Пути целенаправленной деятельности органов государственного и военного управления по повышению качества жизни семей офицеров
Анализ полученных результатов, выявленные противоречия и проблемы качества трудовой, потребительской, семейно-родовой и культурно-образовательных сфер жизнедеятельности позволяют определить пути целенаправленного воздействия органов государственного и военного управления на военно-социальную среду и членов семей офицеров в целях повышения их качества жизни. 1. Пути повышения качества трудовой сферы жизнедеятельности семей офицеров: - проведение всесторонне обеспеченных плановых занятий по боевой подготовке в воинских соединениях и частях с использованием последних технических разработок и методов обучения и воспитания; - реструктуризация денежного довольствия офицерского состава: уменьшение количества надбавок, существенное повышение денежного содержания офицерского состава; - целенаправленное проведение мероприятий воинского (трудового) воспитания членов семей офицеров с учетом изменяющейся геополитической ситуации в мире, места и роли России в мировой политике; - обеспечение трудовой занятости жен офицеров, изменение подходов к вопросам предоставления выплат женщинам, не имеющим возможности устроиться на работу, увеличение заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил до минимального прожиточного минимума; - проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности военной службы, сохранение жизни и здоровья военнослужащих и гражданского персонала; - создание механизмов реализации комплекса льгот и социальных гарантий членов семьи офицера, установленных действующим законодательством. Исключение практики утверждения в войсках (силах) нормативных актов, не имеющих механизмов реализации и противоречащих федеральному законодательству;
- внедрение мер, направленных на материальное и моральное стимулирование офицеров, добившихся высоких результатов в боевой подготовке, поддержании крепкой воинской дисциплины среди подчиненных подразделений, создании условий для комфортного проживания семей военнослужащих. 2. Пути повышения качества потребительской сферы жизнедеятельности семей офицеров: - строительство и развитие инфраструктуры военных городков и гарнизонов – торгово-бытовых комплексов, автомобильных дорог, мест для стоянок личных автомобилей; - развитие сферы военной торговли, обеспечивающей семьи военнослужащих качественными продовольственными и непродовольственными товарами по приемлемым ценам; - проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение постоянным и служебным жильем семей офицеров; - проведение текущего (капитального) ремонта и поддержание в надлежащем состоянии имеющегося жилищного фонда и коммуникаций; - установление единых социальных стандартов содержания и обслуживания жилых помещений. 3. Пути повышения качества семейно-родовой сферы жизнедеятельности семей офицеров: - моральное и материальное стимулирование многодетных семей офицеров, а в настоящее время и семей, имеющих два ребенка; - развитие сферы доступного и качественного медицинского и санаторно-курортного обслуживания членов семей офицеров; - установление адресных стандартов медицинского обслуживания членов семей офицеров; - развитие сферы физической культуры и туризма, пропаганда здорового образа жизни среди семей офицеров; - нравственное воспитание членов семей офицеров, формирование чувства ответственности за судьбу страны, семьи, будущее своих детей; - проведение комплекса мероприятий по охране окружающей среды – почвы, воздушного и водного бассейнов.
4. Пути повышения качества культурно-образовательной сферы жизнедеятельности семей офицеров: - обеспечение доступности в получении качественного среднего образования (посещение дошкольных заведений) детей офицеров; - моральное и материальное стимулирование офицеров, склонных к повышению своего образовательного уровня, участвующих в рационализаторской и научной деятельности; - строительство и развитие многофункциональных и современных культурно-досуговых учреждений в гарнизонах и военных городках; - обеспечение доступности членам семьи офицеров культурных ценностей и возможности проведения досуга; - правовое и эстетическое воспитание членов семей офицеров, формирование правовой культуры среди членов семей офицеров; - оптимизация имеющихся общественных организаций армии и флота и повышение их роли в повседневной деятельности военных организаций. Такой подход к определению основных путей повышения качества жизни семей офицеров позволит выработать реально выполнимые практические рекомендации.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И АПРОБАЦИЯ Полученные результаты исследования качества жизни семей офицеров могут быть использованы в качестве аналитического материала, необходимого для принятия управленческих решений, предупреждения негативных тенденций, в процессе подготовки профессорско-преподавательского состава вузов и проведения занятий по боевой подготовке в воинских соединениях и частях. Исследование показало, что проблемы качества жизни семей офицеров носят комплексный характер. Представляется, что их необходимо решать на всех уровнях федерального и местного управления. В связи с этим предложены три группы практических рекомендаций организационно-практического характера. Первая группа предложений и рекомендаций для органов государственного управления федерального уровня. На данном уровне повышения качества жизни семей офицеров предлагается: - утвердить в законодательном порядке социальные стандарты в области оказания бесплатных медицинских услуг, получения бесплатного среднего образования, оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства. Восстановить ранее существующий стандарт черты бедности – «минимальный потребительский бюджет», учитывающий расходы не только на самое необходимое – питание и одежду, но и на удовлетворение культурных потребностей. Принять закон «О минимальных социальных стандартах в Российской Федерации»;
- провести реорганизацию системы денежного довольствия офицерского состава: значительно уменьшить количество дополнительных выплат, увеличив размеры денежного содержания. Требуется увеличить разницу как между тарифными разрядами по воинским должностям, так и окладами за воинские звания. В итоге размеры денежного довольствия должны стать на 20–25 процентов выше средней заработной платы по стране; - внести поправку в п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, касающуюся порядка получения жилья семьями офицеров от Минобороны. Офицер должен заключать не договор социального найма, а получать предоставляемое ему жилье в собственность; - внести поправки в Постановление правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 873 «О создании единой системы военной торговли», направленные на льготное налогообложение товаров, продаваемых на предприятиях военной торговли; - внести дополнение в Федеральный закон № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», касающееся обязательного учета размера семьи офицера при выплате ипотечного кредита; - при составлении сметы расходов на 2009–2011 финансовые годы предусмотреть выделение финансовых средств на капитальный и текущий ремонт жилого фонда гарнизонов и военных городков; - оказывать моральную поддержку и материальную помощь многодетным семьям, а также имеющим на данный момент два ребенка. Разработать Федеральную целевую программу «Многодетные семьи», вернуть звание «Мать-героиня». Вторая группа рекомендаций предназначена для органов управления Министерства обороны. На данном уровне повышения качества жизни семей офицеров предлагается: - выйти с законодательной инициативой о внесении дополнения в ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», касающуюся формы заключения контракта на военную службу. Контракт на военную службу должен быть дополнен приложениями, конкретизирующими обязательства и ответственность Минобороны и офицера. Необходимо предусмотреть денежные выплаты офицерам, заключающим второй и последующий контракты с Министерством обороны. Целесообразно прекращать контракт с офицером, имеющим судимость;
- в условиях стабильного финансирования Вооруженных Сил, в частности медицинских учреждений, военных санаториев и домов отдыха, отменить практику «коммерческого обслуживания населения» силами медицинских учреждений Министерства обороны; - разработать положение «О культурно-оздоровительном центре воинской части (соединения)», учитывающее современные запросы членов семей офицеров. После практической реализации данного положения обеспечить бесплатный доступ членов семьи офицера в эти центры, предлагая плату только за конкретные услуги; - реорганизовать работу общественных организаций воинских соединений и частей: проанализировать целесообразность их существования, обеспечить действенность решений существующих общественных организаций. Существенно поднять статус офицерского собрания, законодательно закрепив перечень его прав и обязанностей; - существенно расширить полномочия экологических служб Минобороны, в том числе по анализу экологической обстановки в местах проживания семей военнослужащих, принятию административных и судебных мер к командирам (начальникам), не выполняющим требования экологической безопасности, внести дополнение в ст. 81 Общевоинских уставов ВС РФ, предусматривающую личную ответственность командира за экологическое состояние района дислокации части и мест проживания военнослужащих; - совершенствовать систему воинского, правового, нравственного, эстетического воспитания в школах, вузах, в системе боевой подготовки войск с учетом складывающейся геополитической ситуации, изменения ценностных ориентаций членов семей офицеров и необходимости изучения вопросов управления качеством жизни; - широко освещать в средствах массовой информации, в частности на НТК «Звезда», военных программах федеральных каналов жизненные проблемы, стоящие перед семьями офицеров и пути их решения. Третья группа рекомендаций предназначена для органов управления воинских соединений и частей. На данном уровне повышения качества жизни семей офицеров предлагается: - обеспечить проведение полноценной боевой подготовки, активизировать усилия по соблюдению дисциплины, соблюдению регламента служебного времени;
- возродить и шире использовать в процессе боевой подготовки систему наставничества со стороны опытных офицеров; - обеспечить личную примерность командиров и начальников в вопросах приверженности здорового образа жизни, создать нетерпимую обстановку вокруг лиц, склонных к употреблению алкоголя; - активно сотрудничать с центрами занятости субъектов Российской Федерации в целях трудоустройства жен офицеров; - обеспечить работу бесплатных кружков, секций для членов семей офицеров при домах офицеров, общеобразовательных школах военных гарнизонов и городков, солдатских клубах; - использовать возможности построенных на территории воинских частей православных храмов по пропаганде семейных ценностей и духовной нравственности. Предложенные практические рекомендации требуют совершенствования социологического сопровождения управленческих решений. В настоящее время единственной структурой в Вооруженных Силах, организующей и проводящей социологические исследования в войсках, является Социологической центр. За пять лет своего существования Социологическим центром накоплен значительный опыт по социологическому сопровождению мероприятий военного строительства, в частности Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004–2007 годы» и др. Для повышения эффективности работы требуется поднять статус Социологического центра. Учитывая особую значимость социальной группы – офицеры армии и флота и их семьи, – традиции российской действительности, целесообразно объединить предложенные практические рекомендации правового, финансового и воспитательного характера в федеральную целевую программу «Качество жизни семей офицеров». Основной целью данной программы должен стать последовательный рост материального благосостояния, воспитание духовности и улучшение качества жизни защитников нашего Отечества. Таким образом, предложенные в результате исследований практические рекомендации акцентируют свое внимание на социальных проблемах и приоритетах качества жизни семей офицеров, от успешного решения которых зависит состояние боеготовности армии и флота и внутренняя стабильность в российском обществе. Апробация исследования. В процессе исследования основные теоретико-методологические положения, практические результаты, выводы докладывались и были одобрены: на международной научной конференции «Современное состояние военно-гражданских отношений в России» (2005), научном семинаре «Социально-политические процессы и экономическое состояние России» (2005), II Всероссийском социологическом конгрессе (2003). Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение и практическую реализацию в ежегодных докладах Правительству РФ «Мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей», подготовке директив Министра обороны Д-14 1999 г. «О порядке проведения мониторинга в Министерстве обороны Российской Федерации», Д-65 2004 г. «О внесении изменений в Д-14», а также в ряде информационно-аналитических материалов, представленных в органы военного управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|