Налоговые системы некоторых западноевропейских стран.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Система налогов в развитых западноевропейских странах настолько же многообразна и разветвлена, как и в США. Также имеются федеральные, или общегосударственные налоги, налоги регионов (земель, провинций) и местные налоги. Степень налогообложения в Европе, пожалуй, выше, чем в Северной Америке. Так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в США составляет около 30%, в Канаде — 31—34%. Во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40%, в Германии составляет 37—38%. В европейских странах, как правило, местные налоги при всей их множественности играют более вспомогательную роль. Основные (федеральные) налоги распределяются в законодательно определенном соотношении между бюджетами всех уровней. Особенно отчетливо это проявляется в Германии. Налоги Франции можно классифицировать на три крупные группы: подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. При этом налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность являются умеренными. Основная ставка налога на добавленную стоимость в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка —22% — применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кинофототовары, табачные изделия, парфюмерия, ценные меха. Пониженная ставка 5,5% применяется для большинства продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книг и медикаментов. Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.
Перейдем к подоходным налогам Франции. Налогообложению предприятий подлежит чистая прибыль. Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги. Здесь ставки налога колеблются от 10 до 24%. В отличие от США социальный налог во Франции уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35900 франков, по ставке 8,5% — в интервале от 3,5901 до 71 700 франков и 13,6% — для выплат выше указанной суммы. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Местные органы власти являются важными субъектами экономической жизни. В Великобритании налоги можно классифицировать по пяти крупным группам. В соответствии с этим структура налоговых поступлений 1992—1993 финансовый год была такова. 1. Прямые налоги на доходы — 45,9%. В эту группу входят: подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство. 2. Косвенные налоги - 31,4%. Наиболее крупным доходным источником из них служит налог на добавленную стоимость. 3. Местные налоги — 9,6%. Наиболее крупный из них — налог на недвижимость. 4. Налоги на деловую активность — 7,4%. 5. Прочие налоги — 5,7%. Действуют три ставки подоходного налога. Облагаемый доход до 2500 фунтов стерлингов —20%, от 2501 до 23700 фунтов стерлингов — и свыше 23 700 фунтов стерлингов — 40%.
Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась следующим образом: 52% — 35—33%. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки — 25%. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов стерлингов в год. К прямым налогам можно отнести взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю. Как уже упоминалось, главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка НДС в Великобритании 17,5%. Но при этом не облагаются следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги. Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к цене. товара. Ставка акцизных сборов колеблется обычно в пределах от 10 до 30%. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог с игорного бизнеса. Из местных налогов основным является налог на имущество. Иначе обстоит дело в Германии. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог физических лиц (этот основной источник государственных доходов) определяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются федеральный бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей земли 5% — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами давления, но им остается 50%, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость распределяется по всем трем бюджетам. Говоря об этом налоге Германии, часто применяют термины «налог с продаж» или «налог с оборота». Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где вменяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов.
Основными видами налогов в Германии являются: подоходный налог физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии. Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28%. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7%. Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42%. Промысловый налог — один из основных местных налогов, им облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Например, ставка 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала.
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме:акциза на пиво, идущего в бюджеты земель. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между нанимателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах. Достаточно близка к германской налоговая система Австрии. Налог на доходы корпораций взимается по ставке 34%. Налог на добавленную стоимость составляет 20%, а для продовольственных товаров, книжно-журнальной продукции и медикаментов применяется пониженная ставка 10%. В Италии прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный и уплачивается в бюджет по фиксированной ставке 36%. Обычная ставка налога на добавленную стоимость в Италии составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой -— 13,9 и 4°/о. Со скидкой облагаются продовольственные товары, самая низкая ставка может применяться только к государственным предприятиям. Вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связанные с ними операции не облагаются налогом на добавленную стоимость. Косвенные налоги на потребление применяются к некоторым специфическим видам товаров. К ним относятся, например, крепкие алкогольные напитки, пиво, спички, бананы, строительные материалы. Итак, прямые подоходные налоги на физических и юридических лиц, включающие налогообложение земли и недвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление обеспечивают главную часть доходов страны. Налог на рекламу служит муниципальным налогом. Им облагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны разные. Они зависят от финансового состояния муниципалитета, а также дифференцируются в зависимости от видов и целей рекламной деятельности. Налог на автотранспорт носит двойной характер. Он функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все владельцы транспортных средств: юридические и физические лица. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности мотоpa, выраженной в лошадиных силах. Высокие налоги функционируют в Скандинавских странах. Рассмотрим налоговую систему небольшой, но развитой в промышленном отношении Дании. Крупные доходы приносит налог на добавленную стоимость. Его ставка по сравнению с общемировым уровнем достаточно высока — 25°/о. Налог на прибыль корпораций уплачивается по ставке 34%, что соответствует мировому уровню.
Акцизами облагается достаточно обычная группа товаров народного потребления по дифференцированным ставкам. Это алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, легковые автомобили. Для последних эта ставка наиболее высока - 180%. Экспортные товары освобождаются от акцизов и от налога на добавленную стоимость. Налог на социальное страхование составляет 3% фонда оплаты труда. Две трети его уплачивает работодатель и одну треть — наемный работник. Налог на имущество устанавливают муниципалитеты, но в законодательно разрешенных пределах от 0,6 до 5%. Юридические и физические лица уплачивают его по одинаковым ставкам. В Швеции налог на корпорации составляет в настоящее время 30%. Но до 1991 г. он был на уровне 52%, т.е. одним из наиболее высоких среди развитых стран. Налог на добавленную стоимость взимается в государственный бюджет по ставке 25%. Для продовольственных товаров ставка понижается до 21%, для гостиничных услуг — до 12%. От уплаты НДС помимо экспортных товаров освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело, услуги учреждений культуры. Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия. Общая сумма начислений на фонд оплаты труда составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельцах фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже несколько выше, а именно 39,3%. Приведем ставки налога на доходы корпораций в некоторых не упомянутых западноевропейских странах: Бельгия — 43%, Греция — 49, Испания — 35, Норвегия — 28, Португалия — 36,5, Турция — 46, Финляндия — 33%. На этом фоне исключением выглядит Швейцария с весьма льготной налоговой ставкой всего 9,8%. Налоговая система Японии Остановимся на некоторых аспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран. В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам. Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц. Вторая — прямые налоги на имущество. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги. Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый высокий доход государству приносит подоходный с юридических и физических лиц. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог в размере 5% государственного, что дает ставку 1,67% прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% государственного, или 4,12% прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель. Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%. Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не облагается при его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется трехпроцентный налог. Общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций. Региональные налоги и местные налоги — преимущественно косвенные: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство. При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы, по крайней мере, основные тенденции во второй половине 80-х — начале 90-х годов. Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами. В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Заключение. Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. При высоких ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику». Конечно, трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения. Она должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, например, считают, что при таких ставках налогов, как в Швеции, Дании, в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения. Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один — два источника — с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось? Во-первых, заметим, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии,. Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции — соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц. Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании —35%, Бельгии — 43%, Германии — 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль). В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят начиная с 2001 г. в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 7,5 %.. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 14,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ. И сумма налога, исчисленная по ставке 2%, зачисляется в местные бюджеты. Для фирм, занимающихся посреднической деятельностью, эти ставки выше, а по доходам от казино, видеотек и т.п. ставки могут доходить до 80% от прибыли. В-третьих, если по размерам ставок налогов российские налоги приближены к общемировым, то по количеству самих налогов Россия «опережает» многие страны. (В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов.) Такое количество налогов не всегда соответствует реальной экономической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбору, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавьте к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России нуждается в совершенствовании. Назрела острая необходимость в упорядочении как количества налогов, так и в методах их взимания, что приведет к повышению собираемости налогов.
Список используемой литературы: 1. Черник Д.Г., Глинкин А.А., Морозов В.П., “Налоги”, Москва, изд. “Финансы и статистика”, 2000 г. 2. Камаев В.Д. и колл. авт., “Экономическая теория”, Москва, “Гуманитарный исследовательский центр “ВЛАДОС”, 1997 г. 3. А.В. Перов, А.В. Толкушкин, “Налоги и налогообложение”, Москва, изд. “Юрайт-М”, 2002 г. 4. Уткин Э.А. “Цены. Ценообразование. Ценовая политика” Москва, изд. “ЭКМОС”, 1998 г. 5. С.В. Разгулин, “О некоторых вопросах установления налогов и сборов”, журн. “Налоговый вестник” №№ 9,11,12 2001 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|