Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и организационные аспекты представления контрольной работы




ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Направление: 080500.62 (521500) – Менеджмент

 

Специальность: 080507.65 (061100) – Менеджмент организации

 

Санкт-Петербург

2011.

 

ББК 65.02

И 90 История экономических учений: учебно-методический комплекс / авт.-сост. В. Г. Павенков – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 30 с.

 

 

Утвержден на заседании кафедры

экономической теории и предпринимательства,

протокол №6 от 18.02.2011 г.

 

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 5 от 24.02.2011

 

Автор-составитель

кандидат экономических наук, доцент

В. Г. Павенков

 

 

Рецензент

кандидат экономических наук, доцент,

В. В. Круглов

 

 

Ответственная за выпуск

Н. А. Фролова

 

Компьютерные работы

М. П. Жуковой

 

 

© В.Г. Павленков, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011

Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины «История экономических учений» состоит в формировании у студентов историко-экономического мышления, необходимого для понимания ими сущности процессов, происходящих в экономике и обществе, приобретении необходимых базовых навыков практической работы с информацией экономического характера, что важно для подготовки специалистов экономического профиля.

Изучение курса Истории экономических учений основано на знаниях, полученных студентами по дисциплинам «Философия», «Общая экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика».

Структурно курс состоит из восьми разделов и двадцати трех базовых тем, в которых рассматриваются основные направления и школы развития экономической мысли. Изложение строится в определенной структурно-логической последовательности, отражающей процесс познания меняющейся экономической действительности с учетом закономерностей развития производительных сил общества.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

· основные направления развития экономической мысли;

· основные школы экономической мысли;

· временные рамки развития отдельных направлений и школ;

· основных представителей экономической мысли в различных странах;

· теоретическое содержание экономических идей основных представителей различных направлений.

Студенты должны уметь:

· ориентироваться в широком разнообразии экономических воззрений;

· отличать различные направления экономической мысли по их теоретическому содержанию и по применяемой терминологии;

· передать содержание и дать оценку предшествующих теорий с точки зрения современной экономической мысли;

· основываясь на имеющемся теоретическом опыте, делать выводы, касающиеся современного развития экономической теории и практики.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Количество аудиторных часов
всего лекции семинарские занятия
  ВВЕДЕНИЕ. История экономических учений как составная часть экономической науки. Предмет и метод истории экономических учений    
Раздел 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
1. Экономическая мысль Древнего мира и Средних веков    
2. Меркантилизм первая школа политической экономии    
Раздел II. ЭВОЛЮЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
3. Ранний период развития классической школы политэкономии в Англии и во Франции    
4. Экономическая школа физиократов    
5. Экономическое учение А. Смита    
6. «Пессимистическое» направление развития классической политической экономии: учения Д. Рикардо и Т.Р. Мальтуса.    
7. «Оптимистическое» направление развития классической политической экономии    
8. 8. Рикардианство. Завершение классической политической экономии    
Раздел III. ПЕРЕСМОТР ИДЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ТЕЧЕНИЙ В ПОЛИТЭКОНОМИИ
9. Экономическое учение Ж.Ш.Л. Симонд де Сисмонди    
10. Ф.Лист и формирование исторической школы. Новая историческая школа в Германии    
11. Зарождение и эволюция институционализма    
РАЗДЕЛ IV. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
12. Учение К. Маркса и европейский марксизм.    
Раздел V. МАРЖИНАЛИЗМ И ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ
13. Возникновение маржинализма      
14. Становление неоклассической экономической теории    
15. Теории хозяйственной свободы. Критика планово-централизованной экономической системы    
Раздел VI. ПЕРЕСМОТР НЕОКЛАССИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
16. Развитие экономического анализа    
17. Теория государственного регулирования рыночной экономики Дж. М. Кейнса.    
18. Развитие кейнсианства в послевоенный период. «Неоклассический синтез»    
Раздел VII. OCHOBНЫE НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
19. Социально-институциональное направление. Теории индустриального и постиндустриального общества. Теория стадий экономического роста    
20. Неоклассическое направление. Монетаризм. Чикагская школа М. Фридмена      
21. Теории мирового хозяйства.    
  ИТОГО      

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины предполагает посещение и конспектирование лекций, внимательное их прочтение, дополнение лекционного материала на основе последующей работы с учебниками и учебными пособиями. По каждой теме важно обращение к историко-экономической ситуации того времени, что требует привлечения знаний, полученных в курсе истории экономики. Для глубокого осмысления материала необходимо его сопоставление с материалом предыдущих тем.

Для успешного усвоения лекционного материала студентам предлагается по мере изучения материала самостоятельно заполнять сравнительную таблицу (для этого потребуется несколько развернутых листов) и проследить по ней постепенное изменение, развитие трактовки ряда понятий и категорий, появление новых концепций.

В процессе изучения следует стремиться к составлению общей картины, выявлению преемственности ряда теорий, выделению поворотных моментов в развитии экономической мысли. Этому может способствовать самостоятельное составление дополнительного наглядного краткого конспекта в форме сравнительной таблицы.

Мы предлагаем лишь примерный вариант сравнительной таблицы, который поможет начать сопоставление, например, со школы меркантилизма, далее перейти к учениям представителей классической политической экономии и т. д. По мере рассмотрения последующих учений студенты могут несколько изменить таблицу, ввести в нее новые категории и проблемы, которые были в соответствующий период дискуссионными.

Предлагаемая работа предполагает творческий подход со стороны студентов, активное изучение лекционного материала и учебной литературы. По мере изучения материала в таблице последовательно заполняются новые и новые графы (очень коротко, тезисно). В ней должны быть указаны самые важные, основные моменты учения того или иного экономиста. Это позволяет в дальнейшем использовать таблицу для более беглого повторения и закрепления материала.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

История экономических учений как составная часть экономической науки. Предмет и метод истории экономических учений. Цели и задачи курса истории экономических учений.

Современные трактовки эволюции науки. Основные этапы развития экономической мысли. Изменение задач, предмета и методов познания в экономической науке.

Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Тема 1. Экономическая мысль Древнего мира и Средних веков

Особенности формирования экономических воззрений рабовладельческого общества в Древней Азии и античном мире.

Экономическая мысль Древнего Востока: Вавилонии, Китая, Индии.

Экономическая мысль Древней Греции. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона. Экономические воззрения Аристотеля. Его понимание товарного хозяйства.

Экономическая мысль Древнего Рима. Экономические идеи братьев Гракх, Катона, Варрона, Колумеллы. Их взгляды по поводу организации рабовладельческих хозяйств.

Экономические идеи раннего христианства.

Экономическая мысль средневековой Европы. Экономические воззрения канонистов (Ф. Аквинский). Социально-экономические идеи реформации. Социальные утопии позднего средневековья (Т.Мор, Т. Кампанелла).

Экономическая мысль средневекового Востока. Хозяйственные предписания Корана. Взгляды Ибн-Хальдуна.

Экономические идеи средневековой России. Их отражение в экономическом законодательстве того времени.

Тема 2. Меркантилизм – первая школа политической экономии

Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Исторические границы меркантилизма, два этапа его развития (ранний и поздний), соответствующие им меры экономической политики. Протекционизм.

Экономическая теория меркантилизма: сфера анализа, понимание богатства, денег, производительного труда.

Меркантилизм в России. Экономические идеи Ю. Крижанича и И.Т. Посошкова. «Книга о скудости и богатстве» Посошкова: критика подневольного труда, комплексная программа развития экономики России. Вероятные последствия реализации практической программы Посошкова. Понимание Посошковым роли и проблем сельского хозяйства, промыслов, торговли, финансовой сферы.

Литература

Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма / А.В. Аникин. – М.: Политиздат, 1990. – С. 20–41.

Аникин А.В. Юность науки / А.В. Аникин. – М.: Политиздат, 1985.

Афанасьев B.C. Этапы развития буржуазной политической эконо­мии: очерк теории / B.C. Афанасьев. – М.: Экономика, 1985. – С. 29–32.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело ЛТД, 1994. – С. 9–21.

Всемирная история экономической мысли: в 6 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1987.

История экономических учений: учеб. пособие. Ч. 1. – М.: МГУ, 1989. – С. 48–56.

История экономической мысли: учеб. пособие / под ред. В.В. Круглова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2005. – Гл. 3, 5, 7.

История экономической мысли в России: учеб. пособие. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – С. 18–31.

Левита Р.Я. История экономических учений / Р.Я. Левита. – М.: Catallaxy, 1995. – С. 8–10.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд. – М Дело, Вита-Пресс, 1996.

Платонов Д.Н. Иван Посошков / Д.Н. Платонов. – М.: Экономика, 1989.

Ядгаров Я.С. История экономических учений / Я.С. Ядгаров. – М.: Экономика, 1996. – С. 26–32.

Раздел II. ЭВОЛЮЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТЭКОНОМИИ

Тема 3. Ранний период развития классической школы политической экономии в Англии и во Франции

Исторические условия и причины возникновения классической школы политической экономии, Общая характеристика школы. Особенности ее возникновения и развития в Англии и во Франции.

У. Петти как основоположник классической школы политической экономии в Англии. Методология Петти. Теория трудовой стоимости и цены Петти. Его трактовка заработной платы, земельной ренты, процента и цены земли. Петти о деньгах и капитале. Роль государства и налоговой системы в понимании Петти. Рассмотрение им социальных проблем.

П. Буагильбер как основоположник классической школы политической экономии во Франции. Буагильбер об экономическом развитии Франции XVII–XVIII веков. Теория трудовой стоимости Буагильбера. Его идея безденежного обмена. Практические предложения Буагильбера, касающиеся современной ему экономической ситуации во Франции.

Тема 4. Экономическая школа физиократов

Общая характеристика физиократизма. Концепция «естественного права». Место физиократии во французской общественной мысли XVIII в.

Учение Ф. Кенэ о «чистом продукте», производительном и «бесплодном» труде, о классовой структуре общества. Кенэ о капитале.

Экономическая таблица Кенэ – первая схема воспроизводства общественного продукта, еe теоретическое и практическое значение.

Развитие теории физиократии А.-Р.Ж. Тюрго. Тюрго об отчуждении производителя от средств производства. Субъективная теория ценности Тюрго.

Тема 5. Экономическое учение А. Смита

Общая характеристика А.Смита как экономиста мануфактурного периода. Методология А. Смита. Философия «экономического человека» и разделение труда А.Смита. Книга Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», ее содержание и структура.

Учение Смита об обмене и деньгах. Теории стоимости Смита. Теория доходов: заработной платы, прибыли, процента, ренты. Теория капитала, его структуры и воспроизводства. «Догма Смита». Валовой и чистый доход общества. Теория производительного и непроизводительного труда.

Современное значение учения А.Смита, его концепции экономической свободы.

 

Тема 6. «Пессимистическое» направлений развития классической политической экономии: учения Д. Рикардо и Т. Мальтуса

«Закон убывающего плодородия почвы» как методологическая основа пессимистических выводов Д. Рикардо и Т. Мальтуса о перспективах развития капиталистического общества.

Д. Рикардо как идеолог эпохи промышленного переворота. Философия Д.Рикардо. Работа Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения», ее содержание и структура. Трудовая теория стоимости Рикардо. Его теория земельной ренты, Теория заработной платы и прибыли. Теория капитала. Теория денежного обращения и кредита. Трактовка Рикардо проблем реализации. Теория сравнительных издержек международного разделения труда и ее актуальность в условиях современного экономического развития.

Теория народонаселения Т. Мальтуса и неомальтузианство. Теория ценности Мальтуса, его теория земельной ренты, теория реализации. Их сопоставление с воззрениями Д. Рикардо.

Тема 7. «Оптимистическое» направление развития классической политической экономии

Экономическая теория во Франции: Ф. Бастиа, Ж.Б. Сэй. Теория «экономических гармоний» Ф. Бастиа. Теория ценности материальных благ Ж.Б. Сэя (на основе их полезности). Концепция трех факторов производства как источника ценности. Закон реализации Сэя. Сопоставление концепций реализации Сэя, Рикардо, Мальтуса.

Особенности экономической мысли США. Теория «гармонии интересов» Г.Ч. Кэри.

Концепции «воздержания» и «последнего часа» Н.У. Сениор а в Англии.

Защита оптимистическими последователями А. Смита экономической свободы
и невмешательства государства в экономику.

Тема 8. Рикардианство. Завершение классической политической экономии

Академические последователи Д. Рикардо: Дж. Милль, Дж. Р. Мак-Куллох. Защита ими принципов экономической свободы.

Экономические взгляды левых рикардианцев: Т. Годскина, У. Томпсона, Дж. Грэя, Дж. Брэя.

Синкретическое направление классической школы: Д.С. Милль. Завершение развития идей классической школы в его работе «Основы политической экономии». Методология Д.С. Милля. Его трактовка проблем капитала, факторов производства, распределительных отношений. Теория ценности Д.С. Милля. Количественная теория денег. Теория международной ценности. Милль о роли государства и налогообложении. Неоднозначность оценок творчества Д.С. Милля в экономической литературе. Значение его изысканий с точки зрения современной экономической науки.

Историческая миссия классической школы.

Раздел III. ПЕРЕСМОТР ИДЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ТЕЧЕНИЙ В ПОЛИТЭКОНОМИИ

Тема 9. Экономическое учение Ж.Ш.Л. Симонд де Сисмонди

Философия Симонд де Сисмонди. Его работа «Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению», ее содержание и структура. Предмет политической экономии по Сисмонди.

Потребительская концепция экономики. Анализ Сисмонди противоречий капитализма. Учение Сисмонди о национальном доходе и потреблении. Трактовка кризисов перепроизводства.

Сисмонди о путях устранения противоречий капитализма, о роли традиций в народном хозяйстве. Защита патриархального и мелкого производства. Практическая программ Сисмонди как первая концепция регулирования рыночной экономики.

Дискуссии о наследии Сисмонди в 90-х гг. ХIХ в.

Тема 10. Ф. Лист и формирование исторической школы. Новая историческая школа в Германии

Отражение в экономической мысли особенностей развития Германии середины XIX века. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа. Лист о стадиях экономического развития, его факторах, о содержании и структуре производительных сил. Оценка Ф. Листом протекционизма на различных этапах развития стран и роли государства в экономике. Критика Листом классической школы политэкономии.

Историческая школа В.Рошера, К. Книса, Б. Гильдебранда. Накопление фактических данных из истории народного хозяйства Европы. Эмпирический метод исторической школы.

Новая историческая школа в Германии; г. Шмоллер, М. Вебер, К. Бюхер, Л. Брентано, В. Зомбарт. Преемственность по отношению к «старой» исторической школе. Взаимосвязь политической экономии, истории и политологии в трудах представителей новой исторической школы.

Зарождение экономической концепции фашизма: В. Зомбарт, Г. Федер.

Тема 11. Зарождение и эволюция институционализма

Институционализм как синтетическое направление экономической и социологической теории. Понятие «социально-экономического института».

Т. Веблен как основоположник институционализма. Основные идеи его работы «Теория праздного класса».

Развитие положений институционализма: Дж.Р. Коммонс, У.К. Митчелл,
Дж.М. Кларк, Дж. А. Гобсон. Критика институционалистами неоклассических понимания экономических интересов и рыночного равновесия. Эмпирические и статистические исследования социально-экономических институтов.

Раздел IV. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Тема 12. Учение К.Маркса и европейский марксизм

Условия возникновения и общая характеристика экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Анализ капиталистического способа производства с точки зрения социально-экономических интересов пролетариата. Методология К. Маркса.

«Капитал» К.Маркса, его структура и содержание. Развитие Марксом теории капиталистической экономики: теория трудовой стоимости, теория прибавочной стоимости, теория денег, капитала, анализ процесса воспроизводства. Источники и формы доходов. Преемственность экономической теории Маркса по отношению к классической политической экономии.

К. Маркс и Ф. Энгельс о социалистических перспективах экономического развития капитализма. Соотношение революционного и эволюционного подходов в марксизме. Представления Маркса и Энгельса о коммунистическом обществе.

Последователи Маркса и Энгельса: А. Бебель, Э. Бернштейн, К.Каутский. Усиление эволюционного подхода в марксизме. «Революционизм» Э.Бернштейна, Э. Давида. Теории демократизации капитала, врастания капитализма в социализм, устойчивости мелкого крестьянского хозяйства.

Раздел V. МАРЖИНАЛИЗМ И ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ

Тема 13. Возникновение маржинализма

Предпосылки маржинализма (Г. Госсен, И. Тюнен, А. Курно)

Австрийская школа. К. Менгер – основоположник австрийской школы. Методология Менгера. Его субъективная теория ценности. Развитие теории Менгера Е. Бем-Баверком: понятия субъективной и объективной меновой ценности, предельной полезности, кардиналистский подход к исчислению материальных благ. Психологическая теория процента. Обобщение и развитие положений австрийской школы Ф. Визером. Его теория «вменения».

Возникновение математического направления экономических исследований. Его истоки (И. Тюнен, А. Курно и др.). Математический вариант теории предельной полезности У.С. Джевонса. Экономико-математический метод Л. Вальраса – основоположника лозаннской школы. Его концепция субъективной ценности. Модель общего экономического равновесия Вальраса. Продолжение математических исследований В. Парето.

Тема 14. Становление неоклассической экономической теории

Кембриджская школа. А. Маршалл как основатель неоклассического направления в экономической теории Англии. Его работа «Принципы экономики». Метод Маршалла. Анализ спроса и предложения. Понятие эластичности спроса. Цена равновесия. Значение фактора времени. Теория частичного экономического равновесия Маршалла как основа современной микроэкономики.

Американская школа. Дж. Б. Кларк как основоположник неоклассического подхода в экономической мысли США. Методология исследования Кларка. Его учение о разделах экономической науки. Закон предельной производительности Кларка, его концепция распределения доходов.

Эволюция лозаннской школы: В. Парето – один из основоположников неоклассической экономической теории. Преодоление им субъективизма Л. Вальраса. Оптимум Парето.

Тема 15. Теории хозяйственной свободы. Критика планово-центра­лизованной экономической системы

Концепции логической и практической невозможности социализма (Л. Мизес,
Ф. Хайек, Л. Роббинс). Теория «конкурентного социализма» (А. Пигу и А. Лернер). Й. Шумпетер о перспективах экономики социализма. Модель «командного социализма» В. Ойкена. Менеджериальный вариант социализма (Г. Минз, А. Берли). Концепции экономической свободы в русской экономической мысли.

Раздел VI. ПЕРЕСМОТР НЕОКЛАССИЧЕСКИХ ИДЕЙ
И ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Тема 16. Развитие идей экономического анализа

Шведская школа экономического анализа: К. Виксель. Г. Кассель, Д. Давидсон, Б. Олин, Э. Лундберг, Г. Мюрдаль, Э. Линдаль. Анализ капитала и экономических циклов К. Викселя. Концепция кумулятивных процессов Викселя. Критика статичности традиционного экономического анализа Э. Линдалем. Концепция «ожиданий» Г. Мюрдаля.

Анализ экономического равновесия и пропорций В. Леонтьевым. Его модель «затраты-выпуск».

Экономический анализ И. Фишера и Ф. Найта.

Теория экономического анализа Й. Шумпетера.

Тема 17. Теория государственного регулирования рыночной экономики Дж.М. Кейнса.

Причины и исторические условия возникновения кейнсианства. Дж.М. Кейнс и его работа «Общая теория занятости, процента и денег». Ее содержание и структура.

Теоретическое обоснование необходимости искусственных стабилизаторов для обеспечения равновесия в рыночной экономике.

Теория поддержания эффективного спроса. Мультипликатор Дж.М. Кейнса.

Теория денег и инфляции Дж.М. Кейнса. Безработица как главная опасность для общества и способы борьбы с ней. Практические предложения Кейнса.

Практическое воплощение идей государственного регулирования в США: «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Тема 18. Развитие кейнсианства в послевоенный период. «Неоклассический синтез»

Развитие идей Дж. М. Кейнса в послевоенный период. «Неокейн-сианство» и его особенности (Р. Харрод, Н. Калдор). Левокейнсианские концепции «регулируемого капитализма».

Концепции «монополистической конкуренции» Э. Чемберлина и «несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон,

Посткейнсианство. Концепция «человеческого капитала».

Модификация кейнсианской теории и «неоклассический синтез». Кривая Филлипса. Модель экономики Э. Хансена – П. Самуэльсона.

Концепция «социального рыночного хозяйства» и «сформированного общества»
Л. Эрхарда.

Раздел VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема 19. Социально-институциональное направление. Теории индустриального и постиндустриального общества. Теория стадий экономического роста

Эволюция институционализма. Причины появления теорий конвер­генции и трансформации капитализма.

Теория «индустриального общества» Р. Арона, 3. Бжезинского. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Теория «нового индустриального общества» и техноструктуры Дж. Гэлбрейта. Теория «постиндустриального общества» Д. Белла.

Социал-демократические концепции экономического развития Д. Стрэнчи, К. Шумахера, Б. Крайского и др. Их преемственность с кейнсианством.

Проблема постиндустриализма и общества «третьей волны» в трудах Д. Белла
и Э. Тоффлера.

Тема 20. Неоклассическое направление. Монетаризм. Чикагская школа
М. Фридмана

Истоки экономического либерализма и причины его ренессанса. «Чикагская школа» неолиберализма. Монетаризм. М.Фридмен с роли денег, денежной массы и денежного обращения. Развитие количественной теории денег. Влияние объема денежной массы на состояние рынка. Проблема запаздывания. Кредитно-денежная политика как альтернатива фискальной политики.

Концепция «рациональных ожиданий» Р. Лукаса.

Монетаризм и консервативная модель экономической политики. «Рейганомика»
в США и «тэтчеризм» в Великобритании.

Тема 21. Теории мирового хозяйства

Неоклассическая теория внешней торговли. Концепция «сравнительного преимущества» Э. Хекшера – Б. Олина – П. Самуэльсона.

Теория международных валютных отношений Ш. Рюэффа, М. Фридмена.

Глобальные концепции единого мира Я. Тинбергена, «Римского клуба», Э. Тоффлера.

Анализ тенденций мирового развития В. Леонтьевым.

Глобальные экологические проблемы современности и их отражение в экономической науке. Философия движения «зеленых».

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Экономическое учение А. Смита

Историческая обстановка жизни и деятельности А. Смита.

Философская основа экономического учения А.Смита. Концепция «экономического человека». Ее связь с идеями французских и английских просветителей XVII–XVIII вв.

Учение АСмита о разделении труда, обмене и деньгах. А. Смит о

Теория ценности А. Смита. Ее модификации.

Учение А.Смита о доходах: прибыли, проценте, заработной плате и ренте.

Учение А.Смита с производительном и непроизводительном труде. Современное значение понятий производительного и непроизводительного труда и их взаимосвязь.

Учение А.Смита о капитале, его структуре и воспроизводстве. «Догма» Смита.

Влияние теории Смита на развитие экономической мысли России.

Современное значение учения А.Смита его концепции экономической свободы.

Семинар 2. «Пессимистическое» направление развития
классической школы политической экономии: Т.Р. Мальтус, Д. Рикардо

Историческая обстановка жизни и деятельности Т.Р. Мальтуса и Д. Рикардо. Промышленный переворот и индустриализация Британии и их влияние на экономическую мысль. Обострение социальных противоречий в первой четверти XIX в. и их отражение
в экономической мысли.

«Закон убывающего плодородия почвы» – методологическая основа пессимистических взглядов Т.Р. Мальтуса и Д. Рикардо. Теория народонаселения Т.Р. Мальтуса и ее оценки. Философская основа экономической теории Д. Рикардо. Теория ценности Рикардо как последовательное воплощение трудовой концепции.

Сравнительный анализ теорий земельной ренты Т. Р. Мальтуса и Д. Рикардо. Теория земельной ренты Д. Рикардо во взаимосвязи с его теорией ценности. Теория заработной платы и прибыли Д. Рикардо. Теория капитала Д. Рикардо. Теория денежного обращения и кредита Д. Рикардо. Теория реализации и кризисов Д. Рикардо – Ж.-Б. Сэя
и Т.Р. Мальтуса: сравнительный анализ.

Теория сравнительных издержек и международного разделения труда Д. Рикардо. Ее современное значение.

Варианты разрешения противоречий теории Д. Рикардо.

Семинар 3. Учение К. Маркса

Историко-экономическая ситуация и общая характеристика учения К.Маркса и Ф. Энгельса. Возникновение марксизма.

Этапы развития экономического учения К. Маркса.

Метод исследования К. Маркса. Его характеристика во «Введении к экономическим рукописям 1857–1858 гг.» и в первом томе «Капитала».

Завершение К. Марксом развития классической трудовой теории стоимости.

Теория прибавочной стоимости

Анализ К.Марксом предшествующих и современных ему экономических теорий
в работе «Теории прибавочной стоимости».

Теория революции, социализма и коммунизма К.Маркса и Ф. Энгельса. Ее историческая судьба.

Семинар 4. Маржинализм и теории экономической свободы

Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк. Маржинализм в качестве методологии экономического анализа. Теория ценности и цен. Теория капитала и процента.

Англо-американская школа маржинализма: У.С. Джевонс, Дж.Б. Кларк. Теория предельной производительности факторов производства.

Возникновение математических исследований в экономических науках. Лозаннская школа: Л. Вальрас, В. Парето. Кардиналистский и ординалистский варианты теории полезности.

Кембриджская школа: А. Маршалл, А. Пигу. Теория спроса и предложения
А. Маршалла. «Реальные издержки» как основания ценности. Ценности производственных благ. Роль времени в экономическом процессе. Категории ренты, квазиренты и процента. Экономика благосостояния А. Пигу.

Семинар 5. Экономическая теория Дж. М. Кейнса

Историческая обстановка в Европе и Америке в 20–30-е гг. XX в. Экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. как толчок к пересмотру принципиальных положений западной экономической теории.

Методология Дж.М. Кейнса. Макроэкономическая модель Дж.М. Кейнса. Трактовка причин нарушения равновесия капиталистической экономики.

Теория поддержания эффективного спроса. Мультипликатор Дж.М. Кейнса.

Теория денег и инфляции Дж.М. Кейнса.

Бюджетный и кредитно-денежный механизмы регулирования экономической конъюнктуры и уровня занятости, предложенный Дж.М. Кейнсом.

Практическое воплощение идей Дж.М. Кейнса в Европе и Америке в 30–50-е гг. XX в.

Неокейнсианство. Левее кейнсианство «Неоклассический синтез», посткейнсианство.

Семинар 6. Основные направления современной западной экономической мысли

Социально-институциональное направление. Теория «индустриального общества» Р. Арона, 3. Бжезинского. Теория стадий «экономического роста» У. Ростоу. Теория «нового индустриального общества» и техноструктуры Дж. Гэлбрейта. Теория постиндустриального общества Д. Белла.

Неоклассическая школа и неолиберализм. Ордолиберализм В.Ойкена и В.Рёпке.

Концепция монетаризма М. Фридмена. Чикагская школа. Концепция рациональных ожиданий Р. Лукаса.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Экономические идеи древнего Китая.

2. Экономическая мысль древнего Рима.

3. Экономическая мысль средневековой Европы.

4. Экономические идеи меркантилизма в Западной Европе.

5. Экономические идеи меркантилизма в России.

6. Особенности меркантилизма в отдельных странах

7. Сравнительная характеристика экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера – основоположников классической школы.

8. Экономические идеи физиократов.

9. Физиократические учения в России.

10. Экономическое учение А. Смита.

11. Экономические воззрения Т. Мальтуса.

12. Экономическое учение Д. Рикардо: достижения и нерешенные вопросы.

13. Ж.Б. Сэй и развитие экономической теории.

14. Экономическая теория С. Сисмонди: критика капитализма с позиций классической школы.

15. Экономические воззрения Дж.С. Милля.

16. Экономические воззрения социалистов-утопистов: А.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.

17. Развитие теории трудовой стоимости от Петти до Маркса.

18. Теория капиталистической экономики К. Маркса.

19. Эволюция теории капитала и его воспроизводства.

20. Эволюция теории ценности как отражение уровня развития производства.

21. Развитие идей маржинализма в трудах представителей австрийской школы.

22. А. Маршалл – основоположник неоклассической экономической теории в Англии

23. Экономическая теория А. Пигу.

24. Экономическая теория Дж.М. Кейнса.

25. Левокейнсианские концепции «регулируемого капитализма».

26. История развития количественной теории денег.

27. Вклад В.Леонтьева в развитие экономической теории.

28. Неолиберализм М. Фридмена: монетаристская модель государственного регулирования экономики.

29. Новая классика: школа рациональных ожиданий и концепция «экономики предложения» (Р. Лукас, Т. Сарджент, Д. Мут).

30. Историческая школа: пересмотр классических идей в Германии.

31. Экономические взгляды Й.А. Шумпетера

32. Экономическая теория ордолиберализма (фрайбургская школа).

33. Концепция «социального рыночного хозяйства» Л.Эрхарда.

34. Шведская школа экономической мысли

35. Зарождение институционализма в конце ХIХ – начале ХХ века

36. Неоинституционализм в работах Р. Коуза, Дж. Бьюкенена, О. Уильямсона.

37. Глобальные экологические проблемы современности и их отражение в экономической науке.

38. Основные этапы развития теории денег и денежного обращения.

39. Программы социально-экономических реформ М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова.

40. Академические экономические исследования в России в ХIХ в.

41. «Крестьянский социализм» А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

42. Экономическая платформа революционного народничества.

43. Экономические идеи новой исторической школы в Германии.

44. Первые распространители и приверженцы марксизма в России.

45. Аграрные проблемы в трудах российских экономистов конца XIX – начала XX века.

46. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского.

47. Экономические воззрения П.Б. Струве.

48. Развитие математического направления в российской экономической мысли.

49. Формирование и развитие экономической платформы российской социал-демократии в 1990–1917 гг.

50. Развитие концепций централизма и демократии в государственном управлении
в России в ХХ в.

51. Экономические воззрения М.В. Вишняка

52. Экономические воззрения С.Н. Прокоповича

53. Экономические воззрения П.Б. Струве

54. Общая характеристика работ Б.Д. Бруцкуса

55. Либеральное направление в трудах А.Н. Анцыферова

56. Экономические идеи представителей «крестьянского социализма» в России

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Особенности экономической мысли Древнего Востока

2. Особенности экономической мысли Древней Греции: воззрения Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

3. Экономические представления христианства.

4. Меркантилизм – первая школа политической экономии. Этапы развития и экономическая политика меркантилизма. Протекционизм

5. Меркантилизм в России – теория и политика.

6. Общая характеристика классической политической экономии и экономического либерализма.

7. Экономические концепции В. Петти и П. Буагильбера: сравнительный анализ

8. Общая характеристика школы физиократов.

9. Экономические теории Ф. Кенэ. Его работа «Экономическая таблица».

10. Экономические теории А.-Р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...