Статья 21. Предмет надзора
1. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. 2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. 37. Ст. 22 Закона. Носят смешанный характер, основные полномочия прокурора носят опосредованный характер, но вспомогательные полномочия носят властно- распорядительный характер (проходить в помещение, получать доступ к материалам, требовать проведения ревизий или проверки деятельности должностных лиц, требовать предоставления документов, статистики, требовать выделение специалистов для проведения проверок, вызывать должностных лиц для дачи пояснений). Повод - любая информация. Сроки проведения прокурорской проверки законом не определены (если производится проверка по заявления гражданина - срок не может превышать срока, установленного для рассмотрения такого заявления).
Статья 22. Полномочия прокурора 1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. 2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. 3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона. 4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
38. Прокурорские проверки исполнения законов — это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при наличии сведений о нарушении закона. Однако проверки законности содержания административно задержанных в камерах (комнатах) временного содержания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабилитации или в приемниках-распределителях проводятся прокурорами периодически и при отсутствии сведений о нарушении законов. Без сигналов о нарушении законов проводятся военными прокурорами проверки законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке. Являясь разновидностью расследования, проверки служат установлению истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении закона, т. е. имело ли место нарушение закона. Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, скажем, в социальной, банковской и других сферах. Проверки могут быть сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция — в другом. Все перечисленные проверки являются первичными. Прокуроры проводят также повторные, или контрольные, проверки. Основной целью проведения контрольной проверки является определение качества, в основном полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником, не имеющим достаточного опыта работы. По результатам проверки прокурором — руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.
39. Протест. Ст. 23 закона, в случае выявления правовых актов или их отдельных положений, противоречащих закону, прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест, как правило, направлен на правовой акт, но он может быть направлен и на действия, бездействия или устные приказания. Основное содержание протеста - мотивированное предложение прокурора об отмене незаконного акта полостью или в части либо о приведении его в соответствии с законом, а также о прекращении незаконного действия или бездействия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прерогатива прокуроров определяется их компетенцией. Принесение протеста не приостанавливает действие акта. Протест может быть принесен только в письменном виде. Реквизиты протеста: 1) наименование органа или должностного лица, куда адресуется; 2) наименование акта «Протест»; 3) дата его принесения; 4) название опротестуемого акта, его номер и дата принятия, краткое изложение акта или опротестуемой части; 5) обоснование протеста, ссылка на конкретный закон; 6) предложение об отмене или приведения его в соответствии с законом; 7) способы восстановления нарушенного права; 8) указание на необходимость рассмотрения протеста в установленный срок, и дать ответ. Если протест адресуется коллегиальному органу, то в нем должно найти отражение о дне рассмотрения протеста. Закон устанавливает 10-дневный срок рассмотрения протеста, а если протест вносится на решение представительного, законодательного органа или органа местного самоуправления, то на ближайшем заседании. Однако, закон устанавливает, что при исключительных обстоятельствах прокурор может установить сокращенный срок. До рассмотрения протеста, он может быть отозван принесшим этот протест прокурором. Обязательно внести протест на незаконный акт.
Статья 23. Протест прокурора 1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. 2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. 3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. 4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. 40. Представление прокурора ст. 24 Закона. Представление - акт прокурорского надзора, направленный на устранение нарушения закона, причин этих нарушений, способствующим им условий, который вносится прокурором или его заместителем, который вносится в орган или должностному лицу правомочный устранить нарушение и подлежащий безотлагательному рассмотрению. Основная цель этого акта - устранение причин нарушения закона и условий им способствующим. В представлении должны быть указаны конкретные пути устранения нарушения. В месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о них должно быть сообщено прокурору. Статья 24. Представление прокурора 1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. 2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. 3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
41. Постановление ст. 25 Закона. Направлены на привлечение лица к той или иной ответственности (административная или уголовная). Различали два вида: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление направляется в тот орган или тому должностному лицу, которое в соответствии с КОАБ принимает решение по данному правонарушению. 10 дней должно быть рассмотрено и вынесено решение. Сообщить какое приняли решение (кроме суда). Статья 25. Постановление прокурора 1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. 2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Из книжки Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производстве об административном правонарушении. В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Последнее должно содержать следующие, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую информацию. Такое постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования. Постановление прокурора о возбуждений производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. В том случае, если прокурор обнаружит признаки состава преступления, то в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства России он обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление о возбуждении уголовного дела подписывается прокурором и направляется следователю и дознавателю для дальнейшего производства. 42. Предостережение о недопустимости нарушения закона ст. 25 прим. Закона. От 10 февраля 1995 года. Приказ №39/7. Прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Сущность в требовании о прекращении или отказе и разъяснение должностному лицу возможных неблагоприятных последствий. Признается, что предостережение может быть направлено и на бездействие. Рассматривается только как дополнительное средство. Перед объявление предостережения от соответствующего адресата должны быть получены объяснения. Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Из книжки Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений. Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. 43. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в статье 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными, комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры. Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов Федерации. Эти задачи в значительной степени совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов. Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находился в центре их постоянного внимания и чтобы прокуроры остро реагировали на факты ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы прокуроров должно быть соблюдение прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалиды, престарелые, дети, потерявшие родителей, и некоторые другие). Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведомственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Прокурор должен быть нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Одна из важнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов. В связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах. Речь должна идти о действиях, предупреждающих принятие или издание правовых актов представительными или исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или многих граждан, о принятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе, и т. д. Статья 26. Предмет надзора 1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. 44. Статья 27. Полномочия прокурора 1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор: · рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; · разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; · принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; · использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. 2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. 3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. 4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. 45. 46. Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 25.04. 2000 № 56 «Об организации надзора за исполнением федерального законодательства "Об оперативно-розыскной деятельности"» предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД. Поводами для проведения прокурорской проверки законности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются: • жалобы граждан и обращения должностных лиц на незаконные действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД; • результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях. Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности. Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД. Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования. Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непосредственное осуществление этих функций. Статья 29. Предмет надзора Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Статья 30. Полномочия прокурора 1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. 2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. 47. Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обладает полномочиями по выявлению нарушений законов. К ним в первую очередь относится право проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Приказом Генерального прокурора РФ определено, что проверки могут проводиться как на основании информации' о неисполнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований закона либо на основании жалоб граждан, так и в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности. При проведении проверок необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: · законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности; · обязательность заведения и регистрации дел оперативного учета; · соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; · наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; · возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом; · наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; · соблюдение условий и порядка оперативно-розыскных мероприятий; · своевременность уведомления судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые по закону проводятся на основании постановления судьи, но проведены без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства; · законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципов добровольного согласия органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относится и право прокурора требовать представления оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств. По требованию прокурора должны также представляться учетно-регистрационные документы и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. На выявление нарушений закона направлено и полномочие прокурора требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона. 48. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в гл. 1 разд. III) и приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56. К этим полномочиям относятся: 1)право давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; 2)право опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, органу дознания, прокурору или в суд; 3)право отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности; 4)право опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5)право вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 6)право требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона. Прокурор, используя свои полномочия, предоставленные ему законодательством, должен принимать своевременные меры к пресечению нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований к привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. При проверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого надлежит обращать особое внимание на следующие обстоятельства: 1) имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качестве обвиняемого; 2) своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого; 3) насколько обоснована квалификация преступления; 4) соответствует ли постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, в том числе о разграничении квалификации вмененных в вину деяний; 5) соблюдены ли права обвиняемого на защиту, в том числе его право иметь защитника на предварительном следствии с момента задержания, ареста или предъявления обвинения; 6) выдержан ли установленный Уголовно-процессуальным кодексом порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого. В случае, когда постановление о привлечении в качестве обвиняемого незаконно или необоснованно, прокурор обязан либо отменить такое постановление и вынести постановление о прекращении уголовного преследования, либо дать письменные указания следователю о собирании доказательств, т. е. воспользоваться полномочиями, предоставленными УПК и Законом «О прокуратуре Российской Федерации». 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. В соответствии со ст. 229 УПК РФ предварительное слушание проводится по ходатайству стороны или по инициативе судьи, если имеются следующие основания: 1)при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства, полученного с нарушением закона; 2)при наличии основания для возвращения дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК; 3)при наличии основания для приостановления или прекращения дела; 4)для решения вопроса об особом порядке судебного разбирательства, предусмотренным гл. 40 УПК; 5)для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Таким образом, смысл и назначение предварительного слушания в том, чтобы выяснить, если возник такой вопрос, нет ли препятствий для разбирательства дела в судебном заседании либо оснований для рассмотрения дела в особом порядке или судом с участием присяжных заседателей. Предварительное слушание проводится судьей в закрытом судебном заседании с участием сторон. В отсутствие подсудимого слушание может быть проведено только по его ходатайству. Что касается других участников производства по делу (в том числе прокурора), то если они своевременно (не менее чем за трое суток) извещены о времени предварительного слушания, то их неявка не препятствует его проведению. УПК РФ возлагает на прокурора определенные обязанности, которые требуют его обязательного участия в предварительном слушании. Исходя из требований ч. 1 ст. 235 УПК в случае представления стороной защиты ходатайства об исключении доказательства его копия в тот же день передается прокурору. При отсутствии возражений прокурора судья удовлетворяет ходатайство. Если же прокурор считает, что ходатайство необоснованно, бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательства лежит на нем (ч. 4 ст. 235 УПК). Для проверки допустимости доказательства суд вправе допросить свидетеля и приобщить к делу документ, указанный в ходатайстве, огласить протоколы следственных действий и иные документы, имеющиеся в деле или представленные сторонами {ч. 3 ст. 235 УПК). В предварительном слушании стороной защиты может быть заявлено ходатайство об истребовании дополнительных доказательств или предметов. Высказывая свое мнение по поводу такого ходатайства, прокурор должен иметь в виду, что оно подлежит удовлетворению, если доказательства, об истребовании которых идет речь, имеют значение для уголовного дела (ч. 7 ст. 234 УПК). На предварительном слушании прокурор вправе изменить обвинение в сторону смягчения (ч. 5 ст. 236 УПК), а также отказаться от обвинения (ч. 1 ст. 239УПК). При отказе прокурора от обвинения судья прекращает уголовное дело. Независимо от позиции прокурора судья вправе прекратить дело в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 239 УПК РФ, т. е. при наличии процессуальных препятствий к продолжению производства по делу или когда есть основания для освоб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|