Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Грудной возраст (до I года).




Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

 

Лекция: ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

 

 

Малаховка, 2011

 


План:

1. Грудной возраст (до i года).

2. Физическая активность детей дошкольного возраста.

3. Физическая активность детей младшего школьного возраста.

4. Физическая активность старших школьников.

5. Физическая активность подростков.

6. Физическая активность людей молодого и среднего возраста.

7. Физическая активность пожилых людей


Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний укорачивающих наш век - здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность,

Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по разному. Различные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Пожилые чаще всего перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень лёгкую зарядку, предпочитают поддерживать своё здоровье всевозможными лекарствами, хотя сейчас хорошо известно, что отличный оздоровительный эффект обеспечивают не они, а рациональный режим физических нагрузок и разумное ограничение в пользовании благами комфорта.

Начиная с 1985 года рядом авторов уделяется внимание методикам формирования двигательной активности людей, начиная с грудного возраста. Я.Бердыхова в своей работе: "Цель и задачи занятий с детьми "-формирует следующим образом цели:

1. Пробудить у родителей интерес к физическому развитию ребёнка с раннего возраста (с двух лет) и убедить их в том, что систематические занятия помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают решимость и другие качества.

2. У родителей обычно не хватает время на воспитание ребёнка. При совместных занятиях они сосредотачивают своё внимание исключительно на ребёнке, что доставляет ему огромную радость. В течение всего урока любимая мама и папа принадлежат только ему, он может с ними играть, резвиться, осваивать их под наблюдением новые интересные упражнения.

3. Занятия предоставляют родителям возможность освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребёнком в свободные минуты (дома, на улице, в парке, у воды), и таким образом способствовать его физическому развитию и совершенствованию двигательных навыков. Вместе с тем у родителей появится возможность делиться друг с другом опытом занятий с детьми и тем самым содействовать пропаганде физкультуры.

4. Занятия с родителями необходимы в первую очередь тем детям, которые не посещают дошкольные учреждения.

5. Возможность тренера руководить занятиями большого коллектива детей.

6. Двигательная активность взрослых является большим достижением новой формы занятий.

С медицинской и педагогической точек зрения развитие ребёнка автор разделяет на следующие этапы:

грудной возраст- до I года, младший возраст- от I до 3 лет, дошкольный возраст- от 3 до 6 лет. Чтобы родителям было легче ориентироваться, упражнения составлены по возрастным группам.

Грудной возраст (до I года).

На первом месяце дайте возможность ползать.

В 2-6 месяцев кладите ребёнка на животик, берите его за руки и показывая игрушку, стимулируйте движения.

В 4-6 месяцев - вращение вокруг продольной оси и побуждение его к ползанию на животе.

Протягивая за руки сажайте ребёнка и приподнимая, ставьте на ножки, позвольте опираться о вертикальную поверхность.

В 7-9 месяцев - побуждайте ребёнка ползать, сидеть, стоять, а некоторых учить ходить. Добавляйте простые подвижные игры.

В 10-12 месяцев продолжайте развивать умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь и затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам, поднимание вверх руки.

Рассматривая физическую активность людей разного возраста, автор так же отмечает, что в младенческом возрасте организатором физической тренировки ребёнка будет его мать, конечно, роль других членов семьи тоже не так уж мала, чтобы помочь главному воспитателю–маме. Эта помощь может быть в подготовке места занятий, подборе нужных предметов. Начинать физическую тренировку ребёнка необходимо с 1,5-2 месячного возраста. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста -массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения.

Массаж -весьма эффективное средство предварительной подготовки аппарата движений младенца к будущей физической активности, он оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему, помогает проторению путей нервных импульсов от мышц к мозгу, стимулирует формирование и мышечного чувства. Однако по мере созревания двигательной активности ребёнка эти задачи всё в большей мере решаются за счёт непосредственного, самостоятельного осуществления движений.Поэтому массаж в целях тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Применение массажа с гигиеническими и лечебными целями оправдано и в последующие месяцы».

Массаж следует проводить ежедневно. Начинать массажные процедуры автор рекомендует в возрасте 3-4 недель. При этом необходимо получить консультации врача-педиатра и инструкции патронажной сестры. Массаж нужно сочетать с рефлекторными, пассивными и активно-пассивными упражнениями. Для большего понимания терминов, используемых в книге автор разъясняет, что рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих в ответ на раздражение участка поверхности тела ребёнка. Примером может служить такое упражнение:

-исходное положение- ребёнок лежит на спине, ступни обращены к взрослому. Левой рукой взрослый слегка приподнимает правую ножку ребёнка. Указательным пальцем правой руки он нажимает на ступню ребёнка под основание пальцев, затем проводит концом указательного пальца по всей наружной части подошвы стопы в направлении от мизинца к пятке. Этим раздражением будут вызываться движения стопы и пальцев.

Рефлекторное разгибание позвоночника можно вызвать, если, положив ребёнка на бок и придерживая его спереди ладонью и предплечьем правой руки, двумя пальцами левой руки проводить вдоль позвоночника в направлении от крестца к шее.

Массаж и рефлекторные упражнения проводятся до 3-4месяцев, являясь основной формой "физической тренировки" детей этого возраста.

Каждый массажный приём не должен длиться более 2мин., а рефлекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность занятия 8-12 мин.

Занятия с ребёнком проводятся ежедневно, раз в день, через 1,5 часа после еды, при температуре 20-22°, в хорошо проветренном помещении, без сквозняков.

В возрасте 6 месяцев занятия включают в себя рефлекторные, пассивные и активно-пассивные упражнения. Помимо ежедневных занятий физическими упражнениями нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка была возможность для реализации уже приобретённых моторных умений, для чего нужно оснастить места его пребывания (кроватка, манеж) необходимыми игрушками и приспособлениями.

Программа занятий физическими упражнениями для детей 7-8 месячного возраста значительно расширяется прежде всего за счёт включения в неё активных упражнений (например, доставать руками игрушки, ползать за игрушками). В это время нужно использовать для расширения объёма двигательной активности ребёнка новые виды упражнений, освоение им: переворачивание с живота на спину, ползание на четвереньках, наклоны и выпрямления туловища, изменение положения, держась за пальцы взрослого (садится, ложится), перекладывание игрушек из одной руки в другую. С этой целью полезно изменять положение игрушек, побуждая малыша находить их. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями (по 5-7мин.), в форме игры с ребёнком.

В возрасте 9-10 месяцев объём физической тренировки может быть увеличен. Главная задача в это время - подготовить опорно-двигательный аппарат ребёнка к освоению ходьбы. В этом могут помочь упражнения, связанные со вставанием с помощью взрослого, и различные виды ходьбы с поддержкой.

Последние 3 месяца первого года объём нагрузки на занятиях можно увеличить и сделать их разнообразнее по содержанию. Десятый месяц целесообразно посвятить повышению объёма выполняемой нагрузки за счёт увеличения продолжительности занятий и постепенного увеличения повторений в упражнениях в 1,5-2 раза.

Дети 11-12 месяцев уже могут долго стоять без опоры и ходить, держась за руку взрослого, а к концу этого периода уже могут ходить, поднимать предметы, наклоняясь, могут выполнять некоторые задания взрослых, например достать и принести игрушку. Содержание физической тренировки малыша в этот период усложняется главным образом за счёт включения в неё различных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, передвижения на четвереньках, приседаний, стояния на месте, полуприседов (приплясывания). Продолжительность занятий может быть увеличена на 15 мин.

Основное содержание физической активности детей второго года жизни составляет ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручем, палкой, верёвочкой (скакалкой), в конце этого периода могут применяться упражнения в виде: плавание в круге, упражнения на дыхание, различные игры в воде и т.д.

Главная задача в этот период-помочь ребёнку освоить правильную ходьбу, с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепить мышцы ног, спины и живота, так как от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки.

Дети этого возраста очень впечатлительны, восприимчивы и склонны к подражанию. По этому полезно показывать им новые движения, сопровождая показ сравнениями с понятными ребёнку образами животных, персонажей детских книжек, различных игрушек. Для физической тренировки детей этого возраста можно с успехом использовать оборудование детских площадок, рельеф местности, скамейки, деревья, шишки, веточки и т.д.

Для детей этого возраста длительные упражнения на ловкость и координацию вызывают быстрое утомление. Поэтому, время таких занятий нужно ограничивать до 15-20 мин. В каждом занятии нужно выполнять от 6 до 10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке, вначале упражнения, связанные с движениями рук, затем туловища, ног. Упражнения, связанные с бегом и играми следует выполнять в конце занятий перед заключительной частью.

Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и двигательном развитии ребёнка. К середине третьего года жизни формируются основные переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идёт рост скелета, мышечной массы, изменение пропорций тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребёнка этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Недопустимы нагрузки организма ребёнка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением, а так же утомлением.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребёнка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементом повседневной жизни. В этот период необходимо создать условия для освоения ребёнком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности ещё характерна неустойчивость нервных процессов. Хотя рефлекторные связи возникают быстрее, чем в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над торможением, они легко разрушаются. Поэтому не нужно рассчитывать на освоение ребёнком этого возраста очень сложных двигательных умений и действий, большое физиологическое и психологическое значение здесь имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры.

Дети этого возраста очень восприимчивы к реакции взрослых на их поведение. Поощрение и похвала вызывает сильные положительные эмоции. Формируются основы дисциплины поведения, умения и желания подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.

Главная задача физического воспитания ребёнка третьего года жизни освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание материала активности ребёнка обогащается за счёт совершенствования навыка ходьбы, перемещения в усложнённых условиях (ходьба на верёвочке, по доске, перелезание через брёвна и полубега, спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух нога,. подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положения ног, рук, туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и дома).

Для развития ловкости и быстроты применяются перемещения со сменой направления ходьбы и бега, упражнения с предметами, особенно с мячом. Координация движений кисти и пальцев развивается в специальных упражнениях, а так же при игре с кубиками, с пластелином.

Занятия проводятся ежедневно, в виде зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (три раза в неделю) и различных игр. Продолжительность занятий в начале периода 15 мин. к концу достигает 20-25мин. Важно в этом возрасте приучить ребёнка к ежедневным занятиям утренней физической зарядкой.

На четвёртом году жизни уделяется внимание освоению новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период-постановка целей в ряде упражнений. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть далеко, попасть мячом в цель, быстро реагировать на команду,

В возрасте 3-4 лет необходимо начать целенаправленное воспитание таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость, продолжительность занятий составляет 30-35мин. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю.

На 5-м году жизни необходимо продолжить развитие быстроты, ловкости, гибкости, силы. Воспитывать у детей способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро схватывать суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в собственных действиях.

Значительное место в этом возрасте занимают упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде),В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере последовательного их приближения к правильному выполнению задания, В пятилетнем возрасте регламент занятий остаётся тем же, что и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и ежедневно делать утреннюю зарядку, продолжительность которой 10-12мин., а продолжительность тренировочных занятий увеличивается до 40 мин.

Занятия с шестилетками в основном направлены на развитие быстроты и выносливости. Большое место займёт и силовая тренировка.

При этом нужно помнить о том, что скоростная и силовая тренировка, равно как и воспитание выносливости не должна быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача этих тренировок состоит прежде всего в подготовке мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения его психики к предстоящему в недалёком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок с началом учёбы в школе. Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста такого качества как выносливость, речь идёт о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, а не о развитии выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании.

Режим физической активности ребёнка шестого года жизни должен быть более напряженным, главным образом за счёт расширения средств физической подготовки и увеличения продолжительности занятий, которые могут достигать 45 мин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...