездили верхами в Мордовский Карай, а Кислянские в Большой Карай для освящения там пасхи и куличей. Лишь в1773 году в Дурникино была освещена первая церковь – деревня стала селом. Фамилии первых поселенцев и сейчас встречаются в селе – это Фурсовы, Ильины, Фетисовы, Кусовы, Суслины. Осталось неизвестным, к какому селу принадлежали первые поселенцы Дурникина и Кислянки до сооружения собственного храма. Часть жителей вскоре отделилась и основала поблизости село Инясево.


История села

 

Динамика роста населения

Жители села Дурникино принадлежали к числу государственных крестьян. Первые данные о численности населения относится к 1866 году. В церковной летописи составленной священником Михайло-Архангельской церкви отцом Сергием Чумаевским сказано, что в этом году: «Всего в приходе села Дурникина состаяло мужчин 2556, женщин 2604, обоего пола 5160». Далее приводятся данные о количестве умерших, новорожденных, небывших у исповеди, о молоканах. Подобные сведения в летописи имеются за каждый год, это дает основание проследить изменения в составе населения почти за 20 лет – с 1866 по 1883г. Примечательно, что в летописи нет данных о миграции населения. Но их можно получить, если составить сравнительную таблицу, используя при этом данные об общей численности населения, количестве рожденных и умерших. Получится, что ежегодно в село прибывало от 5 до 252 человек.

Если проанализировать половозрастной состав населения, то можно увидеть, что количество женщин не значительно преобладало над количеством мужчин. Так в 1868 году было мужчин 2687, женщин 2766; в 1881 году мужчин 3127, женщин 3162. В разные годы количество новорожденных мальчиков и девочек имело разное соотношение, но в целом мальчиков рождалось больше, чем девочек. Однако смертность среди мужчин была выше, чем среди женщин. Лишь в 1880 и 1883 годах количество умерших преобладало над количеством родившихся, но даже в 1883 году общая численность населения возросла можно предположить в результате миграции.

Быстрый рост населения приводил к уменьшению душевого надела, который постепенно снизился с 5 до 3 десятин.

Часть дурникинских жителей вынуждена была уходить из села, образуя выселки Данилкин хутор, Андреевка, Татановские хутора, Баклушинские выселки.

Сельскохозяйственное производство

В результате завершения колонизации Саратовская губерния окончательно приобрела черты аграрного края с преобладанием земледельческого населения. Одной из наиболее быстро развивающихся отраслей сельского хозяйства было хлебопашество: этому способствовали значительные массивы плодородных земель.

В агротехнике и агрокультуре саратовской деревни не произошло радикальных сдвигов. Русская соха, деревянная борона, коса, грабли, вилы, серпы применялись как в крестьянском, так и в помещичьем хозяйствах. Господствующий системой севооборота являлось трехполье, принесенное сюда крестьянами из центральной России. Сеяли главным образом рожь и овес. Рост спроса на хлеб на всероссийском рынке и внутри губернии способствовал увеличению посевов хлебов. Земледелие начинает приобретать товарный характер. Втягивание в торговлю крестьянских хозяйств приводило к их расслоению. Зажиточные крестьяне сосредотачивали в своих руках землю скупая и арендуя ее в т.ч. и у своих односельчан. Зажиточные семейства, используя наемную силу, зассевали от 30 до 500 десятин.

Об общественном хозяйстве села Дурникино летописец свидетельствует в 1879 году так: «Хозяйство находится в неприглядном виде и полном запущении. В полях не видно разумного и правильного хозяйственного управления. Исапская земля - одна из лучших в дурникинских полях, но урожайность этого участка мала от неразумного возделывания почв и осеменения. Без всякой плодопеременной системы на этой земле сеяли, кто что желал, и тем самым истощали естественное богатство плодородности этого участка. Колодцев и прудов в степях очень мало и держат их небрежно и дурно. Зеленые пастбища, находящиеся в полях и лугах, потребляют скотом без всякого распределения и хозяйственного расчета. На дороги, которые ведут в поля через лощины, рытвины и овраги, общество не обращает никакого внимания. Овраги, размываемые талой водой, растут, уменьшая собою площадь посевов.»

Землю для посевов общественной ржи крестьяне села тогда под пар не поохали, а сеяли рожь прямо на жнивье.

Созревший хлеб убирали, косили, возили и молотили целым селом, разделяя между собой работы по сотням, которых в Дурникино было в 1879 году 11 и в каждой сотне рабочих рук было по 140 душ, считая женщин. Сеяли в волости в основном рожь, затем овес, пшеницу, просо, гречиху, подсолнечник и картофель. В огородах много росло конопли, из которой ткали рубахи и юбки, нижние платья. Садов в селе было мало.

К этому времени дурникинская земля была сильно истощена, и ее нужно было удобрять. Сосед по земледелию князь Волконский давно уже ежегодно удобрял свою землю навозом, мужики же смотрели на это дело как на забаву богатого барина и своей земли не удобряли. В поместье князя Волконского всегда был высокий урожай по сравнению с урожаем дурникинских крестьян.

В домашнем хозяйстве дурникинских крестьян в изобилии имелись домашние животные и птица. Из летописи следует, что держали большое количество рабочих лошадей, крупного рогатого скота, в том числе и для продажи гуртовщикам, овец. В двух статьях «О падеже рогатого скота, овец и птицы» перечисляются коровы, подтелки, бычки, телушки, овцы, куры, курышки (индюки), гуси.

 

Строительство

Во второй половине XIX века обстановка в селе несколько изменилась, у жителей появились новые занятия, источники доходов, экономическая жизнь оживилась. Причин тому несколько. Одной из главных причин нужно считать реформы 60-х годов в области управления. Благодаря появившемуся земству в селе (и других селах округа) начинается строительство школ, плотин, мостов, борьба с передвижными песками. Кроме того, в 90-х годах прошлого века велось строительство железной дороги (открыта в 1894году), станцией Таволжанка и Романовка. Хоть дурникинские крестьяне и не позволили строителям проложить дорогу по своим землям (как это первоначально предполагалось) все же страдавшие от малоземелья получили возможность подработать на этих стройках. Примерно в то же время на территории села начинается разработка строительного камня, который не только использовался для собственных нужд, но и вывозился на продажу в г.Балашов.

Об этом камне стоит сказать отдельно. Пласты его залегали в толще Осиновской горы – так называется часть огромного холма, у подножия которого протекает р.Карай и расположилось наше село. Этот холм образован мягкими осадочными породами, надвинутыми ледником, а сам камень принесен ледником с далекого севера. В конце прошлого века – этот камень добывался на склонах Осиновской горы. Из него были построены две плотины на оврагах Гороженый и Баклушинский. Первая полуразрушена, вторая держит воду Баклушинского пруда и сейчас. Этот камень пошел на сооружение 4-х быков для моста, связывающего две части села – Дурникино и Кислянку. Сооруженный около 1894 года мост простоял недолго. Покосился и ушел под воду бык с правой стороны реки. В 1920 года мост перестал действовать. Второй бык «утонул» в конце 60-х годах, а береговые продолжают стоять и сейчас. Основания для церковных оград, некогда сооружавшиеся из камня впоследствии разобрали и растащили по дворам. В настоящее время выходящие на поверхность пласты камня можно лишь только в районе Каменного Брода (лес Шеманиха). Предание сохранило имя камнетеса вдовца Арефия-первого добыдчика камня, работавшего с двумя сыновьями. Арефий погиб при обвале выработки.

Возможность дополнительных заработков для малоземельных крестьян появилась и тогда, когда по инициативе Балашовского земства началась в округе борьба с передвижными песками. «Они простирались от селе Репного, захватывая на своем пути Лопатино, Пинеровку, Алмазов Яр, Никольское, Инясево, Дурникино, Большой Карай и Рассказань. Общая их площадь в уезде составляла 2208 десятин». Работы возглавил ученый – лесовод В.Ф.Крайзер. На песках сажали овес, затем разновидности ивы – шелюгу и по ней сосну. К 1904 году в Дурникино была высажена шелюга и сосна на 26 десятинах. Издержки, связанные с посадкой одного десятка саженцев составляли в 1904 году 3руб. 27коп. Земские средства передавались сельским обществам, а те расходовали их на выдачу заработка наемным рабочим. В последующие годы посадки продолжались.

В условиях общего экономического подъема часть дурникинских жителей богатела. Многие стали заниматься оптовой торговлей: лесом, зерном, мясом, рыбой. Развивались в селе и торговля мануфактурным товаром, продуктами. Появилось множество лавок, пекарни. В селе было построено полтора десятка ветряных мельниц, на некоторых так же были приспособления для обработки конопли – толкачи.

Светлой стороной общественной жизни села Дурникино является развитие народного образования. До 1861 года в Дурникино школы не было. Дело распространения в народе грамотности принадлежало пономарям, черничкам и отставным солдатам. Честь открытия первой в селе школы принадлежит духовенству. Эта школа была открыта в 1861году, через год начала действовать вторая – женская школа, впрочем, вскоре она была закрыта и возобновила свою работу только в 1885году. На третий год своего открытия первая дурникинская школа перешла в ведение палаты государственных имуществ, а с открытием земских учреждений перешла в земство.

Все это время она размещалась в сторожке Михайло-Архангельской церкви. В 1885году, Дурникинское общество по настоянию инспектора А.С Фохта, выстроило на свои средства большое, светлое здание для училища. На это общество истратило 3000рублей «здание имело две комнаты: одна из них насчитывала 960 кубических аршин и вмещала в себя 120 учеников, а другая на 840 кубических аршин (1аршин – 71,12см) и вмещала в две смены до 145 учеников». В старой школе училось всего 70 детей. В постройке школы принимало участие все сельское общество, что свидетельствует о народившемся в народном сознании понятии пользы грамотности.

Потребность в школах увеличивалась, и в 1890году инспектор А.С.Фохт открыл вторую земскую школу, в которой обучалось 70 мальчиков и девочек. Первоначально она тоже помещалась в церковной сторожке, а в 1897 для этой школы было выстроено новое здание, которое обошлось Дурникинскому обществу в 2000рублей. Теперь школы были на обеих сторонах р.Карай. В двух земских школах обучалось 400 учащихся, в зданиях находились комнаты для учителей. При первой земской школе, по инициативе учителя Мясоедова разводили плодовый сад и опытный огород для практических занятий учеников.

Кроме этих школ в Дурникино 12 лет существовали две школы грамоты. Они никем не обе6спечивались и периодически закрывались, потом возобновляли работу.И так, сто лет назад в Дурникино было 570 учеников.

В 1898г. в селе открылась при волостном правлении библиотека – читальня. Для нее было построено двухэтажное здание Народного дома (1 этаж кирпичный, 2- деревянный). Фонд библиотеки насчитывал около 2000 томов. В первом этаже Народного дома собиралась молодежь и под руководством учителей (все были членами партии эсеров) ставились спектакли.

 

Общественная жизнь

I Церковная летопись сохранила сведения о явлениях общественной жизни села. В ней описываются борьба различных группировок за власть, общественные смуты, попытки наведения порядка и просто интересные случаи, происходившие с некоторыми людьми.

В 1873г. в селе развернулась компания по борьбе с воровством. «В 1873году воровство в селе Дурникино достигло крайних размеров. Не проходило ночи, в которую не случалось бы какого – ни будь воровства, или пропадали лошади, или обкрадывали амбар или клеть со дворов. Во время весны сего года в селе Дурникино пропало 70 лошадей. Все село взволновалось при виде разорение крестьян от ежедневных краж, воры ходили, не скрывая своего ремесла по селу у каждого проходящего и хозяина дома, в который заходили, получали себе на водку и давали обещание: ничего не трогать».

Поводом к восстанию жителей против воров послужило следующее обстоятельство крестьянин Ефим Яковлев Самородов обнаружил пропажу 4х лошадей и с тремя работниками явился к подозреваемым в воровстве. Требуя возвращения лошадей, Самородов избил воров. Утром следующего дня лошади появились в тех же лугах, с которых были уведены. Следуя примеру Самородова, крестьянин Максим Горсков подобрал ватагу молодцев и устроил засаду во дворе Евстропия Коптева, названного в летописи «оторвяжным вором».

Здесь удалось схватить сразу двоих Е.Коптева и Василия Галактионова, в момент, когда они сговаривались пойти на ночной промысел. Воров поместили в мирскую сборную (где их мог избить любой желающий). Толпа бросилась разыскивать остальных, причастных к воровству. Воров ловили и избивали. Их коноводы Ананий Гладков и Василий Гуськов, боясь расправы, сами сдались частному приставу. В дело вмешался исправник, но взбудораженные крестьяне уже никому не подчинялись. Беспорядки продолжалось все лето.

В начале сентября в село приезжает губернатор Галкин-Врамский. «Общество, не выдавших тех лиц, которые били воров, подали ему приговор об удалении из общества 25 семейств». 15 человек были отправлены в тюрьму города Балашова. В июне следующего года 15 семейств, главы которых содержались в тюрьме, были высланы в г.Балашов, а оттуда в Сибирь(бывших в тюрьме отправили под конвоем). «Отправка их на новое место стоит селу Дурникино более 1.800рублей. Вследствие таких крутых мер, принятых против похитителей, воровство в селе прекратилось, не стало и слуха, чтобы у кого и что-нибудь было похищено».

Таким образом, была решена проблема, носившая правовой, экономический, отчасти социальный и нравственный характер. Методы, которыми пользовались крестьяне при ее решении нельзя считать вполне приемлемыми – было много ненужной жестокости и суеты, но результат получился замечательный.

Так же единодушно выступали жители села и в случаи беды. В 1875-1876г.г. в селе произошло три больших пожара. Во время первого сгорели 18 дворов на улице Новики, погибли трое детей. Пожар в апреле 1876 был настоящим стихийным бедствием …«объятые огненными струями на обеих сторонах реки Карая улицы села представляли едва обозримое для глаз пылающее пространство. Версты на три все горело». Пламя уничтожило 300 домов. Через месяц пожар повторился и сгорело еще 7 домов, погибла старушка Варвара Карпова Ильина, пытавшая спасти из клети припрятанные 15 рублей.

Жители села, не пострадавшие от пожара проявили милосердие к погорельцами помогли им, чем было возможно. Так в летописи сказано: «избегшие напасти Дурникинские жители снабдили бедняков общественным лесом и щедро наградили при сборе урожая».

 

Старинное название улиц

Село Дурникино привольно раскинулось по обе стороны р. Карая, улицы его протянулись, извиваясь в разных направлениях. Старые названия дурникинских улиц сохранились, по сей день, и бытуют наряду с официальными названиями, данными в советское время. Улицу Ленина жители по-прежнему именуют Польшей, Садовую делят на Осиновку и Зимеевку, а Советскую и вовсе на три отрезка- Мертвый плант, Комаревку и Песчановку. Никто не пользуется названием переулок Садовый, но все говорят - Суслевка. В советское время одна лишь улица Новики не изменила своего названия, наверное, оно казалось представителям новой власти более благородным, чем Толкачевка и Обедяевка. Между тем старые названия улиц весьма интересны. В них отразились особенности местности и особенности здешнего мягкого южнорусского произношения.

В самом центре Дурникина уголок со странным названием Обедяевка - здесь дворы, в которых жили родственники, образовали замкнутое пространство, объединялись. Объединяевка - Обедяевка-так выговорить, конечно же, проще. Нынешняя улица Степная называлась Толкачевка – на ней жили толкачи, люди, работающие на ближних мельницах, где были приспособления для обработки конопли, их тоже называли толкачами. Улица Средний плант (ныне имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина) пролегла посередине между Польшей и Толкачевкой. Улица Польша перекликается с выражением «польская сторона», т.е. та сторона, где поле. Она, действительно, уходит своим концом не в сторону леса, как большинство улиц села, а в сторону поля. Новики – быть может самая молодая улица села (если не считать недолго существовавшие Новые Новики). Но в летописи сказано: «Самый богатый конец села Новики». Может быть дело в том, что на улице много добротных новых домов и выглядела она по сравнению с другими – нарядно, как новая?

В Кислянке еще интереснее. Одна из самых старых улиц (ныне не существует, на ее месте МТФ-1) – Фонов плант. Она получила свое название от фамилии старожила. Конец улицы Мертвый плант тянулся до самых кладбищ, по этой улице до сих пор и сейчас проходят похоронные процессии, хотя рядом по Набережной до самого кладбища тянется асфальтное шоссе. Улица Комаревка с севера – восточной стороны огибает озеро Кислое, и действительно летом здесь нет отбоя от комаров (произносится мягко - кома рь). Заливаемая вешними водами конец этой улицы был заселен по специальному решению сельского схода – в центре Кислянки на перекрестке улиц Осиновка и Комаревка готовили место для постройки церкви. 10 семей были выселены на неудобное место у самой реки, Песчаный брод и дал название этому концу улицы. До сих пор вешняя вода заливает два крайних дома на этой улице.

В Суслевке и сейчас половина жителей Суслины. Осиновка у подножия Осиновской горы, на месте вырубленного Осинового куста (рощи). Дальний конец Осиновки огибает, как змейка гору, да и змей здесь можно встретить не редко, а улица – Зимеевка (произносится мягко – зимея) 17 гора или Горовая улица возникла в Кислянке позже других – некуда было отселять молодые семьи, земли не хватало, вот и поставили над Осиновкой на полугоре 17 домов. Улица Набережная называлась прежде просто Берег, а ее конец, примыкающий к мосту – Забегаловка.

Храм

Первая дурникинская церковь строилась во второй половине восемнадцатого столетия. Освещена в 1773 г каким-то иереем Симеоном, о чем свидетельствовала надпись на деревянном кресте.

Разрабатывал проект для строительства церкви архитектор Ив. Ив. Готгардт. По предварительному договору строительство должно было обойтись Дурникинскому обществу не дороже 30 тыс. серебром. Однако проект оказался в 2 раза дороже из – за чего у общества были разногласия с Готгардтом. Общество отказало Готгардту в дальнейшем присмотре за постройкой церкви, проект был несколько изменен.

Очень скоро дела с постройкой церкви замедлились. Жители села были взбудоражены началом строительства. Очевидно, что кислянские открыто, выражали недовольство тем, что церковь заложили на левом берегу реки, где уже стояла первая сельская церковь, освященная в 1773 году. Летописец отмечает: «Заречные жители села Дурникина все еще не успокоились, не принимают в постройке никакого участия». Не удивительно, что церковь строилась 26 лет.

Средства для постройки церкви изыскал церковный староста и попечитель крестьянин И.А.Невзоров. По его настоянию земля в количестве 1500 десятин была вырезана из владений жителей села Данилкин хутор и сдавалась в аренду. В тех случаях, когда денег не хватало, Невзоров неоднократно вкладывал собственные средства, «раза три издерживал на постройку церкви от 1500 до 3000 рублей собственных денег, …. соглашался наперед уплатить за аренду деньги в количестве 14 102рублей». Постройка церкви была завершена только в 1898г., она была освещена как двухпрестольная во имя Архангела Михаила и Александра Невского. Михайлоархангельская каменная церковь стоит и сейчас, отреставрирована и действует.

Старая же, простоявшая 125 лет дубовая церковь была перенесена на правый берег р.Карай в Кислянку, здесь стояла до 20-х годов XX века, там ее освятили во имя Казанской Божьей Матери. Затем церковь была переоборудована в клуб, лишилась куполов и колокольни. Позже разобрана и из ее бревен (прослуживших уже более 150 лет!) был сложен колхозный амбар.

 

 

Родник и гора

В самом начале XIX века в селе произошло событие, надолго смутившее души односельчан. Весною 1806 или 1807 года, в глухую полночь жителей разбудил «страшный с треском удар». «Грохот этот произошел в лесу на горе». «Бывшие в эту ночь в дороге видели, что на это место спустилось с неба, яркое пламя»

Утром люди увидели, что часть горы оборвалась и сползла вниз, причем огромный дуб, росший на горе, оказался посередине реки, где и рос еще лет 15. На месте, где прежде стоял дуб бил фонтан воды саженей в 5 вершину, а позже в рост человека, (событие было расценено как чудо, явление Св. Провидения в доказательство силы православной церкви.

Слух, о роднике вскоре разнеся по окрестностям. К роднику потянулись богомольцы. Приезжали так же помещики и купцы. Однако вскоре родник стал причиной смуты. Так открылся новый богатый источник доходов церкви и духовенству. Доход этот шел на часть священника Семена Степанова, по причине нахождения родника в его приходе, то будто священник Савва Иванов, тайно державшийся в молоканской секты, из зависти к своему товарищу «донес как о суеверном почитании родника». И с этого момента в селе разыгралась настоящая драма. Приехавший в село земской исправник в самой грубой форме (бранился и дрался), потребовал прекратить сборища богомольцев у родника. Крестьянина Рязанова, срубившего на роднике часовенку, били розгами. Родник было приказано завалить. Но после отъезда начальства посещение родника богомольцами возобновлялись. Тогда о. Савва пригрозил, что здесь «построят монастырь и отобьют под него все владения – лес, землю, реку верст на пять до самой Романовской межи»

Это внушение подействовало. Нашлись и охотники завалить родник по-настоящему. За это взялись сотник Антон Дехтярев с сыном. Трещину в земле заваливали огромными камнями, завернутыми в полости (овчины), засыпали землей. «Сотник Антон Дехтярев, который больше всех хлопотал о пресечении ручья и сам лично с сыном затаптывал ногами наваленные на родник каменья и землю, за свою безрассудную ревность потерпел наказание Божие, вскоре после этого «он лишился владения ноги и всю жизнь свою ходил на деревяшке. А после смерти Антона Дехтярева у сына его…отнялись так же нога, и последний на деревянной ноге своего отца ходил тоже до гроба».

Посещение родника богомольцам продолжалось и даже увеличилось после описанных событий. И о. Савва решился на крайнюю меру – наложил на родник проклятие и «для возбуждения в народе отвращения к роднику, при некоторых лицах, сделал на роднике то, о чем немы глаголами». К роднику были приставлены постоянные караульщики с палками и жители села наконец–то потеряли интерес к этому оскверненному месту.

Правда, в 1847 году о роднике вспомнили вновь. В этом году в селе Дурникино открылась холера. Чистая родниковая вода, которую брали для питья, и других надобностей, спасла многих.

Сегодня на Родник приходят дети да редкие набожные старушки. В овраге на склоне горы лишь тонкая струйка воды, сочащаяся из влажного глинистого пласта, напоминает о былом чуде. Верхняя часть оврага перегорожена плотиной, за которую насосы поднимают речную воду для полива полей. Родниковая вода потеряла свою первозданную чистоту и по вкусу не отличается от речной.


Музей

Заселение Саратовского Поволжья началось в глубокой древности – в эпоху палеолита, о чем свидетельствуют археологические находки. В течение многих тысячелетий в саратовских лесах и степях проживали различные племена и народы. Школьный краеведческий музей села располагает коллекцией из 17 каменных орудий труда. Это рубила, топоры, скребок. Они выполнены из разного камня и в разной технике. Здесь и грубо обработанная поверхность серого пористого песчаника, и черный, отшлифованный до блеска базальт.Есть миниатюрный топорик, легко умещающийся на ладони, есть и больше, в 2 кг. Весом.

Два предмета в коллекции характеризуют женские занятия – это каменная зернотерка и копия костяной иглы (оригинал передан в Балашовский краеведческий музей). Кто же были эти люди, оставившие следы на нашей земле? Поскольку значительная часть предметов выполнена с применением шлифовки и сверления отнести их следует к неолиту, а первые неолитические стоянки появились в Прихоперье в V тыс. до н.э. Охота, рыболовство и собирательство остаются в это время ведущими занятиями. Однако орудия труда применяются более сложные разнообразные. «Лесостепное Прихоперье чрезвычайно богато археологическими памятникам, исследование которых началось еще до революции. Уже тогда стали известны и описаны курганы, стоянки и селища. Среди них городище «Богатырка» у с. Подгорное Балашовского уезда….на «Богатырке» отмечены древние укрепления – валы и рвы, но кто их соорудил, до сих пор остается загадкой. Это могли быть племена городецкой культуры (угро-фины), праславяне или древнерусское население».

Средневековье так же оставило свой след на нашей земле. В витрине школьного музея выставлено расколотое ядро от монгольской катапульты и наконечник боевой стрелы. Очевидно, во времена Золотой Орды по этим местам проходили полчища «басурман».

Истории и легенды

Одно из наиболее интересных и овеянных легендами мест в окрестностях села – Богатырка. Название это связывают с притоном разбойников, обосновавшихся на месте древнего городища - богатыри, Богатырка. Но вот что по этому поводу пишет местный краевед В.И.Кузнецов: «Перед самой горой раскинулись разнотравные луга, не случайно эти луга когда-то отдали большекарайским почтарям, и называться они стали «почтарские». В то время, когда тут жили люди, которые занимались разбоем, как говорит летопись, они имели еще и много скота, и помещали его в загон, сделанный из жердей, место это называлось «тырло», и сейчас в сельском лексиконе это слово встречается. Место с богатыми лугами жители стали звать «богатое тырло». Впоследствии в результате реформации двух слов стало одно «Богатырка»».

Само же существование «богатырей» - разбойников под сомнение не ставится. «По народному преданию на городище после удачных набегов собирались отважные разбойники со своим атаманом Кудеяром. Рядом с городищем находилась пещера вход, в которую сейчас засыпан».

Саратовские предания утверждают вот что: «В горе богатырка или Крутце (над Хопром) был атаманом Кудеяр, татарин необыкновенной силы и зверовидной наружности. Жена его была из русских, редкая красавица (схоронена близ нынешнего села Репного). Жилищем Кудеяра была землянка, в развалинах которой позже находили кости человеческие, кинжалы, пики, бердыши, кольчуги, монеты татарские, кольца, перстни и прочее».

О том же повествует и дурникинская летопись: «Эта шайка разбойников наводила ужас на все окрестности. На упомянутом мысу, который в старину был покрыт густым дремучим лесом, и на котором теперь только мелкий дубняк, был высокий земляной вал, служивший двором для жилища разбойников. На высоких дубах была установлена кровать, с которой сторожевой разбойник наблюдал: кто едет по большой Новохоперской дороге, пролегавшей в верстах двадцати от разбойничьего притона. Как только сторожевой разбойник замечал, что едут по ней такие путники, от которых можно поживиться, то подавали сигнал разгуливающим по лесу или пирующим на долине Рассказовой разбойникам».

Расказова долина, а затем и село Рассказань получили свои названия потому, что здесь после удачных набегов разбойники собирались и рассказывали друг другу о своих приключениях.

Когда и кто разогнал с этого места разбойников неизвестно. Осталась, однако, в народе темная молва о забытых кладах, о спрятанных богатствах.

Итак, Богатырка. Высокий мыс, сориентированный на юго-запад, крутым обрывом спускается в лощину. Поблизости есть выход толстого известнякового пласта (Белая Вершина). От легендарной пещеры нет и следа, но кто ее искал? На мысу, защищая его с севера, протянулась 60 метровый вал. Теперешняя его высота до 130см. В центре вал прерывается, очевидно, здесь был вход – ворота или сторожевая землянка. От внешних краев вала в глубину мыса протянулся ров, который, вместе с валом создает правильный прямоугольник. Внутри прямоугольника следы от землянок и от ям, выкопанных кладоискателями. За прошедшие десятилетия здесь, кажется, выбрали все, что только можно отыскать. «Прошло много лет, я уже стар, я с бывшим учителем Голушенко на этом месте нашел средней стоимости….(текст утрачен)- это откровение отца Сергия Чумаевского. «Так и отец мой Афанасий искал там клад, рыл и нашел он ушко от ведра красной меди….», а это признание старожила Фонова С.А.

Самая красивая из легенд о кладах Богатырки имеет традиционный набор – цветок папоротника, заколдованного сторожа. Вот она. «Существовал такой слух, что в Богатырке есть клад, но взять его не так просто. Клад находится в подвале, дверь у подвала железная. Открывается подвал в тот момент, когда зацветает папоротник. Открывается дверь, возле двери стоит старик с большой бородой: «входите, берите» - приглашает он. Один цыган подкараулил это время, зашел свободно…..лежит золото в куче, весь подвал блестит от него. Насыпал цыган фуражку золота, вышел и думает «мало мне будет одной фуражки, пойду еще возьму!» Только вторично зашел в подвал, а дверь в этот момент захлопнулась. И поныне этот цыган живет в подвале и выполняет роль старика, а старик исчез. Золото, которое раньше вынес цыган, превратилось в черепки, т.к. оно во вторые руки не дается.»

Для некоторых дурникинцев кладоискательство превратилось в постоянное занятие. Они даже придумывали особый ритуал для него. Большим охотником разыскивать клады слыл Гудырин Ефрем. Однажды, собрав группу в 5 человек, Ефрем отправился на поиски клада в лес Шеманиху (близ Золотой Вершины). На правах старшего, Гудырин напутствовал своих приятелей: будем рыть, поднимется страшный вихрь, будет ехать всадник на белом коне в седле, с ружьем и плетью, будет сечь нас плетью, а вы не бойтесь - все это пойдет и клад будет наш. После этого он снял с себя рубаху и туго обмотал свое тело веревкой для того, чтобы оно онемело, и легче было переносить удары плетью. Приступили к работе, вырыли в метр, присели покурить, тут подул ветер, зашумел лес. Ефрем сидел и курил, а сам все поглядывал по сторонам. Вот и появился всадник – едет шагом, конь у него белый, сам в седле, ружье за плечами и плеть в руке видна. Первым увидал его Ефрем, быстро выпрыгнул из ямы с криком: «Ай, братцы мои, мы погибаем!» и дал такого, стрекоча, что и заяц его не догонит. Все остальные оцепенели от страха. Всадник подъехал, поздоровался, спросил, что, мол, роете. Всадник этот Шеин Ефрем Моисеевич.

Клад – это всегда неожиданность и находят его обычно не там, где ищут. Таким счастливчиком оказался Фонов Гаврила Степанович. Жил он, очень бедно имея 1 душевой надел (1,5 га) на пять человек семьи. Весной 1904 года, сажая на огороде картофель, вывернул сохой из земли, припрятанные там некогда серебряные монеты. Набралось их полфуражки. Жена Гаврилы Степановича сокрушалась, что, собирая монеты, оглянулась назад – неподнятые с земли монеты «пропали». Впрочем, и тех, что успели собрать, было достаточно. Монеты были достоинством в 1 руб. и поданы торговцу в 1 руб. 30 коп. за штуку. (для сравнения – взрослые, оперившие цыплята в конце лета стоили на базаре по 15 коп. за штуку).

Обычаи и традиции

 

Обычаи наших предков бытовавшие в селе в XVIII-XIX веках не менее интересны, чем предания, родившиеся в ту же пору. Появление церкви внесло в жизнь дурникинцев много новых привычек и обязанностей. «В старину с левой стороны трапезы от колокольни до северной двери тянулась галерея…В этой галерее стоял огромный величины дубовый стол, за которым, сидевшие на лавках члены причта, церковный староста, сторожа и другие лица были угощаемы приношениями по случаю поминовения своих покойников и после свадеб хлебом и солью, пивом и вином». Два крестных хода совершались в селе весною в день Преполовения Пятидесятницы и на Вознесение Господне. По окончании литургии прихожане брали из церкви все подвижные иконы и вслед за духовенством в праздничном облачении отправлялись в поле служить молебен с водосвятием. По окончании молебна процессия проходила по улицам села на Преполовение по Кислянке, на Вознесение по Дурникинской стороне. Усердные и более состоятельные прихожане брали иконы к себе на двор и заказывали молебен, плата за который составляла от 15до 50 коп. серебром. Таких молебнов на Преполовение бывало до 20, а на Вознесение до 30.

«Как только пронесут по улицам святые иконы, то у мужиков открывается гульба, и пир идет горой … заранее готовятся, заблаговременно варят брагу, пиво, приготовляют и закупают лучшие съестные припасы, и во время самых праздников одеваются все в самую лучшую праздничную одежду. Торжество продолжается не менее 3 дён. На Преполовине мужики целыми толпами, а празднолюбивые бабы вереницами идут гулять на заречную сторону, а на Вознесение заречные того и другого пола гуляют по домам бывших у них на празднике гостей. Кем и по какому случаю, заведен этот обычай, на этот достоверных сведений нет, а предание говорит, будто это выдумали старики для удобства к гулянию, а духовенство, любившее в старину погулять, с этой будто целью стало носить по улицам святые иконы».

Как и во всяком русском селе, в Дурник

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...