Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия инфляции. Виды антиинфляционной политики

Оглавление

1. Спрос и закон спроса………………………………………………………………...2

1.1 Определение спроса…………………………………………………………..……2

1.2 Величина спроса……………………………………………………………………3

1.3 Кривая спроса………………………………………………………………………4

1.4 Закон спроса………………………………………………………………………...5

2. Последствия инфляции…………………………………………………………….12

2.1 Понятие инфляции………………………………………………………………...12

2.2 Виды инфляции……………………………………………………………………12

2.3 Последствия инфляции. Виды антиинфляционной политики…………………13

Библиографический список…………………………………………………………..16

 

 

Спрос и закон спроса

Определение спроса

Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего, сталкивается с проблемой спроса на данный товар. Допустим, он намерен вложить деньги в производство кожаных сумок. Но для этого ему в первую очередь следует установить, есть ли спрос на сумки и какова его величина.

Определение спроса.

Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар. Но определять спрос в экономике только на основе желаний покупателей практически невозможно и чревато серьезными ошибками. Можно с большой степенью вероятности предположить, что почти все школьники хотят иметь кроссовки фирмы «Reebok», однако производители этих кроссовок допустят серьезный просчет, если будут ориентироваться только на желания школьников. Каждому понятно, что на сегодняшний день далеко не для всех школьников это желание осуществимо.

Кроме желания иметь кроссовки, надо располагать возможностью их купить, а для этого необходимо, чтобы в кошельке было бы около 120 долларов. Те, у кого такой суммы денег нет, свое желание осуществить не смогут, и на эту группу покупателей изготовителям данного товара ориентироваться не следует. Следовательно,

Спрос- это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар.

Спрос не следует отождествлять с величиной спроса. От чего же зависит величина спроса?

 

Величина спроса

Прежде всего величина спроса будет определяться уровнем цены. Допустим, провели опрос большой группы возможных покупателей, в результате чего удалось выявить следующую зависимость между величиной спроса и ценой товара, которая представлена в табл. 1.1

Таблица 1.1- Зависимость величины спроса от цены товара

Цена (P)1, p. Величина спроса (Q)2, шт.
   
   
   
   
   
   
   

1- P- от англ. Price- цена;

2- Q- от агнл. Quanitty- количество.

 

Таблица 1.1 показывает, что повышение цены сопровождается снижением величины спроса. Так, при цене 10 р. за луку товара величина спроса будет равна 50 штукам товара. 1овышение цены до 15 р. повлечет за собой снижение величины спроса до 42 штук, и т. д.

Эта зависимость величины спроса от уровня цены называется шкалой спроса. Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, мы имеем в виду установленное время и место. Если бы наше исследование проводилось в другой стране, регионе или в другое время, возможно, каждому уровню цены соответствовало бы другое значение величины спроса. Поэтому,

Величина спроса - это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Кривая спроса

Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить и в виде графика (см. рис. 1.1).

Полученная на графике кривая DD (от англ. demand — спрос) называется

кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины

спроса от уровня цены. Кривая DD построена в соответствии с данными, которые

приведены в табл. 1.1.


Рисунок 1.1- Кривая спроса

 

Кривая спроса показывает, что повышение цены понижает величину спроса. Например, если цена повысится с 15р. За штуку до 35р., то величина спроса уменьшится с 42 до 15 штук.

Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

- для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;

- для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.

Закон спроса

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта зависимость — обратная. Она формулируется в виде закона спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара:

 

Qd = ƒ(Р).


Как объяснить эту закономерность? На первый взгляд этот закон кажется очевидным. Тем не менее он требует объяснения, ибо не все очевидное истинно.

Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

1. В подавляющем большинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера.

2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара. Например, если цены на бананы снизятся с 30 р. до 20 р., покупатель вместо 2 кг бананов на 60 р. сможет купить 3 кг, хотя доход его не изменился. Он вырос лишь относительно упавшей цены на бананы.

3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.

4. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. Представьте себе, что вы находитесь в жаркий полдень на пляже и вас мучает жажда. Этим воспользуются предприимчивые люди и предложат вам купить бутылку «Фанты». Удовольствие, или полезность, полученное вами от первой выпитой бутылки, будет очень велико. Вторая принесет вам меньшее удовольствие, т. е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство из вас согласится купить только при условии, если вам ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка, а для кого-то станет даже отрицательной.

Рассмотренные аргументы дают нам возможность объяснить, почему кривая спроса направлена вниз слева направо, т. е. имеет отрицательный наклон: уменьшение отрезка цены на вертикальной оси сопровождается увеличением отрезка, отражающего величину спроса на горизонтальной оси.

Бывают ли исключения из этого правила?

Эффект Гиффена

Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837—1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эффектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание.

Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказываться от покупки мяса и других полноценных продуктов и тратить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положительный наклон.

Другие факторы, влияющие на спрос

Рассматривая влияние цены на величину спроса, мы упростили ситуацию по сравнению с тем, что происходит в реальной жизни. Мы считали, что прочие факторы, которые влияют на величину спроса, остаются неизменными. Однако на практике изменения спроса зависят от ряда факторов, которые не связаны с изменениями цены данного товара.

Вернемся к нашему примеру и предположим, что в обследуемой группе потенциальных покупателей данного товара произошло изменение величины доходов их семей: заработная плата выросла. Как это отразится на шкале и графике спроса?

В новых условиях шкалу спроса показывает таблица 1.2.

Таблица 1.2- Зависимость величины спроса от цены товара при возросших доходах покупателей

Цена (P), p. Количество товара (Q), шт.
   
   
   
   
   
   
   


Рассмотрение шкалы спроса позволяет сделать вывод том, что закономерность взаимодействия величины спроса и цены сохранилась: увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса. Но теперь каждому значению цены соответствует больший объем спроса. В условиях общего роста доходов и при низких, и при высоких, и при средних ценах будет произведено больше покупок. Как это отразится на графике?

Построим рядом с прежней кривой DD новую кривую спроса D'D'.

График показывает, что произошел сдвиг кривой спроса вправо, что свидетельствует об изменении спроса. Теперь мы должны сделать существенное уточнение двух понятий — спроса и величины спроса — и провести различие между ними.

Изменение величины спроса вызывается только изменением цены данного

товара и может быть проиллюстрировано движением по точкам кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точку В и С на кривой DD показывает, что снижение цены товара ведет к росту величины спроса.

Изменение же спроса, его рост или уменьшение, найдет отражение в новом положении кривой спроса относительно первоначального. Рост спроса, например вследствие увеличения доходов, сдвинет кривую спроса вправо, а уменьшение доходов приведет к снижению спроса, кривая спроса в этом случае сместится влево.

Какие же факторы приводят к сдвигу кривой спроса, т. е. вызывают увеличение или уменьшение спроса?

1. Уровень дохода покупателей. Влияние этого фактора мы уже проанализировали. Здесь нам остается уточнить, что рост доходов покупателей неодинаково влияет на спрос на разные типы товаров. Различают «низшие» и «нормальные» товары.

К «низшим» товарам относят те блага, которые приобретаются, как правило, людьми с низкими доходами. Это менее ценные товары, хотя качество их может быть хорошее. Например, к «низшим» товарам можно отнести крупу, хлеб, макароны, товары «сэконд-хэнд», услуги по ремонту обуви и т.д.

С ростом доходов населения спрос на «низшие» товары сокращается, кривая спроса сдвигается влево. Люди меньше покупают хлеба, маргарина, круп, заменяя их фруктами, овощами, мясом, сливочным маслом, отказываются от ремонта сносившейся обуви, покупая новую, и т.д.

«Нормальные» товары — товары более ценные, более полезные. Их потребление отражает высокий уровень благосостояния людей. Если доходы потребителей возрастают, они увеличивают покупку «нормальных» товаров, таких, как мясо, ценные сорта рыбы, овощи, фрукты, спортивный инвентарь, услуги бюро путешествий и т. д. Спрос на них возрастает, кривая спроса сдвигается вверх вправо.

2. Вкусы и предпочтения потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей меняются довольно часто. Они зависят от успешно проведенной рекламной кампании, разъяснительной работы (например, о вреде курения), маркетинговых мероприятий, связанных со стимулированием сбыта, появления новинок производства, изменения моды, сезона года.

3. Спрос на товары будет изменяться, если изменяются цены на другие товары, каким-либо образом связанные с данным товаром. В этой связи необходимо провести различие между взаимозаменяемыми и дополняющими товарами.

Взаимозаменяемые товары — это группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, различные средства для стирки белья, те или иные виды прохладительных напитков и т. д. В случае если значительно увеличится цена на стиральные порошки, спрос на мыло вырастет, так как оно окажется относительно дешевле. Тогда кривая спроса на мыло сдвинется
вправо. При уменьшении цены на «Пепси- колу» спрос на «Фанту» сократится и кривая спроса на «Фанту» переместится влево.

Дополняющие товары — это товары, которые не могут потребляться один без другого. Примерами дополняющих товаров могут служить фотоаппараты и фотопленка, магнитофоны и кассеты, теннисные ракетки и теннисные мячи и т. д. Если увеличится цена на теннисные ракетки, то спрос на мячи упадет. Тогда кривая спроса на теннисные мячи сдвинется влево.

4. Ожидание изменения доходов и цен. Спрос на товары связан с ожидаемыми людьми изменениями доходов и цен. Если принимается решение о повышении заработной платы в предстоящем месяце, то люди до того, как вырастут их доходы, начнут больше покупать товаров. Они откажутся от части своих сбережений, совершат отложенные покупки, что вызовет рост спроса на товары.

Такой же эффект вызывает и ожидание роста цен. В этом случае люди постараются запастись товарами впрок и истратить деньги, которые, как ожидается, в ближайшее время обесценятся. Спрос на товары возрастет, независимо от того, дороги они или дешевы.

5. Изменение числа покупателей. Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей. Так, если лоток с мороженым подвезти к зданию школы, многие школьники, проходя мимо, захотят купить это лакомство, так как не надо будет бежать на перемене к ближайшему универсаму. В этом случае спрос на мороженое возрастет. Будет больше куплено как недорогих его сортов, так и тех, которые стоят дороже.

Увеличение рождаемости вызовет рост спроса на товары детского ассортимента.


Рисунок 1.2- Сдвиг кривой спроса

В результате того что доходы покупателей увеличилась кривая спроса сместилась вправо. Если первоначально она занимала положение DD,то теперь она занимает положение D’D” (пунктирная линия)

 

Последствия инфляции

Понятие инфляции

1. Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценива­ние бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

1а. Основные источники инфляции

Повышение номинальной заработной платы (например, под давлением профсоюзов, когда ее увеличение не обусловлено повышением производительности труда)

Увеличение цен на сырье и энергию (вследствие чего нарушается механизм предложения)

Увеличение налогов

1б. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Стагфляция — инф­ляция, сопровождае­мая стагнацией (лат. stagnum — стоячая вода) производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен

Виды инфляции

По характеру протекания:

- открытая – отличается продолжи­тельным ростом цен на товары и услуги;

- скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одно­временном росте денежных доходов населения.

В зависимости от темпа роста цен:

- умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);

- галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);

- гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год).

По степени расхождения роста цен по различным товарным группам:

- сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

- несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.

Последствия инфляции. Виды антиинфляционной политики

Для сферы производства:

- снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

- обесценение всего фонда накопления;

- обесценение кредитов;

- стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

- перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

- отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

- обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

- определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

- снижение покупательной способности денежной единицы.

Для экономических отношений:

- владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

- потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

- поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;

- кредиторы избегают давать в долг.

Для денежной массы:

- деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.

НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует дело­вую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

1д. Виды антиинфляционной политики

- адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;

- ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

Если указанные меры не помогают, то тогда государство будет вынуждено проводить денежную реформу.

2. Денежная реформа — это полное или частичное изменение денежной системы страны. Данные изме­нения могут осуществляться государством несколькими методами. Методы денежной реформы

- дефляция (от лат. de-flatio — выдувание) – сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков;

- деноминация (от лат. denominatio — пере­именование) – укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые;

девальвация (от лат. de — приставка, озна­чающая понижение, и valeo — стою) – уменьшение золотого содержания де­нежной единицы (при золотом

стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам;

- ревальвация (от лат. re — приставка, означающая возобновление, возврат, и valeo — стою) – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т.е. процесс, про­тивоположный девальвации;

- нуллификация (от лат. nullificatio — уничтожение) – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу.

 

Библиографический список

1. Васильчук Е. Вдогонку за спросом // Российская бизнес-газета № 440, 2010.
2. Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма. М., 2011. С.22

3. Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др./Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень), 10-11 класс, Вита-Пресс

4. Камаев В.Д. «Экономическая теория»: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 640 с.

5. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. - 528 с.
6. «Курс экономической теории» под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров.: АСА, 2008.

7. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс: принципы, проблемы, политика».- М: Республика, 2003 г.

8. Маркс К. Экономические рукописи, 1857-1861. М., 1980. Ч.1.

9. Родионов С.С, Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М., 2009. 10 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2011.

10. Семенов С.К. Деньги: модель спроса и предложения // Финансы и кредит, № 24, 2009, 264 с.
11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов - на – Дону.: Феникс, 2009, 608 с.
12. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 640 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...