Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности исчисления газовой отрасли в РФ




Объект налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа - это природный газ, добытый из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

добытый из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Различают:

газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождений;

газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей;

газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений;

газ горючий природный из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений (далее - попутный газ);

Плательщики налога на добычу природного газа - организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями природного газа, подлежащие постановке на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

«Газпром» - это крупный производственный комплекс, включающий десятки тысяч километров распределительных газопроводов, всю необходимую инфраструктуру.

Как известно, в России на рынке газа практически монопольно выступает ОАО "Газпром", который совместно со своими дочерними и зависимыми обществами, осуществляет 85-90% добычи газа, контролирует более 60% разведанных запасов газа России, владеет 70% лицензий на разработку газовых месторождений. ОАО "Газпром" добывает также порядка 10-11 млн т нефти и контролирует более 99% акций крупнейшего нефтехимического холдинга "Сибур", на долю которого приходится около 47% общероссийского производства синтетического каучука, 48% - производства шин, 25% полиэтилена. "Газпром" владеет активами многих других предприятий, в том числе и непрофильного характера, что, по нашему мнению, не может не отвлекать крупнейшую организацию от выполнения ее основных задач.

Совет Федерации одобрил закон об изменении ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ. Изменения вносятся в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии с принятым документом ставка составит 622 руб. за 1 тыс. куб. м на период с 1 июля по 31 декабря 2013г. включительно, 700 руб. - на период с 1 января по 31 декабря 2014г. включительно, 788 руб. - начиная с 1 января 2015г. за 1 тыс. куб. м газа при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья. Для независимых производителей газа предлагаются понижающие коэффициенты: 0,646 на 2013г., 0,673 - на 2014г. и 0,701 - с 1 января 2015г.

Закон устанавливает также налоговую ставку при добыче газового конденсата. Согласно тексту принятого закона, в 2013г. она составит 590 руб./т газового конденсата, добытого из всех видов месторождений, в 2014г. - 647 руб./т и в 2015г. - 679 руб./т.

В настоящее время действуют фиксированные ставки НДПИ, которые ежегодно индексируются Министерством финансов РФ путем внесения поправок в налоговое законодательство.

Сейчас ставка НДПИ для независимых производителей вдвое ниже, чем у Газпрома <http://quote.rbc.ru/fterm/emitent.shtml?77/77>, - 251 руб. против 509 руб. за 1 тыс. куб. м. За счет введения указанных ставок федеральный бюджет в 2013г. получит дополнительно 13,6 млрд руб., в 2014г. - около 58 млрд руб. и в 2015г. - 95 млрд руб. Закон вступит в силу с 1 января 2013г.

В каждой отрасли применяется специфическая первичная и сводная учетная документация, формы которой могут иметь различные наименования. В нефтегазодобывающей промышленности используется отчетная диспетчерская информация - месячные рапорта, оперативные сводки, сводки по добыче, транспортировке нефти и газа. Необходимая для налогообложения информация содержится в актах приема-сдачи газа, в технологической карте по добыче газа, в исполнительном балансе газа и иных документах.

Налог уплачивается отдельными платежными документами по каждому коду бюджетной классификации и по каждому месту постановки налогоплательщика на учет в качестве налогоплательщика налога. Необходимо обратить внимание на правильность указания в платежном документе отдельных реквизитов. По общему правилу в платежном документе указывается код по ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого находится налоговый орган по месту представления налоговой декларации.

Но нередко бюджетными законами субъектов РФ предусматривается зачисление части НДПИ в доходы местных бюджетов. В этом случае налогоплательщик должен указать код по ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого осуществляется добыча полезных ископаемых.

Что касается ИНН и КПП налогового органа, то в необходимо указывать реквизиты того налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете в качестве налогоплательщика в данном субъекте РФ. Налогоплательщик, который состоит на учете в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, указывает ИНН и КПП данной инспекции.

Порядок зачисления налога зависит от вида полезного ископаемого.

Налог на добычу полезных ископаемых по природному газу полностью зачисляется в федеральный бюджет

Сегодня независимые газодобывающие компании имеют лицензии на добычу 30% газа, а обеспечивают пока только 10% отечественного рынка газа. Увеличение ставки НДПИ ставит под угрозу срыва выполнение правительством Энергетической стратегии развития России до 2020 года, в соответствии с которой практически весь прирост отечественной добычи в течение ближайших 20 лет должен быть обеспечен за счет деятельности независимых производителей.

налог добыча полезный ископаемый

3.
Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях

Налог на добычу полезных ископаемых является достаточно несложным для исчисления и контроля за правильной уплатой в бюджет.

Вместе с тем этот налог недостаточно проработан, в нем имеют место серьезные недостатки в части эффективного его действия как для экономики государства, так и налогоплательщика. Не случайно в систему налогообложения недропользования вносятся чуть ли не ежегодные поправки, носящие принципиальный характер.

Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях.

Налогу на добычу полезных ископаемых характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта.

Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов.

Для дальнейшего совершенствования налога на добычу полезных ископаемых необходимо:

·         аргументировано отстаивать позицию сохранения существующих требований по обеспечению прямого учета добытой нефти;

·         достигнуть терминологической ясности и непротиворечивости Налогового Кодекса РФ;

·         ввести технологический регламент;

·         разработать и принять федеральный закон «О нефти и газе»;

·         повысить необлагаемую минимальную цену на нефть;

·         рассмотреть в среднесрочной перспективе возможность отказа корректировки налога на добычу полезных ископаемых с учетом мировых цен на нефть;

·         изменить структуру декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения коэффициента, характеризующий динамику мировых цен на нефть;

·         зачислять НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по нормативу 20%;

·         уточнить критерии признания физических лиц и организаций взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методы определения рыночных цен и тарифов, в целях повышения налогового контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования;

·         создать биржу по торговле нефтепродуктами;

·         ужесточить санкции за нарушения антимонопольного законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов;

·         установить дифференциацию ставок налога для малых и средних нефтяных компаний.

Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом.

Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества.

Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых.

В то же время вносимые в законодательство изменения не должны создавать препятствия для эффективного налогового контроля за правильностью исчисления налога на добычу полезных ископаемых.


Заключение

 

Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации.

До введения налога на добычу полезных ископаемых в системе налогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа: плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Объектом налогообложения признается полезное ископаемое, которые различаются физико-химическими свойствами.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя: из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций; сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; расчетной стоимости добытых полезных ископаемых

Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.

Газовая промышленность России традиционно формировалась как централизованная система. Ее основу составляют базовые элементы Единой системы газоснабжения предприятия «Газпрома», расположенные в большинстве субъектов Российской Федерации. В связи изменениями ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ составит 622 руб. за 1 тыс. куб. м на период с 1 июля по 31 декабря 2013 года, с 2014 года будет равна 700 руб. за 1 тыс. куб. м.

Порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях.

Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...