Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кооперация – путь совместного развития агробизнеса

Докладчик: Цветков Михаил Борисович

глава крестьянского (фермерского) хозяйства, участник программы грантовой поддержки начинающих фермеров Ленинградской области в 2015 году

 

Тезисы доклада

 

  1. Немного о себе (глава КФХ, начинающий фермер, сын и внук фермеров – производством занимаемся с 1991 года, предприятие сравнительно мелкое, что в общем-то типично для Сланцевского района Ленобласти. Как деревенский житель очень хорошо знаком с восприятием (негативным восприятием) сельским населением слов «кооператив» и «кооперация» – в конце 90-х – начале 2000-х несколько совхозов в районе как раз прекратили своё существование посредством преобразования в кооперативы. В настоящее время отношение сельскохозяйственных товаропроизводителей и владельцев личных подсобных хозяйств к кооперативному движению можно охарактеризовать как настороженно-негативное, ситуация в общем-то не изменилась, ещё и усугубилась негативным опытом взаимодействия фермеров с другими некоммерческими организациями, функционирующими в аграрной сфере).

 

  1. О месте мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей в структуре агробизнеса. На примере ситуации в Сланцевском районе около 20 фермерских хозяйств, все относительно мелкие; очень небольшие производственные и ещё меньшие сбытовые возможности. ЛПХ вообще находится в упадке, т.к. их наличие, во-первых, не выгодно бюджетам поселений, а во-вторых, вектор интересов населения сместился с сельскохозяйственного производства для личных нужд на удовлетворение иных потребностей. Это то, что на текущий момент находится в «дано» задачи.

В то же время совершенно очевидно, что если бизнес не растёт и не развивается, он начинает деградировать. Это закономерно. Соответственно, сельхозтоваропроизводитель в любом случае должен следить за динамикой годовой прибыли и стараться эту динамику держать в положительном значении. Что же у нас имеет место по факту? Для большинства фермерских хозяйств, о которых мне лично известно, характерна либо близкая к нулю либо вообще отрицательная динамика прибыли, соответственно – снижение рентабельности производства. Прибыль нередко имеет тенденцию к снижению, в то время как издержки устойчиво возрастают. Разумеется, любой сельхозтоваропроизводитель начинает думать над тем, как складывающуюся ситуацию исправить и перевести в благоприятное русло…

 

  1. Задачи, стоящие перед сельскохозяйственным товаропроизводителем, как объективный базис для развития кооперации

Главная задача как предпринимателя, так и коммерческой организации – это, разумеется, получение прибыли. В аграрной сфере эта прибыль может возникнуть в результате реализации произведённой продукции и сопутствующих товаров, работ и услуг.

Получение прибыли сельхозтоваропроизводителем предполагает, что он постоянно сталкивается и должен успешно решать ряд текущих задач, эту прибыль в конечном итоге обеспечивающих. Эти задачи в свою очередь вполне могут быть взяты в качестве субстрата для развития кооперативных отношений.

 


 

Разумеется, сельхозтоваропроизводитель может и чаще всего решает данные задачи самостоятельно, альтернативными кооперации методами. На возможных причинах мы остановимся чуть позднее, а пока же рассмотрим основные варианты решения текущих задач в корреляции с вариантами кооперации:

Задачи Альтернативные (обычные) методы решения Кооперация
Материально-техническое обеспечение
Расходные материалы Самостоятельное приобретение, субсидирование, прямые договоры с производителями Снабженческий кооператив
Техника и оборудование Самостоятельное приобретение, лизинг, аренда, пользование Обслуживающий кооператив
Финансы Кредитование, бюджетные целевые займы в рамках программ, привлечение частных инвесторов Кредитный кооператив
Сбыт
Рынки сбыта, ценообразование, маркетинг и реклама, юридика Самостоятельно, аутсорс, использование наработанной клиентской базы, эпизодические привлечения сторонних специалистов Сбытовой кооператив, обслуживающий кооператив
Персонал
Кадры Самостоятельно, аутсорс, фактическая кооперация ––––
Юридическое оформление персонала Самостоятельно, аутсорс, эпизодическое консультирование специалистами Обслуживающий кооператив

 

Разумеется, как любой специализированный способ хозяйствования, кооперация в своём идеальном выражении имеет ряд объективных преимуществ – см. слайд.

  1. Факторы, блокирующие или тормозящие развитие кооперации на текущий момент
    • Негативный опыт участия фермеров в различных некоммерческих организациях аграрного сектора;
    • Отсутствие экономического интереса и реальной экономической привлекательности для фермеров, уже имеющих определённые позиции на рынке;
    • Фактор «уравнивания» членов кооператива;
    • Взаимное глубокое недоверие как внутри конкурентной среды так и к любым сторонним инициативам. Подкрепляется также активностью граждан, либо имеющих сомнительную деловую репутацию, либо выступающих с откровенно авантюрными проектами.

 

  1. Возможные пути нейтрализации блокирующих факторов

· Реальная экономическая выгода от участия в кооперативе, существенно перевешивающая возникающие у товаропроизводителя дополнительные риски кооперации;

· Информационное сопровождение процесса развития кооперации;

· Положительные и показательные примеры (не только из зарубежного, но и из отечественного опыта);

· Детальная юридическая проработка вопросов баланса интересов при создании и развитии кооперативов (споры легче предотвратить, чем разрешить).

 

 

  1. Что же в итоге?

Потенциальная экономическая привлекательность у кооперации, несомненно, имеется. Однако на текущий момент большинство сельхозтоваропроизводителей не видят никаких объективных и существенных выгод от создания или участия в кооперативах (риски существенно перевешивают вероятные выгоды);

В текущем варианте кооперация может быть интересна в основном начинающим фермерам, не имеющим достаточной производственной базы и проработанных каналов сбыта собственной продукции. Фермеры, уже имеющие определённый производственный и сбытовой базис, в том числе и из числа начинающих, чаще всего не заинтересованы в принятии на себя дополнительных рисков кооперации.

Многим сельхозтоваропроизводителям вообще не известно о сколь бы то существенных положительных примерах развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Соответственно, необходима определённая информационная поддержка развития кооперации, передача и распространение положительного опыта.

На селе фактические кооперативные отношения всегда имели, имеют и будут иметь место, однако пока что любые попытки перевода их в юридическую плоскость, придания им официального статуса для расширения поля возможностей ни к чему не приводят, т.к. любые выгоды и преимущества сразу же оказываются поглощены возрастающими на порядки юридическими и экономическими рисками.

Как сказал один из деревенских старост на недавней встрече в Волосово: «Говорят о кооперации много, но реально никто в это лезть не хочет. Слишком опасно, а своя рубашка ближе к телу».

Осложняет ситуацию также тот факт, что продвижение кооперации в настоящее время нередко осуществляется на местах либо гражданами, имеющими весьма сомнительную деловую репутацию, либо гражданами, чьи проекты изначально являются авантюрными. В обоих случаях любой здравомыслящий сельхозтоваропроизводитель будет держаться в стороне от подобного рода инициатив, особенно фермер, рискующий всем своим имуществом!

Таким образом, в информационном плане у нас складывается определённая дилемма: те, кто вполне мог бы стать опорой, ядром кооператива, не видят в этом никаких особых экономических выгод для себя и своих предприятий, а те, кто выступает инициаторами создания кооперативов, фактически не несут и не могут нести никаких имущественных рисков (по причине отсутствия личного имущества, на которое можно обратить взыскание) и нередко выступают с весьма авантюрными предложениями, не имеющими никакой экономической основы.

В то же время действующие сельхозтоваропроизводители вполне отдают себе отчёт в том, что существующие схемы реализации продукции чаще всего требуют пересмотра и оптимизации, что укрупнение, в том числе посредством кооператива, является одним из путей увеличения валовой прибыли и снижения затрат, но многие пока психологически не готовы к такого рода изменениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...