Привлеченет к отвественности
Статья 448. Возбуждение уголовного дела 1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается: 1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы; 2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления; 2.1) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления; 3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; 5) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей; 6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; 10) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, а в отношении адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по району, городу на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления; 11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; 12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - прокурором субъекта Российской Федерации, а члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
2. Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд. 3. По результатам рассмотрения представления руководителя следственного органа суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления. 4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. 5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.
6. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого. 7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса. Из книжки Содержание принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяют наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников недостаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.
Необходимо выделить следующие правовые гарантии независимости прокурорских работников. 1.В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. 2.Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Строительство и капитальный ремонт зданий, техническое оснащение органов прокуратуры может финансироваться также за счет средств местных бюджетов. Материальное обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура РФ. 3.Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. 4.В законе закреплена неприкосновенность прокурора. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Конкретизация этих законодательных положений нашла свое выражение в приказе Генерального прокурора РФ от 26.06.1998 № 44 «О порядке проверки сообщений о правонарушениях, совершенными прокурорами или следователями органов прокуратуры, возбуждения и расследования в отношении них уголовных дел». Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и дальнейшего осуществления в отношении него уголовного преследования определен гл. 52 УПК и заключается в том, что в отношении прокурора уголовное дело может быть возбуждено только вышестоящим прокурором на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к административной ответственности. 5.Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Одним из проявлений принципа независимости в повседневной жизни прокурора является недопустимость совмещения им своей и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельности. В противном случае реализация принципа независимости прокурорских работников будет поставлена под угрозу. 13. ДЕПОТАЛИЗАЦИЯ Принцип деполитизации органов прокуратуры. Запрет прокурорам на членства в общественных объединениях, преследующих политические цели. В органах прокуратуры не могут создаваться или функционировать какие-либо ячейки данных общественных объединений. Прокуроры и следователи не связаны решениями. Принцип деполитизированности (внепартийности) - принцип организации и деятельности органов прокуратуры означает их обязанность действовать в строгом соответствии с законом, в интересах укрепления законности в государстве, не отдавая приоритета какой-либо политической партии или движению и не участвуя в политической борьбе или агитации. В связи с этимЗакон устанавливает, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи всвоей деятельности не связаны решениями общественных объединений (п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре). Следует отметить, что действие этого принципа распространяется не только на прокуроров и следователей органов прокуратуры, но и на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры как «прокурорских работников», а также на иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины. Конечно, полностью изолировать каждого прокурора от влияния различных общественных и политических течений нереально. Как гражданин и член общества он может придерживаться каких-либо взглядов или разделять доктрины тех или иных политических объединений. Не лишено логики мнение Л. Д. Кокорева, полагающего, что, заботясь о независимости определенных категорий должностных лиц, законодатель фактически нарушает принципы, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН, которые прямо относятся к судьям, но, безусловно, могут быть распространены и на иных государственных должностных лиц. Генеральная Ассамблея ООП провозглашает, что все граждане пользуются свободой слова, вероисповедания, ассоциаций и собрании; однако, пользуясь такими правами, государственные должностные лица должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость. Так, в США партийность и занятие политической деятельностью не рассматриваются как угроза независимости прокуроров. В Польше, хотя прокурорам и запрещена политическая деятельность, Генеральный прокурор (он же одновременно и министр юстиции) является политиком, который может быть не только членом партии, но и партийным лидером. Однако в любом случае политические пристрастия прокурорских работников ни в коей мере не должны влиять на принятие ими своих профессиональных решений. Неукоснительное соблюдение указанного принципа особенно актуально в период конкретных изменений социальных, политических и экономических отношений, свойственных для современного российского общества. 14. КОНСТИТУЦИЯ О ПРОКУРАТУРЕ!!! Конституция РФ. П. «о» ст. 71 правовое регулирование деятельности прокуратуры находится в исключительном ведении РФ. Ст. 129 Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору, установлен порядок назначения и отстранения прокуроров. Ст. 104 КРФ не наделяет генерального прокурора правом законодательной прокуратуры (т.е. гос дума обязана принять и рассматривать), но участвовать в разработке (внесении изменений или дополнений в законопроект). Во многих субъектах РФ они обладают таким правом на местном уровне. Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Данным конституционным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций. Однако специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ. Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению РФ. Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Федеральный закон «О прокуратуре РФ».
15. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО О ПРОКУРАТУРЕ 1)Конституция РФ. П. «о» ст. 71 правовое регулирование деятельности прокуратуры находится в исключительном ведении РФ. Ст. 129 Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору, установлен порядок назначения и отстранения прокуроров. Ст. 104 КРФ не наделяет генерального прокурора правом законодательной прокуратуры. Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Генеральный прокурор не наделен правом законодательной инициативы (т.е. Гос Дума обязана принять и рассматривать), но участвовать в разработке (внесении изменений или дополнений в законопроект). Во многих субъектах РФ они обладают таким правом на местном уровне. 2)Закон «О прокуратуре» - 7 разделов, 54 статьи от 17.01.1992. Регламентирует всю сферу деятельности Прокуратуры, но не регламентирует процессуальные полномочия прокуроров (УПК). Новеллы 1995г.: 1)Общий надзор прокуратуры был сохранен, но закон исключил из объектов общего надзора общественные движения, организации, политические партии и граждан как физических лиц. Однако был введен надзор за деятельностью представительных, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и службы судебных приставов. 2)Из общего надзора была выделена в качестве самостоятельной новая отрасль надзора: надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Проведение общенадзорных проверок за исполнением закона допущено только при поступлении информации о фактах нарушения закона. 3)При сохранении надзора прокуратуры за органами расследования и дознания введено новое направление деятельности прокуратуры - функция уголовного преследования. 4)Полностью устранен надзор при рассмотрении дел в судах и введено направление деятельности в виде участия прокуроров при рассмотрении дел судами. 5)Введение норм о том, что любая проверка сообщения о преступлении и возбуждение уголовных дел и проведение расследования в отношении прокуроров и следователей прокуратуры является исключительной компетенцией самой прокуратуры. 6)Были существенно расширены льготы и меры социального обеспечения прокурорских работников. 3)Другие законы. Кодифицированные акты. Иные законодательные акты: УПК, ГПК, АПК РФ. ФЗ «О милиции»; ФЗ «О ФСБ»; «Об исполнительном производстве»; «Об ОРД» и т.д. 4)Деятельность прокуратуры в значительной мере определяется международными и межгосударственными договорами и соглашениями. Пример: о правовой помощи; выдача преступников, порядок сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств. 5) Отдельные вопросы деятельности регламентируют указы Президента Указ от 18 апреля 1996 года «О координации деятельности ПО» от 30 июня 1997 года «Положение о классных чинах прокурорских работников». 16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЗ О ПРОКУРАТУРЕ Закон «О прокуратуре» - 7 разделов, 54 статьи от 17.01.1992. Регламентирует всю сферу деятельности Прокуратуры, но не регламентирует процессуальные полномочия прокуроров (УПК). Новеллы 1995г.: 1)Общий надзор прокуратуры был сохранен, но закон исключил из объектов общего надзора общественные движения, организации, политические партии и граждан как физических лиц. Однако был введен надзор за деятельностью представительных, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и службы судебных приставов. 2)Из общего надзора была выделена в качестве самостоятельной новая отрасль надзора: надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Проведение общенадзорных проверок за исполнением закона допущено только при поступлении информации о фактах нарушения закона. 3)При сохранении надзора прокуратуры за органами расследования и дознания введено новое направление деятельности прокуратуры - функция уголовного преследования. 4)Полностью устранен надзор при рассмотрении дел в судах и введено направление деятельности в виде участия прокуроров при рассмотрении дел судами. 5)Введение норм о том, что любая проверка сообщения о преступлении и возбуждение уголовных дел и проведение расследования в отношении прокуроров и следователей прокуратуры является исключительной компетенцией самой прокуратуры. 6)Были существенно расширены льготы и меры социального обеспечения прокурорских работников. + Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» был принят 17 января 1992 г. Чуть более чем через три года, 18 октября 1995 г., была принята его новая редакция, а фактически — новый Закон о прокуратуре. В дальнейшем в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Закон содержит основные положения статуса прокуратуры в целом и различных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, функции прокуратуры, систему и структуру органон прокуратуры, полномочия прокуроров различных уровней по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора. В Законе регулируются общие условия участия прокурора в рассмотрении дел судами. Значительное место уделено регламентации прохождения службы и требования к кадрам в органах и учреждениях прокуратуры. Существенно развиты меры поощрения и дисциплинарной ответственности работников. Определен специальный порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Установлена особая защита прокурорских работников. В Законе о прокуратуре расширена законодательная регламентация особенностей организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. 17. ЗНАЧЕНИЕ ПРИКАЗОВ УКАЗОВ И Т.Д. Ст. 17 закона о прокуратуре устанавливает, что генеральный прокурор руководит системой прокуратуры РФ и издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры, а также порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Как правило ставятся определенные задачи. Акты генерального прокурора, как правильно, обязательны только для прокуроров и следователей самих органов прокуратуры, но указания Генерального прокурора применительно к производству предварительного расследования обязательны для органов дознания и следствия, где они существуют. (Пример: ФСБ). Все акты являются подзаконными. Приказы - наиболее значимые акты, где, как правило, определяется стратегическая линия в рамках одной из отраслей прокурорского надзора или иного направления деятельности прокуратуры. Указания генерального прокурора. Даются в развитие приказа и в нем затрагиваются отдельные аспекты деятельности прокуратуры в рамках той или иной отрасли и направления деятельности. Возможно создание совместных указаний генерального прокурора и других правоохранительных органов. Инструкции утверждаются приказами генерального прокурора. Это документ, предусматривающий порядок производства каких-либо процессуальных, оперативных или иных действий. Распоряжения – о назначении на должность. Правом издания обладает не только генеральный прокурор, но и прокуроры субъектов РФ. 18. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ!!!! В связи с широким предметом общего надзора в нём выделяется ряд подотраслей. Основные направления деятельности: 1)общий надзор, который в законе раскрывается как надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организация, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемыми этими органами и должностными лицами. Выделяется целый ряд подотраслей общего надзора: 2)Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетам…; 3)Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; 4)Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 5)Надзор за исполнением законов судебными приставами (новая отрасль с 1999г.); 6)Участие прокурора в рассмотрении дел судами: 1) непосредственное участие прокурора; 2) обжалование прокурорам незаконных и не обоснованных с его точки зрения приговоров и иных судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке в пределах установленных соответствующим законом. Раньше данное направление именовалось «надзор прокуратуры за деятельностью судов»; 7)Уголовное преследование (спорный вопрос); 8)Расследование преступлений (спорный вопрос); 9)Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.8 Закона). ОВД, ВСБ, Наркоконтроль, Таможенных органов; 10)Участие прокурора в правотворческой деятельности (ст.9 Закона); 11)Пропаганда прокуратурой законов, их разъяснение, повышение правовой культуры граждан и должностных лиц; 12)Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10 Закона); 13)Участие прокуратуры в международном сотрудничестве (ст. 2 Закона); 14)Издание прокуратурой специальных печатных изданий (Журнал «Законность», сборник прокурорской практики, издание приказов, указаний и т.д.). Это не исчерпывающий перечень!
Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. 2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Статья 9. Участие в правотворческой деятельности Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Статья 2. Международное сотрудничество Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. 19 ПОНЯТИЯ ПРИЗНАКИ И ОТРАСЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Раздел 3 Закона содержит перечень и законодательную регламентацию специализированных, надзорных направлений деятельности прокуратуры, каждый из которых имеет особый предмет и отличается от других отраслей прокурорского надзора специфическими полномочиями прокурора и перечнем актов прокурорского реагирования. К отраслям ПН относятся только первые 5 из перечисленных направлений деятельности. Отрасль прокурорского надзора отличается от иных направлений деятельности прокуратуры тем, что в рамках отраслей прокурорского надзора реализуются собственно прокурорские надзорные полномочия. Каждая отрасль деятельности характеризуется предметом, который содержит перечень действий и решений органов и должностных лиц за которыми осуществляется надзор. Предмет надзора установлен законодательно в соответствующих ст. 21, 26, 29, 32 Закона. Для выполнения тех задач, которые возлагаются на прокуратуру в рамках отрасли, прокурору предоставляются определенные полномочия. Все полномочия прокурора делят на 3 группы: 1)полномочия, направленные на выявление нарушения закона; 2)полномочия, направленные на устранение нарушения закона; 3) на предупреждение нарушения закона. Всеми полномочиями обладает только генеральный прокурор. Все полномочия прокуроров реализуются по средствам действий и правовых актов, которые именуются правовыми средствами прокурорского надзора. Статья 21. Предмет надзора 1. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. 2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Статья 26. Предмет надзора 1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|