Источники. Религия любви. Сыны вдовы. Происхождение религии любви. Манихеизм
Источники
Knorr. Cabala Denudata. 1677. Freystadt. Cabalistische Philosophic. Konigsberg, 1830. Frank. La Cabala. Paris, 1843. Munster. Versuch tiber die Alterthumer der Gnostiker. Anspach, 1790. Schmidt. Ueber die Verwandtschaft der Gnostisch‑ theosophischen Lehren mit den Religions‑ Systemen des Orients. Leipsic, 1828. Matter. Histoire critique du Gnosticisme. Paris, 1847.
Религия любви
Крестоносцы, во время своего пребывания на Востоке, изучили все разнообразные виды, отличающие христианские секты. Они присвоили себе доктрины гностиков и манихеев, которые казались им менее извращенными, чем учение римских первосвященников. Рагон
Сыны вдовы
Происхождение религии любви
Один персидский невольник, могущественное изображение которого придумало безотрадную доктрину, но необыкновенную по оригинальности вымысла и разнообразию эпизодов, через три столетия после появления Христа, когда ориентализм исчезал с Запада, основал теогонию и учредил секту, которая оживила восточное влияние в Европе и посредством Крестовых походов распространила раскол и возмущение в католическом мире. Поступок этого мятежного ученика Зороастра, этого восстановителя древней веры магов, смешанной с христианскими обрядами и гностическими символами, имел распространение и продолжение, которые, хотя подвергались сомнению в прошедшем, современная критика открыла во внутренней философии большей части сект, составившихся в лоне католицизма. Во главе этого гигантского движения ума и совести, которое обрекло себя самым странным суевериям для того, чтобы сбросить иго Рима, находятся гностицизм и манихеизм, восточные секты, последний и достославный успех теогонии, которая, видя, что управление такой большой частью земли ускользает от нее, вздумала возвратить ее посредством таинств и вызывания поэтических призраков.
Манес
Манес, выкупленный из рабства богатой персидской вдовой, отчего его прозвали «сыном вдовы», а учеников его «сынами вдовы», привлекательной наружности, сведущий в александрийской философии, посвященный в митраические мистерии, проехал Индию, доезжал до границ Китая, изучил евангельское учение и, таким образом, жил среди религиозных систем, извлекая свет из всех и не оставаясь доволен ни одной. Он родился в благоприятную минуту, и его темперамент делал его способным к трудным и фантастическим предприятиям и планам. Обладая большой проницательностью и непреклонной волей, он понял обширную силу христианства и решился воспользоваться ею, скрыв гностические и каббалистические идеи под христианскими названиями и обрядами. Для того чтобы придать этому учению вид христианского откровения, он назвался Параклетом, возвещенным Христом Своим ученикам, приписывая себе гностическим способом большое превосходство над апостолами, отвергая Ветхий Завет и приписывая языческим мудрецам философию выше иудейской.
Манихеизм
Печальные умозрения дуализма, чистого и простого, вечность и абсолютное зло вещества, вечная смерть тела, неизменность принципа зла – вот что господствует в смеси, принявшей от Манеса свое название и смешивающей магизм с иудаизмом. Неведомый отец, превечное существо Зороастра, совершенно отвергается Манесом, который разделяет Вселенную на две несогласимые области: света и тьмы, одну выше другой; но между ними большая разница: первый, вместо того чтобы преклонить последнюю к добру, доводит ее до бессилия, побеждает, но не подчиняет и не убеждает ее. Бог света имеет бесчисленные легионы воинов (эонов), во главе которых находятся двенадцать высших ангелов, соответствующих двенадцати знакам зодиака. Сатанинское вещество окружено подобной же ратью, которая, будучи пленена прелестями света, старается завоевать его, почему глава небесного царства для отвращения этой опасности вливает жизнь в новую силу и поручает ей стеречь границы неба. Эта власть называется «Мать жизни» и есть душа мира, «божественная», первобытная мысль высшего существа, небесная «София» гностиков. Как прямое истечение из вечного, она слишком чиста, чтобы сливаться с материей, но у нее родится сын, первый человек, начинающий великую борьбу с демонами. Когда у человека недостает сил, живой дух является к нему на помощь и, отведя обратно в царство света, возносит часть небесной души, которая не заражена прикосновением к демонам, – совершенно чистую душу Искупителя, который привлекает к себе и освобождает от материи свет и душу первого человека. В этих темных доктринах кроется митраическое поклонение солнцу. Последователи Манеса разделялись на избранников и слушателей; первые должны были отказаться от всяких телесных наслаждений, от всего, что может помрачить в нас небесный свет; со вторыми обращались не так сурово. Оба могли достигнуть бессмертия посредством очищения в обширном озере, находившемся на Луне (крещение небесной водой), и освящения солнечным огнем (крещение небесным огнем), где витают Искупитель и блаженные духи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|