Белорусская наука. Исследование белорусского этноса, его истории и культуры.
Образование и наука в БССР в 1920-е – 1930-е гг. (параграф 12, 16).
Политика ликвидации неграмотности.
Строительство социализма – необходимость в квалифицированных кадрах – ликвидация неграмотности.
1917 г.
| Октябрьская революция. Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
|
1926 г.
| Создание общества «Долой безграмотность». А. Червяков – председатель. Мероприятия:
• Месячники «За грамотность», по инициативе комсомола.
• Культпоходы, культэстафеты – обучение людей грамотности.
• Создание групп содействия ликвидации безграмотности, проходили городские смотры школ и пунктов по ликвидации безграмотности.
|
К середине 1920-х гг.
| В БССР создана система народного образования.
|
1926 г.
| Постановление ЦИК и СНК БССР «О введении всеобщего обязательного обучения детей от 8 до 11 лет».
|
Итоги политики ликвидации неграмотности.
| 1) 1929/1930 учебном году 91% детей в возрасте 8 лет учились в начальной школе. БССР - первая из союзных республик осуществила всеобщее обязательное обучение детей 8-летнего возраста.
2)В 1931/1932 учебном году 98% детей в возрасте 8-11 лет обучались в 1-4 классах.
3)В городах 96% детей обучалось в 5 классе.
4)К 1939 г. уровень грамотности вырос до 79% - ликвидация массовой неграмотности.
|
Реформы системы образования в БССР.
Попытка ликвидации старой, дореволюционной системы образования.
В 1920-е гг. ликвидация учебных предметов и классно-урочной системы.
| Изменения в 1930-е гг.:
|
· Учебный материал группировался в трёх группах (комплексах): «природа», «труд», «общество».
· Господствующий метод обучения – бригадно-лабараторный.
· Учебные классы назывались группами, ученики делились на бригады.
· Коллективный труд бригады, коллективно овладевала знаниями, а за учеников отвечал бригадир.
· Отсутствовала личная ответственность за учебу.
| - Восстановлена классно-урочная система обучения с учебными предметами.
- Появилась личная ответственность ученика за свою работу.
- Учебные группы стали называться классами.
- Повышение роли педагогов в обучении и воспитании.
|
К середине 1920-х гг. в БССР создана система народного образования:
1) Дошкольные учреждения.
2) Массовая четырехлетняя трудовая школа.
3) Семилетняя трудовая политехническая школа в составе двух концентров (1 – I-IV группы, 2- V-VII группы).
4) Школы крестьянской молодежи (ШКМ), школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), профессиональные школы, профессиональные и общеобразовательные школы.
5) Рабочие факультеты (рабфаки).
6) Техникумы.
7) Высшие учебные заведения.
Недостатки – отсутствие преемственности в образовании:
• Отсутствие средней школы (общеобразовательная школа и высшая школа). Средняя общеобразовательная школа восстановлена только в 1932 г.
• Четырехлетняя школа – профессионально-технические заведения.
• Отсутствие единой для города и деревни школы и программ к ним.
| Достижение системы образования в 1930-е гг.
1) К концу первой пятилетки был завершен переход к всеобщему обязательному начальному образованию.
2) С 1932 – постепенное преобразование семилетней школы в среднюю:
1-4 классы – начальная школа.
1-7 классы – неполная средняя школа.
1-10 классы – средняя школа.
3) В 1935 – отмена ограничений для детей бывших эксплуататорских классов при приеме в высшие и средние учебные заведения. Главная задача – воспитать гражданина и патриота.
4) XVIII съезд ВКП(б) поставил задачу осуществления всеобщего среднего образования в городе и завершения перехода ко всеобщему семилетнему обучению в деревне во всех республиках.
5) Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
6) Высшая школа к концу второй пятилетки насчитывала 23 учебных заведения.
7) В 1939/1940 гг. работало 102 техникума.
8) Существование профессиональных школ и ФЗУ.
|
3. Создание системы высшего образования в БССР. Проблемный вопрос: «Какие отрасли науки получили развитие в БССР в 1920-е – 1930-е гг.? Почему?»
1925 – 4 вуза. 1932 – 31 вуз.
30 октября 1921 – открытие Белорусского государственного университета. Факультеты (1922/1923): рабочий, общественных наук, педагогический, медицинский, факультет права и хозяйства.
1930-1931 – осталось только 3 факультета: физико-математический, химический, биологический. На базе других 6 факультетов было создано 6 самостоятельных институтов:
• Минский медицинский.
• Высший педагогический.
• Могилевский политико-просветительный.
• Планово-экономический и кооперативный.
• Советского строительства и права.
1925 – объединение Горецкого сельскохозяйственного института и Минского института сельского и лесного хозяйства создана Белорусская государственная академия сельского хозяйства имени Октябрьской революции.
1924 – создание Витебского ветеринарного института.
1925 – Коммунистический университет имени В.И. Ленина.
Белорусская наука. Исследование белорусского этноса, его истории и культуры.
1922 – Институт белорусской культуры. В 1929 – преобразован в Белорусскую академию наук, ставшую центром научной жизни республики.
Ученый
| Область знаний
| Издания
|
В. Пичета – первый ректор БГУ, организатор Инбелкульта и Академии наук.
| Средневековая история Беларуси. История ВКЛ.
| Аграрная реформа Жигимонта II Августа, более 150 работ по истории Беларуси.
|
М. Довнар-Запольский – доктор исторических наук, профессор, фольклорист и этнограф.
| Социально-экономическая история Литвы и Беларуси.
Изучал белорусскую свадьбу, свадебные песни, семейное и обычное право.
| «Основы государственности Беларуси» - брошюра.
Исследовал государственное хозяйство ВКЛ при Ягеллонах.
|
Е. Карский – филолог-славист, основатель белорусского языковедения, филологии и фольклористики, академик Российской академии наук.
| Словесность, фонетика, морфология и синтаксис белорусского языка. Древняя и новая белорусская литература.
| Трехтомный труд «Белорусы».
|
Н. Щекотихин – основатель белорусского искусствоведения, выпускник Московского университета, преподаватель истории Белорусского искусства БГУ.
| Белорусская архитектура XI-XIX вв., монументальна живопись полоцких храмов, иконопись XVII-XVIII вв., древнебелорусские гравюры, искусство книг Ф. Скорины. Изучение творчества белорусских художников.
|
|
Я. Афанасьев, Н. Дорожкин, Н. Прилежаев, В. Шкателов, О. Кедров-Зихман, Т. Годнев, Н. Гайдуков.
| Поиск полезных ископаемых, гидроэнергетических ресурсов, органическая и неорганическая химия, ботаника, повышение урожайности. Выведение новых сортов.
|
|
Н. Никольский, В. Перцев
| История Древнего Востока.
|
|
О. Шмидт –Герой Советского Союза, академик АН БССР. Существует премия имени О. Шмидта за лучшие научные труды в области освоения Арктики.
| Математика, геофизика, астрономия, география. Освоение Северного морского пути. Математические законы денежной эмиссии. Наличие железных руд в Курской магнитной аномалии. Теория «холодного» образования Земли и планет из допланетного газопылевого облака. Исследовал ледники Памира. Возглавлял экспедиции на ледоколах: «Г. Седов», «Челюскин», «Сибиряков». За одну навигацию прошел весь Северный морской путь.
|
|
А. Чижевский – биофизик.
| Основатель гелиобиологии. Установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями биосферы.
| «Земное эхо солнечных бурь», «Космический пульс жизни. Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия».
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: