Эта работа написана в 1930 г. По-видимому, она готовилась как небольшая книга (поэтому состоит из 5 глав и развернутого заключения). Впервые была опубликована в Собрании сочинений Л.С. Выготского (1984, т. 6) и после этого в нашей стране не переиздавалась. Она в сжатом виде содержит несколько главных положений культурно-исторической теории развития психики человека, перекликаясь в этом с такими основополагающими работами Л.С. Выготского, как «Мышление и речь», «История развития высших психических функций» и др.
В «Орудие и знак...» проведено четкое различение закономерностей онтогенетического развития животных (даже высших обезьян) и человека: для этого был привлечен, изложен и проанализирован огромный фактический материал, собранный зарубежными и отечественными специалистами. Основой принципиального различия этих закономерностей является то, что развитие человека проходит в лоне исторически складывающейся культуры, дающей ему возможность использовать в жизни такие орудия и словесные знаки, благодаря которым его действия становятся свободными от непосредственных потребностей и ситуаций и устремлены в будущее. С помощью орудий и знаков человек овладевает собственным поведением, которое подчиняется его власти, становится волевым. Жизнь во времени, культурное развитие, труд — именно это психологически отличает человека от животных, развитие которых определяется факторами биологической эволюции.
Другое положение, детально рассматриваемое в данной работе, связано с раскрытием внутреннего опосредствования всех психических функций человека (восприятия, памяти, мышления, сенсомоторики) различными знаками и символами как средствами общения, что придает этим функциям специфическую психологическую структуру. Возникновение и развитие структуры — подлинное содержание рассматриваемой работы (оно подробно прослеживается в книге «История развития высших психических функций» (Собр. соч. 1983.Т. 3).
В.В. Давыдов, Н.В. Елизарова, Г.А. Цукерман
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.3, 13, 19, 23.
2. Абрамов С.С. Проблема омоложения по Штейнаху. - Берлин, 1921.
3. Айхенвальд Ю.И. Этюды о западных писателях. - М., 1910.
4. Вине А. Современные идеи о детях. - М., 1910.
5. Еланский П.П. Трудовая школа. - М., 1919.
6. Блонский П.П. Очерк научной психологии. - М., 1921.
7. Блонский П.П. Азбука труда: Введение в трудоведение. - М., 1922.
8. Блонский П.П. Педагогика. - М., 1924.
9. Блонский П.П. Основы педагогики. - М., 1925а.
10. Блонский П.П. Педология. - М., 19256.
11. Блонский П.П. Психология как наука о поведении // Психология и марксизм. - М.; Л., 1925в.
12. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.
13. Бюлер Ш., Тюдор-Гарт Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. - М., 1931.
14. Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. - Пг., 1923.
15. Вейль А. Внутренняя секреция. - М.; Пг., 1923.
16. Веселовская К. П. Педологический практикум: Пособие для практических занятий по педологии. - М., 1924.
17. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического поля. - Спб., 1898.
18. Виндт В. - Спб., 1909.
19. Виндт В. Фантазия как основа искусства. - Спб.; М., 1914.
20. Гаупп Р. Психология ребенка - Спб., 1924.
21. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1906.
22. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - Берлин, 1923.
23. Гроос К. Душевная жизнь детей. - Спб., 1906.
24. Дарвин Ч. Собр. соч. - Спб., 1898—1901.
25. Де Фриз Г. Мутации и периоды мутаций при происхождении видов. - Спб., 1912.
26. Джемс В. Психология в беседах с учителями. - М., 1905.
27. Джемс В. Психология. - Спб., 1902.
28. Джемс В. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. - Спб., 1913. Вып. 4.
29. Залкинд А.Б. К вопросу о сущности психоневрозов. - М., 1913.
30. Залкинд А.Б. Вопросы советской педагогики. - Л., 1926.
31. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии. - М., 1930.
32. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. - Спб., 1907.
33. Кэй Э. Век ребенка. - Спб., 1905.
34. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.
35. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. - Спб., 1911.
36. Корнилов К. Н. Очерк психологии ребенка раннего возраста. - М., 1921.
37. Корнилов К.Н. Биогенетический принцип и его значение в педагогике // Детство и юность, их психология и педагогика. - М., 1922.
38. Корнилов К.Н. К психологии детской игры в куклы // Ребенок и игрушка. - М.,б. г.
39. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека. - М., 1924.
72. Шеррингтон Ч. Ассоциация спинномозговых рефлексов и принцип общего поля // Успехи современной биологии. - Одесса, 1912.
73. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. - Л., 1969.
74. Шиф Ж.И. Развитие житейских и научных понятий. М., 1933.
75. Шмидт П.Ю. Теория и практика омоложения (операции Штейнаха). Пг., 1923.
76. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - Пг., 1922.
77. Эббингауз Г. Основы психологии. - Спб., 1912.
78. Педагогическая энциклопедия. - М., 1927—1929.
79. Buseman A. Pädagogische Milienkunde. Haale, 1927.
80. Bьhler K. Tatsachen und Probleme zuteiner Psychologie der Penkvor gange // Archiv f. d. desante Psychologie, 1908. 12.
81. Bьhler K. Theorie die Perzeption. Jenna, 1922.
82. Bьhler K. Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes. Leipzig, 1923.
83. Claparede E.- Psychologie de l'enfant. Geneve, 1916.
84. Claparede E. La conscience de la ressemblance et de la difference chez l'enfant // Arch. de Psych. 1923. XVII.
85. Groos K. Zur Psychologie der Reifenden Jugend. S. I, 1912.
86. Janet P. L'evolution psychologique de la personalite. P., 1930.
87. Koffka K. Grundlagen der psychischen Entwicklung. Berlin, 1925.
88. Krцn O. Die Psychologie des Grundschulindes. Langensalza, 1928.
89. Meuman E. Vorlesungen zur Einfuhrung in die experimentelle Paedagogik und ihre psychologischien Grundlagen. Leipzig, 1911—1914.
90. Mьnsterberg H. Grundlage der Psychologie. Leipzig, 1918.
91. Peters W. Struktur in Jugendalter. Leipzig, 1923.
92. PiogetJ. Le langage et la pensee chez l'enfant. P., 1923.
93. Strumpf K. Eigenartige sprachliche Entwicklung eines Kindes // Zeitschr. ь. Pädagogische. Psyche und phatalogie. 1901. Bd. 3.
94. Thorndike E. Educational Psychology. N. Y., 1913—1914. Thorndike E. The Elements of Psychology. N. Y., 1920. Thorndike E. The Fundamentals of Learning. N. Y., 1932.
Глава II.Функция знаков в развитии высших психических процессов..........................
Глава III.Знаковые операции и организация психических процессов...........................
Глава IV.Анализ знаковых операций ребенка...................................................................
Глава V.. Методика изучения высших психических функций …………………………
Заключение. Проблема функциональных систем..........................................................
Проблемы педагогической и детской психологии в трудах Л. С. Выготского. В. В. Давыдов....................................................................................................................................