Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преемственность власти как функция института политического лидерства.

Стабильность политической системы является одним из необходимых условий для успешного функционирования любого государственного образования. Феномен политической стабильности общества формируется из множества факторов, и одним из главных является система преемственности власти.

Любая власть, несмотря на режим или форму правления, стремится к закреплению и развитию тех принципов, которыми она руководствуется и тех результатов, которых она достигла. Для достижения данной цели требуется определенный механизм передачи властных полномочий от одних носителей к другим, т.е. от одних лидеров к другим.

Изучение данной проблемы, т.е. выявление взаимосвязи между политическим лидерством и преемственностью власти предполагает выявление сущности последней.

Понятие преемственность относится к числу универсальных. В широком смысле оно означает связь между явлениями в их развитии, в результате которой новое сменяет старое, сохраняя в себе его некоторые элементы, развивающиеся в дальнейшем на качественно новой основе[1].

Преемственность не существует без действующих субъектов[2]. В данном случае, таким субъектом является власть. Многогранность власти не позволяет дать его точное определение. В современной политологии она характеризуется как действие, направленное на что-то, а не как господство над кем-то[3]. Сущность власти сводится к наличию отношений между двумя или несколькими сторонами, из которых одна побуждает к действию, а другая производит это действие[4]. Особенность власти в том, что она не может вечно находится в одних руках и поэтому смена власти является неизбежной[5].

В классических империях смена власти воспринималась негативно, так как престолонаследие не было сменой власти. Оно направлялось на сохранение и удержание ее в прежних рамках[6].

На современном этапе проблема преемственности власти приобретает новое значение. В условиях демократизации общественной жизни преемственность власти становится востребованной самим обществом и получает закрепление всеобщими выборами представителей во властные структуры[7].

Выделим несколько видов преемственности власти.

Преемственность как передача власти одному человеку - преемнику, который вызывает особое доверие у главы государства и обладает соответствующими способностями для продолжения деятельности предшественника[8]. При таком виде преемственности политический лидер (обладатель власти) передает преемнику свои функции как продолжателю «своего дела».

Преемственность как утвердившийся статус правящей элиты, которая стремится в момент передачи власти сохранить свое прежнее положение и ключевые позиции в государстве. В данном случае в качестве преемника выступает не одно лицо, а несколько участников[9].

Преемственность политического курса, начатого лидером. В данном случае власть передается не просто из одних рук в другие, но сохраняется ее идеологическая составляющая[10]. Преемник должен не дублировать политику своего предшественника, а должен способствовать поступательному развитию общества[11].

Приведенные выше разновидности преемственности власти позволяют осуществить более глубокий анализ данного феномена, а так же выявить связь между ним и политическим лидерством. Не менее важным в понимании поставленной выше задачи является изучение передачи власти в демократических и авторитарных (тоталитарных) системах.

В классических демократических системах, в политическом пространстве которых существуют несколько партий, реально борющиеся за власть, и каждая из которых методами внутрипартийной демократии готовит своему действующему лидеру преемника[12], преемственность носит характер партийных ценностей и программ, открытых для изменений. Можно сказать, что сама система «требует» перемен[13].

Преемственность власти при тоталитарном или жестком авторитарном режиме носит другой характер. В ситуации, когда у власти находится одна-единственная партия гегемон, при приходе к власти новый политический лидер является «продолжателем» прежнего курса и по самим условиям получения своей власти не может производить какие-либо изменения в существующей системе[14]. Приведем в пример М.С. Горбачева, который являлся преемником не конкретного политического лидера, а системы в целом. Он предпринял попытку ее модернизации, что в итоге привело к ее разрушению[15].

Стоит сказать, что в большинстве тоталитарных стран власть передается как власть семьи, клана или партии. Например, диктатор Северной Кореи Ким Чен Ир является преемником, своего отца Ким Ир Сена, и ввел в высшее руководство КНДР одного из своих сыновей Ким Чен Ына, который после смерти отца возглавил партию и стал главой государства[16]. В КНР Дэн Сяопин назначил не только своего приемника Цзян Цземина, но и следующего – Ху Дзинтао, который должен был возглавить и возглавил в итоге страну через десять лет[17]. приведенные примеры показывают как

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность власти является одной из главных функций института политического лидерства. Причем разные политические системы вырабатывают свой специфический механизм ротации политических лидеров. Для демократических стран им являются выборы, для тоталитарных и авторитарных – назначение преемников уходящей властью.

В отличие от вождизма лидерство не наследуется. Каждый новый

лидер рождается заново. И хотя он наследует сложившееся окружение

(преемственность власти необходима), он должен быть носителем новых

идей. Новаторство - основа чередования лидеров в нормально

функционирующей политической системе. Оно проявляется и реализуется в

демократическом механизме регулярной системы смены власти, в

периодических выборах новых руководителей. Закон делает их смену

обязательной, и этот процесс функционирует как школа лидерства, его

совершенствования, включая и подготовку, и отбор, и соревнование

лидеров, а главное - участие в этом политическом процессе общества,

по крайней мере его активных членов, участников политической жизни.

 

 


[1] http://enc-dic.com/enc_big/Preemstvennost-47821.html

[2] См: Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. 1983.

[3]См: Болл Т. Власть// Полис. 1993. №5.

[4] См: Политика. Толковый словарь. М.: «Инфра-М», Издательство «Весь мир». Д. Андерхилл, С. Баретт, П. Барнелл, П. Барнем и др. Общая редакция: д. э. н. Осадчая И.М. 2001. С. 341.

[5] См: толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. М. 2003. С. 127-129.

[6] См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Учебное пособие. М. 2007. С. 34-39.

[7] См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Мишин А.А. Учебно-практическое пособие. М. 2009. С. 159-167.

[8] См.: http://ava.md/034-kommentarii/02411-preemstvennost-vlasti.html

[9] http://www.ryzkov.ru/index.php?catid=26:2012-01-24-07-46-59&id=26761&Itemid=2&option=com_content

[10] http://knowledge.allbest.ru/political/3c0a65625b3bd78b5d43a88521306c27_0.html

[11] http://works.tarefer.ru/33/100116/index.html

[12] http://www.insocialism.spb.ru/materiali/preemstvennost-vlasti-perestroenie-v-kolee-razvitiya-bez-viezda-na-vstrechnuiu-polosu.html

[13] http://www.oboznik.ru/?p=21200

[14] См: Бурлацкий Ф.М. Вожди и Советники. М. 1990. С. 164-198.

[15] См: Озерский В.В. Правители России от Рюрика до Медведева. История в портретах / В.В. Озерский. Изд. 5-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 278-287.

[16] http://5ballov.qip.ru/referats/preview/84169/21/?referat-mesto-severnoy-i-yujnoy-korei-v- mirovoy -politike-sravnitelnaya-harakteristika

[17] См.: Литвинов О. Обновление социальной и политической системы КНР// Проблемы Дальнего Востока. 2011. №6. С. 43-46.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...