Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования трудовых умений у старших дошкольников
Введение Дошкольный возраст – это период становления разнообразных видов деятельности, в том числе и трудовой. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые умения, навыки и личностные качества закладываются в детстве. У детей 5-6 лет уже возможно и необходимо воспитывать осознанное положительное отношение к труду. Формирование трудовых умений является важнейшим направлением социального и познавательного развития детей дошкольного возраста. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что проблемой формирования у детей старшего дошкольного возраста трудовых умений занимались такие ученые, как Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева. Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий. Это противоречия между: - социальным заказом общества и государства и существующими традиционными подходами в дошкольных образовательных учреждениях, которые не всегда способствуют формированию трудовых умений у детей дошкольного возраста; - необходимостью формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методов, форм для более результативного обеспечения этого процесса. Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: «Формирование трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности». Цель квалификационной работы: выявить педагогические условия, способствующие формированию трудовых умений у детей 5-6 лет посредством игровой деятельности. Объект: процесс формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности.
Предмет: педагогические условия формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности. В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: формирование трудовых умений у детей 5-6 лет будет проходить более успешно, если: 1. Использовать игровую деятельность, как метод формирования трудовых умений у старших дошкольников. 2. Создавать развивающую предметно-пространственную среду. 3. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности. В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности. 2. Изучить роль игровой деятельности в формировании трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности. 3. Разработать и апробировать критерии проверки гипотезы Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (сентябрь – декабрь 2016) – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Второй этап ( январь - апрель 2017) – реализующий – связан с организацией и проведением формирующего этапа с целью проверки трудовых умений у детей 5-6 лет, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования. Третий этап (май - июнь 2017) – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 471 г. Челябинска».
Глава I. Теоретические основы формирования трудовых умений у старших дошкольников
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования трудовых умений у старших дошкольников Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась В.Г. Нечаевым, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, А.Д. Шатовой и др. Их исследования были содержанию, средствам, методам и формам организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста. Проблемой формирования умений у детей занимались такие известные психологи и педагоги как С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской, Л.М. Фридман и др. [46].В начале нашего исследования стоит приступить к рассмотрению понятия «умения» в психолого-педагогической литературе. Итак, в словаре С.И. Ожегова можно найти следующее определение понятия: умение – это знание, которое понято и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. Е.А. Милерян дает определение умениям как способность человека, основанную на знаниях и навыках, успешно достигать сознательно поставленную цель. В работах Н.В. Кузьминой умения рассматриваются как приобретённая человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определённые виды деятельности в изменяющихся условиях Таким образом, стоит подчеркнуть, что трудовые умения –способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности. Д.В. Сергеева выделяет следующие трудовые умения, которые формируются в дошкольном возрасте: - умение ставить перед собой цель по решению задач, возникающих в трудовой деятельности; - умение планировать и контролировать трудовую деятельность; - умение предвидеть, что понадобится для осуществления трудовых действий (инструменты, материалы); - умение оценивать достигнутый результат с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы В то же время В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич выделяли следующие виды труда: - самообслуживание, - хозяйственно-бытовой, - труд в природе, - ручной и художественный труд. Таким образом, подводя итог данного параграфа, стоит подчеркнуть, опираясь на рассмотренные определения, что трудовые умения подразумевают под собой способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|