Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

управления: предмет и метод, формы и структура.




Правовое регулирование государственного управления - это деятельностьгосударства по организации государственных органов и установлению правил ихфункционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочениецелепологания, функций, организационных структур и управленческойдеятельности государственных органов. Предмет правового регулирования:1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря которымформируется государственно-управляющее воздействие.2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределенияпредметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими(полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфереуправления в частности.3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы - либо по причине профессионального несениягосударственной службы, либо обращающихся в государственные органы прирешении каких-либо своих проблем. Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов,средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос.аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы. Способы правового регулирования:- позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершатьопределенные положительные действия; - запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершениядействий определенного рода; - дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Формы правового регулирования (должны быть согласованы как по своемухарактеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности системуправового регулирования государственного управления:1.Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.2.Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядокведения тех или иных дел.3.Указы и распоряжения Президента.Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические актыкомпетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства); б)общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектовфедерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.); г)местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов ирайонов, уставы местного самоуправления);) локальные (внутриорганизационные)- издаются государственными органами и органами местного самоуправления вцелях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности(регламенты, положения, должностные инструкции) Структура правового регулирования должна быть такой, чтобы каждому изэлементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущностии предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:а) законодательное регулирование;б) нормативное определение ряда элементов государственного управленияпосредством органов районного и городского государственного управления иместного самоуправления;в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов,осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальнойкомпетенции;г) самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где можнонепосредственно выразить волю населения;д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линииконтрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищатьправа и свободы людей, установленные принципы и институты в государственномуправлении.

 

 

Виды и иерархия основных источников права в РФ:

O Конституция РФ
O Федеральные конституционные законы
O Федеральные законы
O Нормативные указы Президента РФ
O Постановления Правительства РФ
O Нормативные акты министерств и ведомств
O Законы субъектов РФ
O Подзаконные акты органов власти субъектов РФ
O Локальные нормативные акты

Источники конституционного права – признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.

Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь и иерархия

 

1) Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

2)Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

  • Федеральный конституционный закон.
  • Федеральный закон. Вид нормативного правового акта, принимаемого высшими органами государственной власти, регулирующего важные общественные отношения.
  • Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

3)Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации

4) Указы Президента РФ.

К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ.

5) Постановления Правительства РФ,

имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. нормативно-правовые акты.

6) Акты органов местного самоуправления.

Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.

7) Конституционно-правовые договоры и соглашения.

Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права:

  • Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;
  • Договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.
  • Договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области.
  • Соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию.
  • Договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

8) Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

9) Решения Конституционного Суда Российской Федерации,

признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...