Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания прекращения предпринимательской деятельности




ВВЕДЕНИЕ

Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют порядок прекращения предпринимательской деятельности, являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь и Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования», в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 3 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1».

Курсовая работа посвящена изучению основаниям оснований и порядку порядка прекращения предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Представляемая работа раскрывает понятие ликвидации и реорганизации, приводит подробный порядок проведения процесса процессов реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности.

Цель курсовой работы – выявить и изучить основания и порядок прекращения предпринимательской деятельности.

Задачи курсовой работы:

1. Дать общую характеристику ликвидации и реорганизации, как способам прекращения деятельности юридического лица;

2. Рассмотреть формы и виды реорганизации;

3. Проанализировать существенные основания ликвидации юридических лиц и порядок её осуществления;

4. Проанализировать существенные основания и порядок прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.

 

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Виды прекращения предпринимательской деятельности

Прекращение деятельности субъектов предпринимательской деятельности может происходить путём реорганизации и ликвидации.

Под термином «реорганизация юридического лица» понимается процесс слияния, присоединения, разъединения, выделения или преобразования юридического лица, осуществляемый на основании решения его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация юридического лица также может производиться в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. При любых перечисленных процессах предполагается существование организации, которая является правопреемником реорганизованной организации. Чаще всего имеет место общее (универсальное) правопреемство. При реорганизации существование юридического лица прекращается (за исключением присоединения), а его деятельность продолжается другим юридическим лицом - правопреемником.

Главное отличие ликвидации от реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидированного субъекта хозяйствования к другим лицам. При ликвидации совпадает прекращение существования юридического лица и его деятельности.

1.2 Реорганизация как способ прекращения предпринимательской деятельности

Гражданский кодекс Республики Беларусь, регламентируя вопросы реорганизации юридических лиц, определяет общие подходы к реорганизации, круг лиц, имеющих право принимать соответствующие решения, формулирует принципы правопреемства, гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. В то же время Гражданский кодекс, другие акты законодательства Республики Беларусь определения определение понятия «реорганизация юридического лица» не содержат [24, с. 36].

В соответствии с нормой п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса реорганизация может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования [2, п. 1 ст. 53].

1. Слиянием юридических лиц признаётся создание нового юридического лица путём передачи ему всех прав и обязанностей участвующих в слиянии юридических лиц с прекращением их деятельности в порядке, установленными законодательными актами. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему субъекту предпринимательской деятельности.

2. Присоединением к юридическому лицу признаётся прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых юридических лиц с передачей их прав и обязанностей юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение. При присоединении юридического лица его права и обязанности в соответствии с передаточным актом переходят к юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение.

3. Разделением юридического лица признаётся прекращение его деятельности с передачей прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом к вновь возникшим юридическим лицам.

4. Выделением из юридического лица признаётся создание одного или нескольких новых юридических лиц с передачей им в соответствии с разделительным балансом части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности.

5. Юридическое лицо одного вида может преобразоваться в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в случаях и порядке, установленных законодательными актами. При преобразовании юридического лица его права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к вновь возникшему юридическому лицу, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать последнему [21, с. 42-43].

Реорганизация, проводимая в форме слияния, разделения и преобразования, имеет своим следствием прекращение деятельности реорганизуемого юридического лица и создание нового – его правопреемника. В то же время присоединение влечёт за собой прекращение деятельности только присоединяемого субъекта без создания нового, а выделение – только создание нового юридического лица без прекращения деятельности того, из состава которого выделяется новая организация.

На практике иногда встречается неверное использование термина «реорганизованное юридическое лицо», одной из причин чего, как представляется, является отсутствие в законодательстве определения этого понятия.

Можно согласиться с утверждением (написать фамилию автора!) о том, Поэтому отметим, что «реорганизованным юридическим лицом» являются:

· при слиянии – организации (все), участвующие в слиянии;

· при разделении – организация, подвергнутая разделению;

· при выделении – организация, из которой выделилась другая организация;

· при преобразовании – организация, подвергнутая преобразованию;

· при присоединении – организация, к которой присоединена другая.

Таким образом, можно предположить, что в законодательстве Республики Беларусь под реорганизацией юридических лиц понимается соответствующая трансформация юридических лиц, осуществляемая по решению уполномоченных на то органов, лиц, следствием которой (трансформации) является возникновение новых или прекращение деятельности существующих юридических лиц и (или) изменение организационно-правовой формы юридических лиц (лица), обеспечении во всех случаях правопреемства по всем правам и обязанностям юридических лиц, подвергнутых такой трансформации [24, с. 36-38].

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации может быть принято учредителями (участниками) коммерческой организации либо её органом, уполномоченным на то её учредительными документами. Принудительная реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа в случаях, прямо указанных в законодательных актах [21, с. 42-43].

Например, в соответствии ч.1 ст. 20 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в случае нарушения хозяйствующим субъектом — юридическим лицом, занимающим доминирующее положение, запретов, предусмотренных статьями определёнными этим же Законом, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении такого хозяйствующего субъекта — юридического лица или решение о принудительном выделении из его состава одного или нескольких хозяйствующих субъектов — юридических лиц [13, п.1 ст. 20]. При этом, если решение компетентного государственного органа (п.2 ст. 53 ГК) о реорганизации не выполнено учредителями (участниками), уполномоченным на реорганизацию органом коммерческой организации, в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего коммерческой организацией, который и проводит реорганизацию [2, п.2 ст. 53]. Такая же норма прописана и в ст. 21 Закона «О хозяйственных обществах», и с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами хозяйственного общества. Внешний управляющий выступает от имени хозяйственного общества в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм [8. ст. 21].

В соответствии с правилом п. 3 ст. 53 ГК в случаях, установленных в нормах законодательных актов, реорганизация коммерческой организации может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов [2, п.3 ст. 53].

Например, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 г. № 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признание утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» унитарные предприятия могут быть реорганизованы, ликвидированы по решению государственного органа, учреждения науки и образования (с согласия государственных органов (государственных организаций), в подчинении (ведении) которых находятся (в состав которых входят) эти учреждения науки и образования), согласованному с Министерством экономики, Государственным комитетом по имуществу и другими заинтересованными, согласовавшими создание этих унитарных предприятий [18, п. 7 гл. 2].

Преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества осуществляются по нормам Закона Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» в редакции Закона от 16.07.2010 № 172-З [9, ст. 27].

В зависимости от формы реорганизации в ходе её проведения составляется разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование).

Указанные документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [2, ст. 55].

Обеспечению интересов кредиторов служит положение ст. 56 Гражданского кодекса, устанавливающее обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация, и возмещения причинённых этим убытков. Особо следует отметить гарантию прав кредиторов в случае невозможности определения правопреемника реорганизуемой коммерческой организации по разделительному балансу. В соответствии с нормой п.3 ст.56 ГК в этом случае вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной организации перед её кредиторами [2, п. 3, ст. 55].

Пункт 4 ст. 53 Гражданского кодекса определяет момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, преобразования – это момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. К слову, термин «вновь возникшее юридическое лицо» в данной статье Гражданского кодекса использован, по мнению Ваулина В.П., крайне неудачно. Юридические лица сами по себе не возникают, а создаются в результате юридических фактов в форме действий (решений) соответствующих лиц (органов) [24, с. 37]. В качестве примера можно привести ст. 10 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З, где сказано, что хозяйственное общество считается созданным с момента его государственной регистрации [8, ст. 10].

При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица [24, с. 37].

В соответствии с ч.3 ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь, при смене собственника имущества и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются [4, ч.3 ст.36].

Согласно Налоговому кодексу исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией [6, п.2 ст.39].

Одной из обязательных процедур при реорганизации юридического лица является проведение инвентаризации активов и обязательств организации. Необходимость обязательной инвентаризации активов и обязательств, при реорганизации организаций, предусмотрена действующим Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» от 12 июля 2013 г. № 57-З [14, п.2 ст. 13].

Поскольку реорганизация характеризуется наличием правопреемства по всем правам и обязанностям реорганизуемого юридического лица, это предполагает продолжение финансово-хозяйственной деятельности реорганизуемой коммерческой организацией [24, с. 43].

Рассмотрим спор из судебной практики между государственным органом и юридическим лицом по вопросу о правопреемстве.

ГУ "Д" на основании решения районного исполнительного комитета был передан земельный участок на праве постоянного пользования, которое в установленном порядке зарегистрировано не было. Позднее ГУ "Д" в соответствии с приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь было присоединено к ПРУП "Б", а последнее - преобразовано в ОАО "Б".

ОАО "Б" обратилось в одну из районных инспекций МНС за разъяснением законодательства по вопросу, обязано ли оно начислять и уплачивать земельный налог за вышеуказанный участок. Налоговый орган, рассмотрев обращение, отметил, что у ОАО "Б" как правопреемника ГУ "Д" возникла данная обязанность.

Не согласившись с разъяснением, ОАО "Б" обратилось в вышестоящую инспекцию МНС с жалобой. Налоговый орган, рассмотрев ее, оставил решение районной инспекции МНС без изменений.

Суд установил, что в течение семи лет ГУ "Д" исчисляло и уплачивало земельный налог. В процессе присоединения ГУ "Д" к ПРУП "Б" был утвержден план мероприятий по исполнению приказа о реорганизации, содержащий, в частности, мероприятия по разборке зданий и сооружений, демонтажу оборудования, находящихся на земельном участке, проведение данных мероприятий было поручено ПРУП "Б" и ГУ "Д". Согласно акту приемки-передачи имущества, финансовых и иных обязательств к ПРУП "Б" перешло все имущество, финансовые и все иные обязательства ГУ "Д".

В результате реорганизации путем присоединения не может быть передана лишь часть имущества, а другая часть остаться бесхозной.

Исходя из абзаца третьего части первой п. 3 ст. 202 Особенной части НК к основаниям для начисления земельного налога относятся:

- сведения о наличии земель, представляемые землеустроительными службами местных исполнительных комитетов;

- сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Согласно представленным землеустроительной службой сведениям спорный земельный участок числился за ГУ "Д".

Материалы дела, по мнению суда, свидетельствовали, что заявитель как правопреемник ГУ "Д" фактически пользовался земельным участком под постройками и дворами.

Суд отказал в удовлетворении требований ОАО "Б" к вышестоящей инспекции МНС, землеустроительной службе районного исполнительного комитета о признании недействительным решения вышестоящей инспекции МНС [26].

1.3 Ликвидация как способ прекращения предпринимательской деятельности

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами [2, п.1 ст. 57].

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано (по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в связи:

· с истечением срока, на который создано это юридическое лицо;

· достижением цели, ради которой оно создано;

· нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;

· признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной [15, п.3.1].

Рассмотрим пример из судебной практики.

Инспекцией МНС по Витебской области (далее - ИМНС) в связи с обнаружением оснований для признания недействительной государственной регистрации созданных юридических лиц в январе 2012 г. в хозяйственный суд Витебской области направлено четыре исковых заявления.

Так, ИМНС в хозяйственный суд Витебской области заявлен иск о признании недействительной государственной регистрации ООО "К" и о ликвидации данного общества, поскольку ИМНС было установлено, что государственная регистрация создания ООО "К" осуществлена на основании заведомо ложных сведений, а именно в приложении к заявлению о государственной регистрации ООО "К" один из учредителей, гражданин Ж., указал, что на момент государственной регистрации не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства). Однако фактически на момент государственной регистрации ООО "К" он также являлся учредителем ООО "С", в отношении которого хозяйственным судом Витебской области возбуждено конкурсное производство и принято решение о признании ООО "С" банкротом с ликвидацией должника.

Доход от осуществления деятельности ООО "К" с момента регистрации составил 17506720 руб. Доход определен налоговым органом как вся выручка, полученная от реализации, без учета затрат.

Решением хозяйственного суда Витебской области исковые требования ИМНС удовлетворены в полном объеме. Государственная регистрация ООО "К" признана недействительной, взыскан доход от деятельности в сумме 17506720 руб. и принято решение о ликвидации организации.

Аналогичная ситуация имела место по трем другим субъектам хозяйствования, однако доход от хозяйственной деятельности отсутствовал [27].

В принудительном порядке ликвидация юридического лица производится:

1) по решению хозяйственного суда в соответствии п. 3.2 Положения о ликвидации в случаях:

· непринятия решения о ликвидации в соответствии с частью первой подпункта 3.1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

· осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

· экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица [15, п.3.2]; Согласно Закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника) [12, ст.1].

· уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим настоящее Положение, соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

· нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации [15, п.3.2];

При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о ликвидации субъектов хозяйствования. [15, п.3.2].

Национальный банк Республики Беларусь, исходя из норм части второй ст. 36 Банковского кодекса Республики Беларусь, вправе предъявить иск в суд о ликвидации банка или небанковской кредитно-финансовой организации по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь [5, ст. 36].

Согласно ст. 164 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд может отказать в принятии искового заявления, если спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде [3, ст. 164].

2) по решению регистрирующего органа субъект хозяйствования может быть ликвидирован в случаях:

· неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

· внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;

· непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

· осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации, после чего регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд [15, п.3.3].

Как показывает практика, самым частым основанием, по которому регистрирующий орган принимает решение о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности, является неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд [22, с.25].

Указанный выше перечень оснований не является закрытым. Гражданский кодекс и другие нормативные правовые акты предусматривают и иные случаи ликвидации субъектов хозяйствования. К ним, в частности, относятся случаи:

· если в полном товариществе остаётся единственный участник [2, ст. 80];

· если из коммандитного товарищества выбывают все участвовавшие в нём вкладчики [2, п.1 ст. 85];

· если организация, которая зарегистрированная на территории Республики Беларусь, будет признана экстремистской, то ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается и такая организация ликвидируется на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь [10, ст. 12].

 


 

2 ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Под ликвидацией индивидуального предпринимателя понимается прекращение его деятельности. Индивидуальный предприниматель может прекратить свою деятельность добровольно или в принудительном порядке по решению суда или регистрирующего органа, в том числе и при неплатёжеспособности (банкротстве).

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя [12, ст.1].

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по основаниям, предусмотренным Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя [15, п.4].

Документальное подтверждение факта смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является основанием для принятия решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого индивидуального предпринимателя [15, п. 5].

Для прекращения предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:

· печати либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

· оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии – заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

· уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции [15, п.13].

При этом индивидуальный предприниматель с момента представления в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности приобретает статус индивидуального предпринимателя, находящегося в стадии прекращения деятельности, и осуществление им операций по счетам либо совершение сделок, не связанных с прекращением предпринимательской деятельности, не допускается [15, п.10]. То есть, индивидуальный предприниматель может только завершать операции по расчётам с контрагентами (например, производить исчисление и уплату налогов, выявлять кредиторов, осуществлять с ними расчёты), но не вправе заключать новые договоры на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг. Осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности в нарушение данного требования признаётся деятельностью, запрещённой законодательными актами, за что индивидуальный предприниматель может быть привлечён к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности [7, п. 2 ст.12.7].

Кроме того, при прекращении деятельности у индивидуального предпринимателя возникает обязанность по представлению налоговых деклараций (расчётов) по каждому налогу, в отношении которых он признан плательщиком и уплате этих налогов [25, с.43-44].

Так, пунктом, 21 статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь установлено, что индивидуальный предприниматель представляет налоговую декларацию в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении деятельности включительно, если иное не установлено Налоговым кодексом [6, п 21, ст 63]. Представление налоговой декларации (расчёта) в связи с прекращением деятельности является обязанностью индивидуального предпринимателя. Ответственность за невыполнение данной обязанности установлена статьёй 13.4 Кодекса об административных правонарушений [7, п 2 ст. 63].

Согласно Закону «О поддержке малого и среднего предпринимательства» государственная финансовая поддержка индивидуальным предпринимателям не оказывается, если данный субъект находится в процессе прекращения своей деятельности [11, ст. 11].

Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя деятельности по решению регистрирующего органа по общему правилу состоит в следующем.

При наличии основания – неосуществления предпринимательской деятельности в течении 12 месяцев подряд и ненаправления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности –деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается. Решение о начале процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания. Перечень индивидуальных предпринимателей, деятельность которых прекращается, размещается Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции.

О принятом решении регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет индивидуального предпринимателя, а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) [15, п.14].

В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления в регистрирующий орган представляются:

· налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) – справки и сведения либо соответствующая информация, указанные в п. 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования;

· индивидуальным предпринимателем – печати либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) организации (индивидуального предпринимателя) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате, оригинал свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии – заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации [15, п.14].

Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, определённых законодательством, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Запрос не направляется в случае подтверждения налоговыми органами отсутствия сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Архив представляет регистрирующему органу сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса [15, п.15].

Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:

· индивидуальным предпринимателем представлены необходимые для прекращения деятельности документы;

· органами (организацией) не представлены документы, указанные в частях первой–третьей пункта 9 и абзаце втором части пятой пункта 14 Положения о ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя прошло не менее 35 рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация об отсутствии непрекращенных обязательств перед таможенными органами, информация о том, что индивидуальный предприниматель не состоял на соответствующем учете (не был зарегистрирован) [15, п.16];

Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в данный регистр и сообщает об исключении субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, государственной статистики, обособленные подразделения Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» [15, п.21].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 г. N№ 1301 утверждено Положение о порядке внесения Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах" капитализированных повременных платежей при ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик в двухнедельный срок с даты получения соответствующего уведомления страхователя о ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности производит расчет капитализируемых повременных платежей [17, п. 2].

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.12.2003 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...