Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 21. Предмет надзора

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

37. Ст. 22 Закона. Носят смешанный характер, основные полномочия прокурора носят опосредованный характер, но вспомогательные полномочия носят властно- распорядительный характер (проходить в помещение, получать доступ к материалам, требовать проведения ревизий или проверки деятельности должностных лиц, требовать предоставления документов, статистики, требовать выделение специалистов для проведения проверок, вызывать должностных лиц для дачи пояснений). Повод - любая информация. Сроки проведения прокурорской проверки законом не определены (если производится проверка по заявления гражданина - срок не может превышать срока, установленного для рассмотрения такого заявления).

Статья 22. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

38. Прокурорские проверки исполнения законов — это основное правовое средство выявления и пресече­ния правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся только при на­личии сведений о нарушении закона. Однако про­верки законности содержания административно за­держанных в камерах (комнатах) временного содер­жания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабилитации или в приемниках-распре­делителях проводятся прокурорами периодически и при отсутствии сведений о нарушении законов. Без сигналов о нарушении законов проводятся военны­ми прокурорами проверки законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке.

Являясь разновидностью расследования, проверки служат установлению истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении закона, т. е. име­ло ли место нарушение закона.

Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конк­ретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например в сфере приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отноше­ния, скажем, в социальной, банковской и других сфе­рах. Проверки могут быть сквозными, когда прове­ряется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. Проводятся также одновременные с другими орга­нами проверки, когда прокурор проверяет исполне­ние закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция — в другом. Все перечисленные проверки являются первичными.

Прокуроры проводят также повторные, или кон­трольные, проверки. Основной целью проведения кон­трольной проверки является определение качества, в основном полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником, не имеющим дос­таточного опыта работы.

По результатам проверки прокурором — руково­дителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работ­ником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполнен­ной в ходе проверки работы и фиксируются выяв­ленные нарушения законов.

39. Протест. Ст. 23 закона, в случае выявления правовых актов или их отдельных положений, противоречащих закону, прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест, как правило, направлен на правовой акт, но он может быть направлен и на действия, бездействия или устные приказания.

Основное содержание протеста - мотивированное предложение прокурора об отмене незаконного акта полостью или в части либо о приведении его в соответствии с законом, а также о прекращении незаконного действия или бездействия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прерогатива прокуроров определяется их компетенцией. Принесение протеста не приостанавливает действие акта. Протест может быть принесен только в письменном виде.

Реквизиты протеста: 1) наименование органа или должностного лица, куда адресуется; 2) наименование акта «Протест»; 3) дата его принесения; 4) название опротестуемого акта, его номер и дата принятия, краткое изложение акта или опротестуемой части; 5) обоснование протеста, ссылка на конкретный закон; 6) предложение об отмене или приведения его в соответствии с законом; 7) способы восстановления нарушенного права; 8) указание на необходимость рассмотрения протеста в установленный срок, и дать ответ. Если протест адресуется коллегиальному органу, то в нем должно найти отражение о дне рассмотрения протеста. Закон устанавливает 10-дневный срок рассмотрения протеста, а если протест вносится на решение представительного, законодательного органа или органа местного самоуправления, то на ближайшем заседании. Однако, закон устанавливает, что при исключительных обстоятельствах прокурор может установить сокращенный срок. До рассмотрения протеста, он может быть отозван принесшим этот протест прокурором. Обязательно внести протест на незаконный акт.

Статья 23. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

40. Представление прокурора ст. 24 Закона. Представление - акт прокурорского надзора, направленный на устранение нарушения закона, причин этих нарушений, способствующим им условий, который вносится прокурором или его заместителем, который вносится в орган или должностному лицу правомочный устранить нарушение и подлежащий безотлагательному рассмотрению. Основная цель этого акта - устранение причин нарушения закона и условий им способствующим. В представлении должны быть указаны конкретные пути устранения нарушения. В месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о них должно быть сообщено прокурору.

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

41. Постановление ст. 25 Закона. Направлены на привлечение лица к той или иной ответственности (административная или уголовная). Различали два вида: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление направляется в тот орган или тому должностному лицу, которое в соответствии с КОАБ принимает решение по данному правонарушению. 10 дней должно быть рассмотрено и вынесено решение. Сообщить какое приняли решение (кроме суда).

Статья 25. Постановление прокурора

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

2. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Из книжки

Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаруже­ны обстоятельства, указывающие на наличие в действии (без­действии) или принятых решениях признаков состава преступ­ления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона дол­жностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производстве об адми­нистративном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Последнее должно содержать следующие, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесше­го постановление, данные о лице, в отношении которого воз­буждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонару­шения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматри­вающую административную ответственность за данное адми­нистративное правонарушение, и другую информацию.

Такое постановление выносится немедленно после выяв­ления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонару­шения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании рассле­дования.

Постановление прокурора о возбуждений производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В том случае, если прокурор обнаружит признаки состава преступления, то в соответствии с нормами уголовно-процес­суального законодательства России он обязан вынести поста­новление о возбуждении уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела подписы­вается прокурором и направляется следователю и дознава­телю для дальнейшего производства.

42. Предостережение о недопустимости нарушения закона ст. 25 прим. Закона. От 10 февраля 1995 года. Приказ №39/7. Прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Сущность в требовании о прекращении или отказе и разъяснение должностному лицу возможных неблагоприятных последствий. Признается, что предостережение может быть направлено и на бездействие. Рассматривается только как дополнительное средство. Перед объявление предостережения от соответствующего адресата должны быть получены объяснения.

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Из книжки

Применение предостереже­ния отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полно­мочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение должно быть объявлено во всех случа­ях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения дол­жностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут приве­сти к совершению правонарушения и причинению вреда го­сударственным или общественным интересам либо охраня­емым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным ли­цам общественных (религиозных) объединений.

Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о го­товящихся противоправных деяниях конкретными должност­ными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона долж­но быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

В случае неисполнения требований, изложенных в указан­ном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в ус­тановленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетен­ции прокурора и его заместителей. Другие работники проку­ратуры такими полномочиями не обладают.

43. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в статье 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными, комитетами, службами и иными федеральными орга­нами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммер­ческих организаций.

Основная цель прокурорского надзора за соблюде­нием прав и свобод человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защи­щены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответству­ющих государственных органов, в том числе орга­нов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов Федерации. Эти задачи в значительной степени совпадают с за­дачами, решаемыми прокурорами при осуществле­нии надзора за исполнением законов.

Генеральный прокурор требует от всех прокуро­ров, чтобы надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина находился в центре их посто­янного внимания и чтобы прокуроры остро реагиро­вали на факты ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы прокуроров дол­жно быть соблюдение прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалиды, престарелые, дети, потерявшие родителей, и некоторые другие).

Прокурорам особенно внимательно следует отно­ситься к жалобам и заявлениям граждан об ущемле­нии их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведомственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушен­ных прав и свобод.

Прокурор должен быть нетерпим к фактам про­явления бездушия к гражданам со стороны соответ­ствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

Одна из важнейших задач прокуратуры как фе­дерального правозащитного органа — это защита об­щественных и личных интересов. В связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предприни­мать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах. Речь должна идти о действиях, предупреждающих принятие или издание правовых актов представительными или исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или многих граж­дан, о принятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе, и т. д.

Статья 26. Предмет надзора

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

44. Статья 27. Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

· рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

· разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

· принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

· использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

45.

46. Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 25.04. 2000 № 56 «Об орга­низации надзора за исполнением федерального законода­тельства "Об оперативно-розыскной деятельности"» предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на не­прикосновенность частной жизни, личную и семейную тай­ну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообще­ний о совершенных и готовящихся преступлениях; 4) закон­ности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Поводами для проведения прокурорской проверки закон­ности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

• жалобы граждан и обращения должностных лиц на не­законные действия и решения должностных лиц органов, осу­ществляющих ОРД;

• результаты изучения материалов уголовных дел о нерас­крытых преступлениях.

Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномо­ченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов по выявлению под­готавливаемых, совершаемых или совершенных преступле­ний, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропав­ших.

Надзор за соблюдением законов органами, осуществля­ющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в приказе Ге­нерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно ука­заниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение тре­бований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной про­куратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непо­средственное осуществление надзорных функций по рас­сматриваемому направлению деятельности.

Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказа­ми назначают из числа сотрудников аппарата соответству­ющей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномочен­ных прокуроров для осуществления надзора.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на ко­торых возлагается ведение делопроизводства по докумен­там ОРД.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за за­конностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного

пользования.

Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непос­редственное осуществление этих функций.

Статья 29. Предмет надзора

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Статья 30. Полномочия прокурора

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

47. Прокурор, осуществляющий надзор за исполне­нием законов органами, осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность, обладает полномочиями по выявлению нарушений законов. К ним в первую очередь относится право проводить проверки испол­нения законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность. Приказом Генераль­ного прокурора РФ определено, что проверки могут проводиться как на основании информации' о неис­полнении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требований закона либо на основании жалоб граждан, так и в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятель­ности.

При проведении проверок необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:

· законность и обоснованность решений о произ­водстве или прекращении оперативно-розыск­ных мероприятий, а также использования ре­зультатов оперативно-розыскной деятельности;

· обязательность заведения и регистрации дел опе­ративного учета;

· соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения ин­формационных систем и технических средств, на­носящих ущерб жизни и здоровью людей и при­чиняющих вред окружающей среде;

· наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

· возможность осуществления только тех опера­тивно-розыскных мероприятий, перечень кото­рых определен Федеральным законом;

· наличие оснований для проведения оператив­но-розыскных мероприятий, в том числе на про­ведение которых разрешение дано судом;

· соблюдение условий и порядка оперативно-ро­зыскных мероприятий;

· своевременность уведомления судьи о проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий, которые по закону проводятся на основании постановления судьи, но проведены без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства;

· законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение прин­ципов добровольного согласия органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную дея­тельность.

К полномочиям, направленным на выявление на­рушений закона, относится и право прокурора тре­бовать представления оперативно-служебных доку­ментов, включающих в себя дела оперативного уче­та, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-техничес­ких средств. По требованию прокурора должны так­же представляться учетно-регистрационные докумен­ты и ведомственные нормативные акты, регламенти­рующие порядок проведения оперативно-розыскных

мероприятий.

На выявление нарушений закона направлено и полномочие прокурора требовать письменные объяс­нения от должностных лиц, осуществлявших опера­тивно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона.

48. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в гл. 1 разд. III) и при­казом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56. К этим полномочиям относятся:

1)право давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;

2)право опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих опе­ративно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче ре­зультатов оперативно-розыскной деятельности следователю, органу дознания, прокурору или в суд;

3)право отменять незаконные и необоснованные постанов­ления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оператив­но-розыскной деятельности;

4)право опротестовывать противоречащие закону ведомст­венные правовые акты руководителей органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность;

5)право вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществ­ляющих оперативно-розыскную деятельность;

6)право требовать от руководителей органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчи­ненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона.

Прокурор, используя свои полномочия, предоставленные ему законодательством, должен принимать своевременные меры к пресечению нарушения прав и законных интересов физи­ческих и юридических лиц при осуществлении оперативно-ро­зыскной деятельности; восстановлению нарушенных прав, воз­мещению причиненного вреда и при наличии оснований к привлечению виновных должностных лиц к установленной за­коном ответственности.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55. При проверке законности и обоснованности при­влечения лица в качестве обвиняемого надлежит об­ращать особое внимание на следующие обстоятельства:

1) имеются ли достаточные основания для при­влечения лица в качестве обвиняемого;

2) своевременно ли вынесено постановление о при­влечении лица в качестве обвиняемого;

3) насколько обоснована квалификация преступ­ления;

4) соответствует ли постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого требованиям, предъяв­ляемым ст. 171 УПК, в том числе о разграничении квалификации вмененных в вину деяний;

5) соблюдены ли права обвиняемого на защиту, в том числе его право иметь защитника на предвари­тельном следствии с момента задержания, ареста или предъявления обвинения;

6) выдержан ли установленный Уголовно-процес­суальным кодексом порядок предъявления обвине­ния и допроса обвиняемого.

В случае, когда постановление о привлечении в качестве обвиняемого незаконно или необоснованно, прокурор обязан либо отменить такое постановление и вынести постановление о прекращении уголовного преследования, либо дать письменные указания сле­дователю о собирании доказательств, т. е. воспользо­ваться полномочиями, предоставленными УПК и Законом «О прокуратуре Российской Федерации».

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68. В соответствии со ст. 229 УПК РФ предваритель­ное слушание проводится по ходатайству стороны или по инициативе судьи, если имеются следующие ос­нования: 1)при наличии ходатайства стороны об исключе­нии доказательства, полученного с нарушени­ем закона; 2)при наличии основания для возвращения дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК; 3)при наличии основания для приостановления или прекращения дела; 4)для решения вопроса об особом порядке судеб­ного разбирательства, предусмотренным гл. 40 УПК; 5)для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Таким образом, смысл и назначение предваритель­ного слушания в том, чтобы выяснить, если возник такой вопрос, нет ли препятствий для разбиратель­ства дела в судебном заседании либо оснований для рассмотрения дела в особом порядке или судом с уча­стием присяжных заседателей.

Предварительное слушание проводится судьей в закрытом судебном заседании с участием сторон. В отсутствие подсудимого слушание может быть проведено только по его ходатайству. Что касается других участников производства по делу (в том числе прокурора), то если они своевременно (не менее чем за трое суток) извещены о времени предварительного слушания, то их неявка не пре­пятствует его проведению.

УПК РФ возлагает на прокурора определенные обязанности, которые требуют его обязательного уча­стия в предварительном слушании. Исходя из требо­ваний ч. 1 ст. 235 УПК в случае представления сто­роной защиты ходатайства об исключении доказа­тельства его копия в тот же день передается проку­рору. При отсутствии возражений прокурора судья удовлетворяет ходатайство. Если же прокурор счи­тает, что ходатайство необоснованно, бремя опровер­жения доводов защиты о недопустимости доказатель­ства лежит на нем (ч. 4 ст. 235 УПК). Для проверки допустимости доказательства суд вправе допросить свидетеля и приобщить к делу документ, указанный в ходатайстве, огласить протоколы следственных дей­ствий и иные документы, имеющиеся в деле или пред­ставленные сторонами {ч. 3 ст. 235 УПК).

В предварительном слушании стороной защиты может быть заявлено ходатайство об истребовании дополнительных доказательств или предметов. Вы­сказывая свое мнение по поводу такого ходатайства, прокурор должен иметь в виду, что оно подлежит удовлетворению, если доказательства, об истребова­нии которых идет речь, имеют значение для уголов­ного дела (ч. 7 ст. 234 УПК).

На предварительном слушании прокурор вправе изменить обвинение в сторону смягчения (ч. 5 ст. 236 УПК), а также отказаться от обвинения (ч. 1 ст. 239УПК). При отказе прокурора от обвинения судья пре­кращает уголовное дело. Независимо от позиции про­курора судья вправе прекратить дело в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 239 УПК РФ, т. е. при наличии процессуальных препятствий к продолже­нию производства по делу или когда есть основания для освоб

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...