Истоки философии. Мифология как ранняя форма духовной культуры человечества. Особенности и функции мифа.
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир — живую и неживую природу, космическое пространство, самого себя — относятся к тому периоду человеческого существования, когда человек, начал выделять себя из окружающей природы (предположительно пятое- четвертое тысячелетие до нашей эры). Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Египет, Вавилон, Древняя Греция, Индия, Китай). Философия – это то, что отличает человека от животного. Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”. Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, совершенное, вечное и бесконечное. Наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. Первый человек, называвший себя философом – Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Философия сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.
Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана: · уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, · указать правильный путь, служить руководством человеческого поведения и образа жизни. · искать ответы на особые вопросы – о происхождении мира, о тайнах происхождения человека и смерти. Истоки философии – мифология и религия. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию. Мифология – ранняя форма духовной культуры человечества. Мифы (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение) – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы(этические нормы) и эстетические представления(представления о красоте), сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В этот же период существовала и религия, которая с точки зрения мировоззренческих конструкций, составляла с мифологией единое целое. Мировые религии – христианство, ислам, буддизм наполнены Мифами. Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его разделение: · на мир «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, · и потусторонний – «небесный», сверхчувственный. Религия отличалась от мифологии культовой системой, включавшей в себя обрядовые действия, направленные на установление отношений со сверхъестественным (с Богом). Мифология ранняя форма духовной культуры человечества: В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
· как возник мир; · как он развивается; · что такое жизнь; · что такое смерть и др. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на иллюзиях. В Древней Греции духовный мир представлен развитыми системами мифологических представлений и религиозных верований, которые в классической форме выступают в поэмах "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Создается величественная картина рождения мира. В качестве первоначала выступает Хаос - изначальное, бесформенное состояние Вселенной. Затем из Хаоса рождаются Земля – Гея, Небо – Уран, вечный мрак – Эреб, вечный свет – Эфир, мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы, Афродита – богиня красоты и любви, Эрос (Эро́т, Амур, у римлян Купидо́н) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты и т.д. Основной тенденцией в развитии мифологии в пред философское время становится утрата богами человекоподобных черт и превращения их в безличные начала мира, например, Зевс – в огонь, Хронос – во всеобъемлющее время. Это свидетельствовало о сложных процессах мыслительной деятельности, внутри которых постепенно складывались условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного от мифологии мировоззрения – философского. Особенности мифа: · В мифах человек не выделяет себя из природы. · В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир (олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались природные силы). · Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. · Содержание мифов первобытному человеку представлялось реальным, заслуживающим абсолютного доверия. · В мифологии начало(происхождение) мира понималось как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния в организованное состояние (как превращение беспорядочного хаоса в упорядоченный космос, как созидание через преодоление демонических сил). Существовали также мифы, описывавшие грядущую гибель мира (в ряде случаев с последующим его возрождением).
· Особое место занимали мифы – о добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обрядах, обычаях людей. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Функции мифа: · Мифологическое сознание в первобытную эпоху было основным способом понимания мира. · С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений · С помощью мифа закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения. · Миф – это попытка ответа на вопрос о начале(происхождении) мира, о возникновении наиболее важных явлений природы и др. · Через сказки и легенды мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. · Мифология играла огромную роль в жизни первобытных людей. Она устанавливала гармонию между миром и человеком, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее духовные потребности. · На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения. · С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены.
ВВЕДЕНИЕ Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.
Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии. Мифология Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы. Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия. Религия Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|