Русская композиторская школа
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Михаил Иванович Глинка
Самым ярким представителем, можно сказать основателем, композиторской школы первой половины 19в. века является Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Творчество Глинки является основой русской композиторской школы, его произведения воспринимались современниками как образцовые. Первые годы жизни Глинки прошли в имении отца в Смоленском крае. Там он полюбил народные песни и сказки. Музыкальное образование он получит в Европе. Глинка сумел осознать особенности русской национальной музыки, и благодаря этому европейские жанры получили в России оригинальную трактовку. Глубокий след в памяти композитора оставили события 1812г., предопределив патриотический характер его творчества. Талант Глинки ярче всего проявилось в двух операх - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу-сказку. Последующее развитие этих жанров связано с постулатами, заложенными Глинкой.
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)
Даргомыжский - младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор. На его творчество сильно повлиял "золотой век" русской литературы, период 30-40-х гг. 19в. Лучшие образцы его творчества написаны на стихи Пушкина и Лермонтова, к примеру, популярные романсы - «Я вас любил» (на стихи Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно"» (на стихи Лермонтова). Они проникнуты глубоким лиризмом, настроением одиночества. Одним из шедевров Даргомыжского является опера «Русалка»(1855 г.). Опираясь на незаконченную пьесу А. С. Пушкина, композитор сам написал либретто. «Русалка» - первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, - отражение духовного мира героев, их переживаний и характеров. В 60х гг. Даргомыжский получил широкое признание общественности. С большим успехом прошли премьеры его опер, композитор был избран членом комитета Петербургского отделения Русского музыкального общества.
Могучая кучка»
Во - второй половина 19 века - пореформенное время, происходят существенные сдвиги в общественном развитии. Либеральные реформы находят отражение в системе духовно-эстетических ценностей, литературе и театре, в живописи и музыке. Музыка отразила все многообразие нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы. Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника - первозданной природы. Вторая половина XIX века - время возникновения товарищества, получившее с легкой руки критика В.В. Стасова, наименование «Могучая кучка». В него входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. «Могучая кучка» - уникальное явление русской музыки. Она оставила след во многих сферах духовной жизни России. В следующих поколениях музыкантов - вплоть до нашего времени - немало прямых последователей Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные воззрения явились эталоном для передовых деятелей культуры на долгие десятилетия. Главой «Могучей кучки» являлся Милий Алексеевич Балакирев (1836/37-1910). Он был одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Дирижером Русского музыкального общества, управляющим Придворной певческой капеллы. Самые ценные его произведения - это «Увертюра на темы трех русских песен»(1858), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.
Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократических идей 60х. гг. 19в. Мусоргский смог многосторонне раскрыть в музыке правду жизни русского народа, воссоздать, как сказал В.В.Стасов, «весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности». В своих произведениях Мусоргский выступает бескомпромиссным обличителем общественного неравенства. В 1868 г. композитор приступил к сочинению оперы Женитьба» (по комедии Н. В. Гоголя). Работы осталась незаконченной, но подготовила Мусоргского к написанию оперы «Борис Годунов» (1869 г.), ставшей выдающимся явлением в русской музыке. Эта опера близка по духу революционно-народническим настроениям, которыми жило российское общество в 60-70 гг. 19 века. Мусоргский - композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и стремлениях русского народа. Его творчество было настолько уникальным и необычным, что до сих пор оказывает большое воздействие на композиторов разных стран. Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) - неповторимо самобытный композитор. В музыке во многом продолжал традиции Глинки. В своих работах Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются лирические, душевные, полные страстей и нежности образы. Он является одним из основателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, положившая начало героико-эпическому направлению в русской симфонической музыке. Произведение древнерусской литературы 12 века - "Слово о полку Игореве" вдохновило его на создание оперы «Князь Игорь», опера была завершена Римским-Корсаковым в 1890 г. «Князь Игорь» - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. Музыка оперы во многом опирается на мотивы народных песен - русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены, как русские, так и восточные.
Николай Андреевич Римский-Корсаков(1844-1908). Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое положение. Как и все «кучкисты», композитор использовал в творчестве события русской истории, картины народного быта, образы Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его работ. (Берендеево царство в «Снегурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане»). Оригинальность стиля и художественного метода композитора с наибольшей глубиной раскрылись в опере. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых,, композиционных, драматургических и стилистических решений. Среди них - сочинения, тяготеющие к номерной структуре («Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста») и к непрерывному развитию («Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»); оперы с широкими массовыми сценами («Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Китеж». Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не так масштабно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народными песеннями и танцами) симфонизму. Римский-Корсаков оставил большое наследиепрактически во всех жанрах. Его произведения разнообразны по содержанию, но основная черта их - глубокое проникновение в жизнь и быт народа, его думы и чаяния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|