Эволюция развития управленческой мысли
Тема 1. Основные направления и школы менеджмента. (Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента) ПЛАН 1. Менеджмент, его предмет 2. Эволюция развития управленческой мысли Менеджмент, его предмет История возникновения и развития менеджмента насчитывает 7 тысячелетий и 5 управленческих революций, радикально менявших роль и значение управления в жизни общества. Управленческие революции: религиозно-коммерческая, светско-административная, производственно-строительная, капиталистическая, бюрократическая. Попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления относятся к к.19-нач.20 вв. Они были ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как: ü Массовое производство и массовый сбыт; ü Ориентация на рынки значительной емкости; ü Ориентация на крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научными принципами и нормами. Менеджмент (как наука) зародился на рубеже XIX–XX вв. В этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Отправной точкой развития менеджмента считают 1866г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». Менеджмент – в переводе с англ. означает «управление». Слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус» – рука и употребляется по отношению к людям, ресурсам, к коллективам и к организациям. Отсюда термин «менеджмент» буквально означает руководство людьми.
Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих поддержание режима деятельности, реализацию их целей и задач Рассматривая управление как систему, в ней всегда выделяют две основные подсистемы: 1. управляющая подсистема (субъект), орган управления 2. управляемая подсистема (объект), объект управления Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации. Информация служит основой управления, эффективность осуществления которого находится в зависимости от качества информационной системы. Для выработки управляющих воздействий орган управления использует информацию о ходе бизнес-процесса (из управляемой системы) и информацию о внешней среде.
Обратная связь (инфо о сост объекта управления) Прямая связь (управляющие воздействия)
Современное понимание менеджмента многозначно: • наука об управлении; • практика управления; • искусство управления; • управленческий орган предприятия; • элемент национальной культуры Менеджмент как наука изучает принципы и закономерности управления социально - экономическими процессами; функции управления, методы управления, культуру управления, лидерство и т.д. Объектом науки менеджмент выступает деловая организация и совместная деятельность людей в ней, а также финансовые, инвестиционные, производственные и другие процессы, обеспечивающие достижение поставленных целей Предметом науки менеджмент являются межличностные и межсистемные отношения, возникающие в процессе управления организацией В эволюции теории менеджмента выделяются два основных направления:
· организационно-техническое · социально-поведенческое Существовали и смешанные направления, отражавшие специфику менеджмента отдельных стран. Современный менеджмент характеризуется изменением содержания функции планирования, всесторонним исследованием факторов успешной деятельности предприятия, ориентацией управления в зависимости от результатов, развитой теорией и практикой маркетинга, разработкой эффективных технологий принятия решений. Эволюция развития управленческой мысли Школы науки управления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|