А. Социальная и профессиологическая характеристика профессии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре. 2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность. З. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы). 4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе. 5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе). 6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей. 7. Необходимое образование. 8. Диапазон квалификации (разряды, классы и тд.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры. 9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.). 10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда. 11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности. 12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста). Психограмма А. Общая характеристика труда 1. Фотография рабочего дня. 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
З. Влияние условий труда на динамические процессы работы. 4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий. 5. Психологический анализ ошибочных действий. Б. Требования к психическим процессам 1. Психомоторика: • рабочая поза, статические и динамические нагрузки; • рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.; • временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций связанных с психомоторикой • требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; • особые требования к психомоторике. 2. Сенсорная и перцептивная сферы: • чувствительность различных сенсорных модальностей; • профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, • восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.д.; • особые требования к сенсорной и перцептивной сферам. 3. Профессиональные особенности познавательных процессов: • влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; • требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению • преобладающе типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени; • особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости • преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально- мнемическая устойчивость). а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния; • особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности. требования к речи; • внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость. роль внимательности как качества специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере 1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний. 2. Типичный уровень нервно- психической напряженности труда. З. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками). 4. Воля и ее особенности Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.). Г. Типичные психологические состояния в процессе труда 1. Монотония и утомление. 2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.). З. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.). Д Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации) 1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации. 2. Социально-профессиональная ответственность З. Оптимизм 4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима). 5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством). 6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности. 7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.). Е. Противопоказания и ограничения 1. Последствие ошибок и особые требования к безопасности труда. 2. Характеристика профнепригодности.
З. Половозрастные ограничения. 4. Профессиональные вредности и льготы. 5. Профессиональные деформации личности. Заключение В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке: 1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки. 2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.). З. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов. 4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы. 5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.
Приложение 2 Перечень научных изданий, для работы над аналитической запиской по теме: Вопросы психологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|