Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования трудовых умений у старших дошкольников

Введение

Дошкольный возраст – это период становления разнообразных видов деятельности, в том числе и трудовой. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые умения, навыки и личностные качества закладываются в детстве. У детей 5-6 лет уже возможно и необходимо воспитывать осознанное положительное отношение к труду.

Формирование трудовых умений является важнейшим направлением социального и познавательного развития детей дошкольного возраста. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что проблемой формирования у детей старшего дошкольного возраста трудовых умений занимались такие ученые, как Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева.

Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий. Это противоречия между:

- социальным заказом общества и государства и существующими традиционными подходами в дошкольных образовательных учреждениях, которые не всегда способствуют формированию трудовых умений у детей дошкольного возраста;

- необходимостью формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методов, форм для более результативного обеспечения этого процесса.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: «Формирование трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности».

Цель квалификационной работы: выявить педагогические условия, способствующие формированию трудовых умений у детей 5-6 лет посредством игровой деятельности.

Объект: процесс формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности.

Предмет: педагогические условия формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: формирование трудовых умений у детей 5-6 лет будет проходить более успешно, если:

1. Использовать игровую деятельность, как метод формирования трудовых умений у старших дошкольников.

2. Создавать развивающую предметно-пространственную среду.

3. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности.

2. Изучить роль игровой деятельности в формировании трудовых умений у старших дошкольников посредством игровой деятельности.

3. Разработать и апробировать критерии проверки гипотезы

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (сентябрь – декабрь 2016) – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе.

Второй этап ( январь - апрель 2017) – реализующий – связан с организацией и проведением формирующего этапа с целью проверки трудовых умений у детей 5-6 лет, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.

Третий этап (май - июнь 2017) – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы

Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 471 г. Челябинска».

 

Глава I. Теоретические основы формирования трудовых умений у старших дошкольников

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования трудовых умений у старших дошкольников

Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась В.Г. Нечаевым, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, А.Д. Шатовой и др. Их исследования были содержанию, средствам, методам и формам организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста. Проблемой формирования умений у детей занимались такие известные психологи и педагоги как С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской, Л.М. Фридман и др. [46].В начале нашего исследования стоит приступить к рассмотрению понятия «умения» в психолого-педагогической литературе.

Итак, в словаре С.И. Ожегова можно найти следующее определение понятия: умение – это знание, которое понято и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. Е.А. Милерян дает определение умениям как способность человека, основанную на знаниях и навыках, успешно достигать сознательно поставленную цель. В работах Н.В. Кузьминой умения рассматриваются как приобретённая человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определённые виды деятельности в изменяющихся условиях

Таким образом, стоит подчеркнуть, что трудовые умения –способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Д.В. Сергеева выделяет следующие трудовые умения, которые формируются в дошкольном возрасте:

- умение ставить перед собой цель по решению задач, возникающих в трудовой деятельности;

- умение планировать и контролировать трудовую деятельность;

- умение предвидеть, что понадобится для осуществления трудовых действий (инструменты, материалы);

- умение оценивать достигнутый результат с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы

В то же время В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич выделяли следующие виды труда:

- самообслуживание,

- хозяйственно-бытовой,

- труд в природе,

- ручной и художественный труд.

Таким образом, подводя итог данного параграфа, стоит подчеркнуть, опираясь на рассмотренные определения, что трудовые умения подразумевают под собой способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...